Код да Винчи: выставка знаменитых репродукций прошла в Астане
Тихий размеренный вечер при свечах, которому суждено обернуться большой бедой. За длинным столом сидят тринадцать человек – это не к добру. Один из них – предатель, на чьих руках скоро будет невинная кровь. Это последний ужин Иисуса Спасителя со своими учениками. Более 500 лет назад этот библейский сюжет изобразил Леонардо да Винчи на стенах трапезной в итальянской церкви Санта-Мария-делле-Грацие. Однако, чтобы увидеть “Тайную вечерю”, необязательно лететь в Милан. Достаточно посетить выставку репродукций “От Мунка до Босха. Самые загадочные картины мира” в арт-галерее Has Sanat.
Это уже третья передвижная выставка, подготовленная совместно с московской галереей VEKARTA. Продолжительное сотрудничество двух творческих пространств началось с нидерландского художника-постимпрессиониста, чьи работы при жизни не оценивались по достоинству. Все верно, это великий и уж точно небезызвестный Винсент ван Гог. Следующая выставка была посвящена его французскому современнику, живописцу Клоду Моне. Как говорится, не путать с Мане.
В текущей экспозиции “От Мунка до Босха. Самые загадочные картины мира” участвует около 70 картин 26 художников. Выставка запустилась в начале этого месяца и продлится вплоть до конца зимы. На этот раз арт-галерея приготовила две экскурсионные программы. Первая посвящена периоду эпохи Возрождения и располагается на первом этаже. В течение января гости галереи смогут узнать о тайнах и загадках, которые скрывают труды Леонардо да Винчи, Тициана, Босха, Караваджо и многих других гениев.
Февральская программа, в свою очередь, расскажет о художниках более позднего периода – их работы приходятся на конец XIX – начало XX века. Что символизирует картина “Крик” Мунка? Почему лица “Влюбленных” Магритта покрыты тканью? Кого на самом деле изобразил Чонтвари на полотне “Старый рыбак”? Вопросов слишком много, но ответы на них вполне себе можно узнать. И теперь вы знаете где.
Картины на выставке представляют собой полотна в технике “жикле”, которая позволяет воссоздавать бессмертные шедевры на натуральном холсте. Проще говоря, это цифровая перепечатка изображения. На картинах в этой технике вы сможете увидеть даже волоски кисти художника, которые были на оригинальном полотне. Кроме того, можно разглядеть и кракелюры. Для справки, кракелюр – это французское слово (как и почти все слова, связанные с искусством), которое означает трещину красочного слоя или лака в произведении живописи. Поэтому технику «жикле» принято считать одной из самых высококачественных – она показывает все детали настоящего произведения, даже те, что образовались на нем с течением времени.
Так, экспозиция “От Мунка до Босха” предлагает вниманию публики полные мистики и скрытых символов картины, которые пыталось разгадать не одно поколение искусствоведов и зрителей. Некоторые полотна обладают такой мощной силой, что буквально гипнотизируют. Их можно рассматривать часами, пытаясь разгадать смыслы, которые стремился донести художник.
Настоящее чудо
Но вернемся к “Тайной вечере”, репродукцию которой вы сможете подробным образом разглядеть на выставке. Это монументальная роспись Леонардо да Винчи, созданная в 1495–1498 годы. Представьте себе, за пять столетий данное произведение пережило девять реконструкций. Девятая длилась больше двадцати лет! Процесс был очень медленным, но тщательным, чтобы шаг за шагом приблизить творение мастера к его оригинальному виду, ведь за такой длительный срок половина красок успела выцвести и потеряться. Реставраторам пришлось удалять затвердевшую многовековую пыль, плесень и инородные материалы. Под последним подразумеваются кусочки снарядов. Вспомним, что во время Второй мировой войны Англия бомбила Италию, а один снаряд попал прямо в трапезную монастыря Санта-Мария-делле-Грацие. Была полностью снесена крыша, большая часть стен, но стена с росписью уцелела – настоящее чудо.
Именно данное чудо я хочу связать с последней заповедью Иисуса Спасителя, с заповедью о любви. Я верю в то, что именно любовь, а не красота спасет наш мир. Если вдруг произойдет такой момент, что наступит конец света, то я поеду именно туда и достойно приму свою смерть, – рассказывает арт-менеджер галереи Has Sanat Алмагуль Маликова.
Сюжет “Тайной вечери” посвящен трапезе, которая проходила накануне ареста Христа римлянами. Иисус знал, что один из учеников предаст его, и сказал об этом за ужином. Именно этот момент изобразил да Винчи. Он постарался передать эмоции каждого из апостолов. Чтобы получить более достоверную картину, художник пристально изучал эмоции простых людей. Он ходил по городу, разговаривал с прохожими, стараясь вызывать у них разные чувства. Затем пытался отразить их живые эмоции в работе. И ему это удалось – картина до сих пор вызывает целую гамму чувств у зрителя.
Каждый образ продуман до мельчайших деталей. Особое внимание привлекает Иуда. До Леонардо все художники помещали его на противоположную сторону стола. Здесь же он сидит рядом с другими учениками Иисуса. В руках Иуда держит маленький мешочек, ведь за свое преступное деяние он получил 30 серебреников. Что еще вызывает интерес, так это цветовые решения. Все ученики изображены в светлых тонах, один лишь Иуда как “темное пятно”. А все потому, что на него не попадает “Божий свет”.
Помимо “Тайной вечери”, на выставке вы сможете увидеть и ряд других репродукций знаменитых картин художника. Это и легендарная “Мона Лиза”, и загадочная “Дама с горностаем”, и мистический “Иоанн Креститель”, и удивительный “Витрувианский человек”.
Смерть следует за их женами по пятам
Следующая картина, о которой мы расскажем, считается одной из самых оригинальных и непонятых в западном искусстве. Все благодаря ее сложной иконографии, геометрической перспективе и необычному приему расширения пространства – при помощи зеркала. Многие вопросы, относящиеся к “Портрету четы Арнольфини” художника-новатора Северного Возрождения Яна ван Эйка, до сих пор не получили однозначного ответа и являются предметом многолетних споров между учеными. Прежде всего, искусствоведы не могут прийти к общему мнению, является ли этот двойной портрет свадебным. Об этом задумывается и Алмагуль Маликова.
Возможно, это предсвадебный портрет. Сие торжество, возможно, скоро произойдет, поскольку дама у нас в «пикантном положении», которое она всячески пытается скрыть. Попутно на это намекает находящийся на картине апельсин, который является символом плодородия, – комментирует арт-менеджер.
Некоторые ученые, в свою очередь, выдвигают другие предположения – гораздо более жуткие. О том, что молодая дама на портрете на самом деле скончалась за год до написания картины. Или же во время работы над ней. Об этом говорит ряд подсказок на полотне. Например, в железной люстре над мужчиной изображена горящая свеча, а над женщиной – погасшая. Второй признак – это сцены Страстей Христовых, выписанные в крошечных медальонах в раме зеркала за спиной героев. Со стороны супруга находятся прижизненные сцены Иисуса, а со стороны жены – сцены после смерти.
Тема смерти, хоть и косвенно, также проявляется в знаменитой картине Василия Пукирева “Неравный брак”. Вообще, для того времени – а это 1862 год – сюжет картины являлся очень актуальным. Браки совершались с большой разницей в возрасте, и зачастую исходя только из материальной выгоды. Ну и, как было принято, нередко против воли молодых девушек.
На картине изображен церковный обряд бракосочетания. Жених всем своим видом вызывает у зрителя отторжение. Взглядом искоса, в котором прослеживается некое превосходство, он смотрит на невесту. Здесь он является хозяином положения, против воли которого идти не посмеет никто, особенно сама «возлюбленная». Образ девушки – полная противоположность жениху. Она бледна и совсем потеряна. Зритель сразу обращает внимание на ее лицо, искреннее сочувствуя заложнице своего положения.
На свадьбе присутствуют и две некие пожилые женщины. Одна стоит сразу за женихом, а вторая – позади священника, ее лицо едва можно разглядеть. Расположение второй женщины считается странным, даже неуместным, ведь по церковным правилам никого за священником стоять не должно. А еще, если присмотреться, то можно заметить свадебные венки на головах женщин – такие же, как у невесты. Одна из них даже надела белое свадебное платье. Мистика, да и только. Однако многие искусствоведы считают, что эти две старые невесты на самом деле мертвы. Эти призраки, ожившие в божественном свете, – бывшие жены жениха.
Кровожадный Караваджо
“Юдифь и Олоферн” – картина итальянского художника Микеланджело да Караваджо, написанная в 1599 году. Произведение основывается на мотивах ветхозаветной книги Иудифи.
Согласно легенде, Олоферн был полководцем армии, вторгшейся в Иудею. Вавилоняне осадили город Ветулию, в котором жила целомудренная богобоязненная молодая вдова Юдифь. Надежды для горожан не было никакой. Но Юдифь взяла инициативу в свои руки. Надев красивые одежды и взяв с собой служанку, она отправилась в стан врага. Там она сделала так, что Олоферн проникся к ней доверием. Когда в один из вечеров он заснул пьяным, Юдифь отрезала ему голову и вернулась в родной город. Вражеская армия поняла, что оказалась без начальника, после чего в панике разбежалась. Так Юдифи удалось подарить победу своему народу.
Большинство художников изображали Юдифь уже после убийства, с головой Олоферна в руках. Караваджо, напротив, запечатлел сам момент обезглавливания – голова наполовину отделена от тела, но жертва все еще жива. Черты лица Юдифи на картине Караваджо выражают не триумф или страсть, а скорее решимость и отвращение. Художник был зачарован процессом обезглавливания, которое тогда было привычной формой казни для преступников из аристократической среды. Есть версия, что лицо Олоферна – это автопортрет, в котором художник выражал мазохистские желания быть жертвой насилия.
Вместе с тем итальянский художник неоднократно обращался к библейской истории о противостоянии молодого пастуха Давида и великана Голиафа. Картина “Давид с головой Голиафа” была написана в 1610 году незадолго до смерти великого живописца.
Согласно Библии, войско филистимлян выступило против израильтян. В то время их царем являлся Саул. Три старших брата Давида отправились на защиту своего народа, а самого Давида оставили дома вместе с престарелыми родителями. Спустя несколько дней отец отправил младшего сына в стан врага, поручив ему передать братьям еду и узнать, как обстоят дела. Придя к братьям, Давид увидел облаченного в доспехи великана. Это был Голиаф. Тогда Давид обратился к царю с просьбой разрешить ему выступить против злодея. Так, отказавшись от доспехов и оружия, Давид вышел на поединок с одной только пращей. К слову, праща – это древнее ручное оружие для метания камней. Первый же выпущенный из нее камень угодил Голиафу точно в лоб – великан рухнул замертво. Испуганные филистимляне стали убегать, и войско Саула одержало быструю победу.
На полотне Караваджо изображен Давид, стоящий с отрубленной головой Голиафа в руке. Несмотря на победу, Давид не выглядит триумфатором, на лице юноши печаль и сожаление. По одной из версий, в образе Давида заключен сам художник в юности, а вот голова Голиафа отражает автопортрет уже зрелого Караваджо. Известно, что художник не раз нарушал закон, совершая различные преступные деяния. В этом случае полотно можно интерпретировать как психологический конфликт. Это противостояние между испытывающим вину и нуждающемся в наказании “Я” – образ Голиафа, и карающим “Сверх-Я” – образ Давида.
Если смотреть на картину внимательно, то можно многое для себя открыть. Чего мне не хватает, когда я смотрю на произведения нынешних художников, так это страстей. Даже если вы не знаете историю произведения или художника, вы все равно поймете эмоции и суть картины, настолько ярко все это изображается. Чувствуются характер, смелость и открытость, – считает Алмагуль Маликова.
Это далеко не все истории, которые вы услышите в ходе экскурсии. Попытаться разгадать тайны великих мировых полотен можно в арт-галерее Has Sanat. Передвижная международная выставка “От Мунка до Босха. Самые загадочные картины мира” продлится до 28 февраля.
Диана Тысымбаева, Астана
Фото автора