Новости Казахстана Новости мира Интервью Life style Спорт Культура Регионы Amanat
$ 489.36  533.45  4.99

Ключевые политические итоги 2021 года назвал казахстанский политолог

Выборы сельских акимов, новые законы и кадровые перестановки. Как прошел 2021 год? 

30.12.2021, 09:25
Ключевые политические итоги 2021 года назвал казахстанский политолог
qysqasoz.kz

Уходящий 2021 год был насыщен серьезными политическими процессами и событиями в стране. Несмотря на продолжающуюся пандемию коронавирусной инфекции COVID-19, были, в частности, проведены две избирательные кампании, а также продолжилась деятельность по реализации новых преобразований, составляющих второй, третий и четвертый пакеты политических инициатив Президента РК Касым-Жомарта Токаева. Ключевые политические итоги прошедшего года передает Liter.kz

Год начался с парламентских и местных выборов, прошедших 10 января. По итогам первых из них Nur Otan сохранил за собой статус партии парламентского большинства (76 депутатов). Свое представительство в Мажилисе Парламента РК также сохранили Демократическая партия Казахстана Ак жол (12 депутатов) и Народная партия Казахстана (10 депутатов). Тем самым в идейно-политическом отношении было обеспечено представительство выразителей трех ключевых политических спектров: центристы, правые и левые соответственно. При этом «Ак жол» и НПК официально получили статус парламентской оппозиции.

Что касается выборов в местные представительные органы, то их совокупные итоги выглядят следующим образом: Nur Otan – 2701, Ак жол – 229, Ауыл – 228, НПК – 95, Adal – 23. Таким образом, в составе этих органов представлены большинство действующих в стране политических партий. Причем у партии Nur Otan отмеченные результаты во многом были обусловлены следующими основными факторами. Во-первых, итогами прошлогодних праймериз, благодаря которым был сформирован состав кандидатов в депутаты маслихатов всех уровней с участием новых людей. И, во-вторых, разработкой и представлением вниманию электората 217 предвыборных программ, ориентированных на конкретные области, районы города республиканского и областного значения.

По инициативе Главы государства была введена выборность акимов городов районного значения, сел, поселков и сельских округов непосредственно гражданами из числа жителей данных административно-территориальных единиц (АТЕ). Тем самым косвенное избирательное право, реализуемое c 2013 года через соответствующие маслихаты, было заменено в данном случае на прямое избирательное право. Для обеспечения реализации этой меры в мае 2021 года были внесены соответствующие поправки в законодательство о выборах и о местном государственном управлении и самоуправлении.

Первый раунд прямых выборов акимов данной категории был проведен в июле-декабре 2021 года. В результате этого свои посты заняли 834 акима. Наиболее интенсивным было избрание 730 акимов, голосование за которых прошло 25 июля. За данные должности конкурировали представители всех действующих в стране партий, а также самовыдвиженцы в общем количестве 2172 человек. В результате было переизбрано 380 и сменилось 350 акимов. В целом, данные выборы позволили в той или иной степени обеспечить свое представительство в системе исполнительной власти всем казахстанским партиям, включая находящуюся в оппозиции Общенациональную социал-демократическую партию. Представители партии Nur Otan победили в 87,5% АТЕ, заняв 757 рассматриваемых должностей. Причем если 670 кандидатов баллотировались непосредственно от партии власти, то остальные 87 – в порядке самовыдвижения.

Другим важным моментом рассматриваемых выборов стало то, что граждане реализовали здесь как свое активное, так и пассивное избирательное право. Кроме того, в законодательство о выборах была возвращена графа «Против всех» в избирательных бюллетенях. И именно на выборах акимов она нашла свое практическое применение. В частности, по итогам голосования 25 июля наибольшее количество голосов «против всех» – 406 из 3329 (12,2%) было зарегистрировано в Бастобинском сельском округе Каратальского района Алматинской области. В свою очередь, все это создало хорошую основу для проведения очередных раундов данных выборов в 2022-2025 гг.

Среди наиболее важных решений, принятых руководством страны в уходящем году, следует отметить, во-первых, введение запрета на передачу в собственность или сдачу в аренду земель сельскохозяйственного назначения любым иностранным физическим и юридическим лицам, а также казахстанским юридическим лицам с иностранным участием и лицам без гражданства. Призывы к государству по этому поводу, как известно, активно шли со стороны ряда представителей общественности с 2016 года, в связи с чем в этом году был введен соответствующий мораторий. Теперь же в данном вопросе поставлена точка в пользу Казахстана и его граждан.

Во-вторых, отмена смертной казни. В январе 2021 года Казахстан ратифицировал Второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни. Правда, на тот момент времени было сохранено право применения данной меры наказания в военное время в отношении лиц, признанных виновными в совершении особо тяжких преступлений военного характера.

Однако, выступая на прошедшем 16 ноября шестом заседании Национального совета общественного доверия, Президент РК с ссылкой на мнения правозащитников, предложил отменить смертную казнь без каких-либо оговорок. В результате закон «О внесении изменений и дополнения в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросу отмены смертной казни» вступил в силу 29 декабря. В связи с этим крайней мерой уголовного наказания становится пожизненное заключение для лиц, осужденных за совершение определенных преступлений. Казахстан при этом стал 107-ой страной, полностью отменившей смертную казнь.

В условиях пандемии государство приняло ряд мер, призванных поддержать уровень жизни населения. В частности, заинтересованные граждане получили возможность использовать часть своих пенсионных накоплений на определенные цели, включая улучшение жилищных условий. Была увеличена заработная плата для разных категорий работников бюджетной сферы, составив на среднемесячном уровне: у педагогов – 234 тысяч, у врачей – 320 тысяч, у социальных работников – 180 тысяч тенге. С сентября этого года также увеличились стипендии: у студентов вузов и колледжей – на 20%, у магистрантов и докторантов – на 15%.

Соответствующие меры политического и социально-экономического характера встретили свое законодательное обеспечение по итогам работы Парламента РК VII созыва. Только в рамках первой сессии на рассмотрении нижней палаты находилось 78 законопроектов, 49 из которых были одобрены и направлены сенаторам. С начала второй сессии данные показатели составили 80 и 39 законопроектов соответственно. При этом рассматриваемая деятельность сочетала в себе исполнение поручений Главы государства и реализацию предвыборной программы партии Nur Otan. Немаловажно также, что депутатами Мажилиса стали девять членов Национального совета общественного доверия при Президенте РК, представленные в депутатских фракциях все трех парламентских партий.

Кроме того, под эгидой нижней палаты законодательного органа был образован Межпартийный совет, что позволило непарламентским партиям участвовать в рабочих группах и вносить свои предложения по различным законопроектам. Наконец, расширилась практика обсуждения законопроектов, рассматриваемых Мажилисом, с участием заинтересованных представителей общественности и экспертов, в том числе благодаря использованию онлайн-механизмов. Все это в совокупности обеспечивает максимальную прозрачность законодательной деятельности и положительно влияет на качество принимаемых законов.

В работе правительства и акимов всех уровней основной акцент сделан на реализацию предвыборной программы партии Nur Otan. Причем сама партия власти, фактически, разделила с ними ответственность за данную деятельность, осуществляя контроль за ней. Для этого за каждым из представляющих Nur Otan депутатов Мажилиса и маслихатов закреплена ответственность за определенные направления предвыборных программ всех уровней. Причем в феврале 2022 года руководство партии намерено ввести публичный рейтинг 2,7 тысяч депутатов маслихатов всех уровней, что может повлиять на повышение ими в той или иной степени качества своей депутатской деятельности.

Помимо этого, в структуре партии было создано 1700 общественных советов с участием более 12 тысяч активных граждан. Причем в состав данных органов вошли не только члены Nur Otan, но и беспартийные активисты. Только в рамках 14 общественных советов республиканского уровня, руководимых парламентариями, было проведено 50 заседаний по разным направлениям реализации предвыборной программы партии с направлением более 650 рекомендаций в различные госорганы. В частности, Республиканским общественным советом по развитию гражданского общества и государственного управления были рассмотрены вопросы введения выборности акимов, развития местного самоуправления, цифровизации деятельности государственных органов и так далее.

Заметным событием уходящего года также стало заявленное Первым Президентом РК и лидером партии Nur Otan Нурсултаном Назарбаевым намерение передать председательство в ней Главе государства Касым-Жомарту Токаеву. Этот вопрос, судя по всему, будет решен на ближайшем съезде партии. Возглавив Nur Otan, Президент сможет использовать это как дополнительный механизм контроля за деятельностью разных госструктур и их должностных лиц, а также механизм коммуникации с населением. Немаловажно в последнем случае отметить обращение в общественные приемные партии в этом году порядка 160 тысяч казахстанцев и решение 98% вопросов по данным обращениям. В целом, представляется, что руководство партией власти действующим Президентом Казахстана призвано обеспечить консолидацию властвующей элиты страны. Статус же Елбасы, в силу его вновь обретаемого внепартийного характера, будет более соответствовать роли его носителя как арбитра во внутриэлитных отношениях.

Таким образом, 2021 год ознаменовался не только достаточно динамичными процессами, но и определенными изменениями в разных сферах жизнедеятельности казахстанского общества и государства. Более того, он стал финальным в процессе 30-летнего существования и развития Казахстана как суверенного государства. Несмотря на серьезные испытания, которые казахстанское общество и государство проходят в условиях COVID-19, представляется, что накопленные на сегодняшний день опыт антикризисной деятельности и всесторонний потенциал страны позволят преодолеть их с последующим выходом на качественно новый этап своего развития.

Андрей Чеботарев, политолог

Новости партнеров
×