Кивали и поддакивали: почему настала пора маслихатам стать сильными

Местные органы самоуправления призваны стать голосом народа.

Маржан Бакиева

Ровно год назад глава государства Касым-Жомарт Токаев выступил с Посланием народу “Новый Казахстан: путь обновления и модернизации”. В числе различных поручений прозвучала инициатива создания сильных маслихатов как местных представительных органов. Какие изменения произошли за последний год в работе маслихатов и какие еще реформы ожидаются, читайте в материале Liter.kz.

Маслихат – это выборный орган, избираемый населением области, города республиканского значения и столицы или района (города областного значения), выражающий волю населения и в соответствии с законодательством Республики Казахстан определяющий меры, необходимые для ее реализации, и контролирующий их осуществление. Маслихаты избираются сроком на пять лет.

Несмотря на серьезные полномочия, за долгие годы в силу различных причин у казахстанцев сформировалось критическое отношение к маслихатам и работающим в них депутатам. Среднестатистический гражданин не знает народных избранников и с трудом может назвать хотя бы две-три функции, которые исполняет маслихат. Вместо этого маслихаты воспринимаются как органы, которые лишь поддерживают решение местного акима, слабо вмешиваясь в его работу.

Между тем список компетенций, относящихся к маслихату, огромный. Так, депутаты маслихата могут утверждать местный бюджет, программы развития территории, правила благоустройства территорий, правила подготовки и проведения отопительного сезона, контролировать исполнение местного бюджета и программу развития территории.

Однако народных избранников нельзя назвать полностью самостоятельными. Так, часть компетенций маслихата идет в связке с акимом.

“Утверждение по представлению акима схемы управления административно-территориальной единицей, сформированной на основе базовых структур местного государственного управления, утверждаемых Правительством Республики Казахстан, если иное не предусмотрено законами Республики Казахстан;

согласование решением сессии маслихата персонального состава соответствующего акимата по представлению акима;

утверждение по представлению акима персонального состава консультативно-совещательных органов при акимате по вопросам межведомственного характера;

присвоение по представлению акима звания "Почетный гражданин области (города, района);

утверждение правил присвоения звания "Почетный гражданин области (города, района)”, разработанных и представленных акиматом области, города республиканского значения, столицы”, – выдержка из закона о государственном и местном самоуправлении.

Несамостоятелен маслихат, если местный аким не справляется со своей работой. По инициативе не менее одной пятой от общего числа депутатов маслихата может быть поставлен вопрос о выражении вотума недоверия акиму. То есть маслихат большинством голосов от общего числа его депутатов вправе выразить недоверие акиму и поставить вопрос о его освобождении от должности перед президентом, если это аким области, города республиканского значения и столицы или вышестоящим акимом, если это акимы иных административно-территориальных единиц. То есть окончательно решение принимает президент либо вышестоящий аким.

Заместитель директора НИИ права университета Туран, главный научный сотрудник Института законодательства РК Лейла Жанузакова отметила, что до недавнего времени маслихаты, хотя и были провозглашены органом местного самоуправления, не могли выполнять возложенные на них функции в полной мере.

Начиная с 2018 года состав маслихатов формировался исключительно по партийным спискам. Кто войдет в партийные списки, решала сама партия. И избиратели голосовали за партии, а не за конкретных кандидатов. В результате зачастую в депутаты стремились кандидаты, которые надеялись работать во имя собственных интересов, а не избирателей. Население через маслихат не участвовало в жизни своего населенного пункта. При этом депутаты не несли ответственность за свою работу, так как вся деятельность осуществлялась на общественных началах. Зарплату получал только секретарь маслихата. В итоге маслихаты с натяжкой можно было назвать органом местного самоуправления, – говорит Лейла Жанузакова.

По ее словам, в редких случаях, в отдельных регионах маслихат действительно мог осуществлять представительные функции. Но чаще всего эффективность была низкая. К примеру, в Алматы есть множество острых проблем – плохая экология, засилье новостроек, вопросы Кок-Жайлау, качество дорог и т. д. И алматинцы не знают, что делают местные депутаты для решения перечисленных проблем.

Сила в самостоятельности

Фото: akorda.kz

Касым-Жомарт Токаев в своем Послании “Новый Казахстан: путь обновления и модернизации” четко обозначил, что страна нуждается в сильных самостоятельных маслихатах. Только такие местные органы самоуправления способны вызвать доверие к представительной власти.

Сильные маслихаты способствуют решению актуальных проблем и росту качества жизни в регионах. Для укрепления их субъектности и самостоятельности следует ввести должность председателя маслихата, – подчеркнул президент.

По словам главы государства, сильная система местного самоуправления – это базовая основа для прямого участия граждан в улучшении качества жизни в своем родном населенном пункте.

Без сомнений, казахстанцы уже давно готовы брать ответственность за свои города, районы и села. Не следует недооценивать людей и бояться передавать им полномочия, которые они в состоянии взять на себя. В рамках политической модернизации маслихаты должны стать ключевым звеном местного самоуправления. Сегодня они имеют гибридную природу, являясь одновременно институтом местного государственного управления и местного самоуправления. Поэтому необходимо четко обозначить полномочия маслихатов. Нужно кардинально пересмотреть систему финансирования регионов, – говорится в послании.

Меры по усилению самостоятельности маслихатов внесли на всеобщее обсуждение. Если раньше будущего главу региона хоть и представляли депутатам, но возможности у маслихата отказаться не было, то теперь депутаты местного представительного органа будут иметь возможность выбирать акима из нескольких кандидатов. 5 июня 2022 года в Казахстане был проведен референдум по внесению поправок в Конституцию. 7 июня обнародованы результаты, согласно которым 77,15% казахстанцев проголосовали за предложенные изменения.

Выборы как лакмусовая бумажка

Фотоколлаж: Liter.kz

Заместитель директора НИИ права университета Туран, главный научный сотрудник Института законодательства РК Лейла Жанузакова:

– В настоящее время законодательство изменилось и есть много предпосылок, что маслихаты будут работать эффективнее. Так, на предстоящих выборах впервые в маслихаты областей, городов республиканского значения и столицы будут избраны 50% депутатов по партийным спискам и 50% по одномандатным избирательным округам. У населения просыпается интерес к выборам, потому что они голосуют за конкретных людей. Теперь можно отследить, чем был известен человек ранее, есть ли у него гражданская позиция. Мы уже видим, как появляются независимые кандидаты от гражданского общества. Поэтому голосование будет проходить более осознанно.

Кроме этого, появилось право отзыва депутатов, которые плохо исполняют свою работу. Это повысит эффективность маслихатов на всех уровнях.

Изменился статус лица, который возглавляет работу маслихатов. Ранее это был секретарь, сейчас председатель. Если углубиться в историю, то ранее в населенных пунктах были председатели местного совета (аналог должности секретаря маслихата) и председатель исполкома (аналог должности акима). Затем появился институт акимов, их статус стал выше. А председатель местного совета трансформировался в секретаря маслихата. Даже само название должности несколько принижает ту роль, которую должен исполнять человек. С повышением уровня самостоятельности маслихатов председатель маслихата не должен быть по статусу ниже акима.

Теперь необходимо расширять функции маслихатов и четко разграничить функции между акиматом и маслихатом. Сейчас работа обоих органов регламентирована одним законом – “О местном государственном управлении и самоуправлении”. Далее мы ожидаем разработки и принятия закона о местном самоуправлении. Первоначальный проект закона предполагал регулирование работы маслихатов сельского уровня. Но после введения уровня акимов сельских округов их статус не был определен. Они имеют двойной статус – как представители органов местного и государственного самоуправления. При этом они не могут быть отозваны народом, хотя им и были выбраны. Об этом говорил и президент при обсуждении Концепции развития местного самоуправления

Главный научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения, доктор философских наук Рустем Кадыржанов:

– Маслихаты должны выполнять функцию местного самоуправления. Но пока у нас местного самоуправления как такового нет. У любого представительного органа должен быть свой бюджет, которым он может распоряжаться и быть достаточно свободным в своих действиях. Поэтому функции, которые исполняет маслихат, ограниченные.

С этого года появилось несколько изменений, которые должны превратить маслихаты в более самостоятельные авторитетные органы самоуправления. Процесс начался. Предвыборная кампания проходит достаточно живо, появились яркие харизматичные кандидаты, на наших глазах разворачивается конкуренция, которая всколыхнула общество и привлекла внимание к выборам. После завершения электорального периода станет ясным, насколько эффективными будут маслихаты.

Новости партнеров