Комфорт и безопасность: как будет обновляться национальный парк пассажирских вагонов

О вагонах нового поколения.
Редакция "Литер"

Для казахстанцев поездка на поезде – неотъемлемая часть жизни, и теперь качество таких поездок возрастет. Национальный оператор железных дорог «Казахстан темир жолы» (КТЖ) утвердил стратегию обновления пассажирского подвижного состава до 2029 года. В соответствии с ней планируется приобрести пассажирские вагоны, отвечающие современным международным требованиям по безопасности, комфорту и экологичности, сообщили в компании.

Железные дороги – надежные транспортные артерии, связывающие и объединяющие все регионы страны в единую сеть коммуникаций. Они доказали свою эффективность и значимость как фактора роста экономических связей не только на домашнем рынке Казахстана, но и в контексте импортно-экспортных проектов страны. Поэтому сегодня КТЖ развивается как транспортно-логистический холдинг, фокусируясь не только на железнодорожных, но и морских перевозках, услугах транспортно-логистических центров, а также на морской портовой, аэропортовой и автодорожной инфраструктуре.

При этом пассажирские железнодорожные перевозки остаются ключевым направлением работы компании, которая, в свою очередь, делает ставку на развитие этого направления. По официальной информации КТЖ, парк пассажирского подвижного состава холдинга насчитывает 2240 вагонов. До 2029 года порядка 945 из них будут выведены из эксплуатации по сроку службы, а на смену им планируется закупать около сотни вагонов в год. Как ранее сообщал заместитель генерального директора АО «Пассажирские перевозки» (национальный перевозчик, входит в структуру КТЖ) Кайрат Аскаров, содействие в их приобретении ежегодно оказывает правительство Республики Казахстан через государственную программу инфраструктурного развития «Нурлы жол».

«Развитие пассажирских перевозок позволит ответить новым тенденциям, которые возникли в Казахстане – это развитие внутреннего туризма, рост темпов и объемов внутренней миграции, – отметил старший научный сотрудник отдела социально-экономических исследований Казахстанского института стратегических исследований при президенте Республики Казахстан, магистр экономических наук Бекжан Садыков. – Это, в первую очередь, связано с урбанизационными процессами, также с мобильностью населения между регионами. Эти процессы сказались на возрастании спроса на услуги железнодорожных перевозок. В целом, выпуск на маршруты новых вагонов может повысить пропускную способность железнодорожной инфраструктуры. С экономической точки зрения расходы, направляемые на обновление парка вагонов, в то же время приведут к увеличению операционных расходов, что, в свою очередь, может способствовать созданию новых рабочих мест».

В прошлом году вагонный парк компании пополнился 91 новым вагоном. Сегодня они курсируют по направлениям Алматы – Мангистау, Атырау – Нур-Султан, Атырау – Алматы и Нур-Султан – Сарыагаш.

В этом году КТЖ уже приобрел 46 современных вагонов. До конца лета планируется поставка еще 22 плацкартных вагонов, которые будут направлены на направления Атырау – Мангистау, Нур-Султан – Семей и Алматы – Жезказган, сообщили в КТЖ. Эти вагоны собраны на вагоностроительном заводе «Тулпар» по технологии Тверского вагоностроительного завода (входит в состав «Трансмашхолдинга»).

В них установлены системы кондиционирования, современные фильтры для обеззараживания и очистки воздуха. Также новые вагоны оснащены системой видеонаблюдения, пожаротушения, собственным пожарным шлангом и запасом воды. В каждом купе и коридорах установлены по две электрические розетки напряжением 220В и по два современным USB порта для зарядки мобильных телефонов.

В КТЖ также уделяют особое внимание комфорту пассажиров. В прошлом году, например, были закуплены новые постельные принадлежности. Согласно международным стандартам, акцент был сделан на удобство и износостойкость постельного белья. АО «Пассажирские перевозки» пересмотрело и стандарт по внутреннему клинингу и оснащенности санитарно-гигиеническими средствами пассажирских поездов.

Что же касается обновления самого вагонного парка, оно продолжится в рамках сотрудничества с «Трансмашхолдингом». Так, до конца 2020 года российская компания поставит для железных дорог Казахстана 100 вагонокомплектов, выпущенных на Тверском вагоностроительном заводе. Эти вагонокомплекты затем будут собраны на производственных площадях вагоностроительного завода «Тулпар».

«При выборе вагонов от «Трансмашхолдинга» учитывались и технические характеристики предложенных к выпуску вагонов, и возможность их обслуживания на базе имеющихся в Казахстане технических пунктов. Думаю, на решение повлиял и положительный опыт взаимодействия с «Трансмашхолдингом» в рамках локомотивосборочных производств в Нур-Султане», – рассказала организатор крупнейшего в Казахстане транспортного эксперт-форума «Магистраль», генеральный директор коммуникационной компании TLK Media Жанна Исингарина.

Что представляют собой новые вагоны?

«Трансмашхолдинг» – крупнейший производитель железнодорожного и городского рельсового транспорта России и СНГ, и шестой на международном рынке. Компания поставляет свою продукцию в Египет, Венгрию, Болгарию, Монголию, страны СНГ. При этом российский производитель долгие годы активно сотрудничает с КТЖ и другими предприятиями, работающими на территории Казахстана. В разные годы в страну поставлялись магистральные и маневровые тепловозы, электропоезда переменного тока и пассажирские вагоны локомотивной тяги.

Фото: КТЖ

Большинство вагонов, которые соберут на заводе «Тулпар» после поставки вагонокомплектов – некупейные, рассчитанные на перевозку 54 пассажиров. Это обусловлено тем, что по данным статистики, которую приводит КТЖ, именно плацкартные вагоны остаются самым популярным классом обслуживания: больше половины пассажиров выбирают их для путешествий. Также будет собрано восемь купейных вагонов, в которых могут разместиться 36 пассажиров.

Все эти вагоны рассчитаны на движение со скоростью 160 км/ч и эксплуатацию на протяжении не менее, чем 40 лет.

«Приобретение новых вагонов «Трансмашхолдинга» позволит снизить расходы на капитальный ремонт, то есть, налаженный процесс сборки пассажирских вагонов нового типа приведет к меньшим издержкам, – подчеркнул Бекжан Садыков. – Кроме того, вагоны российской компании соответствуют климатических особенностям Казахстана, ведь в целом, климат России схож с нашим. И новые пассажирские вагоны позволят эксплуатировать их как при максимальной плюсовой, так и при максимально минусовой температуре».

При этом, их важное преимущество, особенно в условиях резко континентального климата Казахстана, – наличие систем микроклимата, которые позволят, поддерживать в салоне комфортную температуру от +22С до +24С.

Фото: Ермек Алгысбаев

Вместе с тем в системы микроклимата этих вагонов интегрированы установки обеззараживания воздуха, что особенно актуально сегодня, когда все еще сохраняется угроза распространения коронавируса. Эти установки очищают воздух с помощью амальгамных бактерицидных УФ-ламп высокой мощности – аналогичных тем, что используют для обеззараживания помещений в медицинских учреждениях. При попадании в установки бактерии и вирусы перестают быть опасными для человека. Каждая установка может обеззараживать до 2500 м3/час.

При этом в вагонах также есть установки для обеззараживания воды, которые работают по тому же самому принципу обработки УФ-лампами, что и система для воздуха.

Кроме того, вагоны оснащены системой видеонаблюдения, аудиотрансляции, системой пожаротушения.

Еще одно преимущество – беспроводной интернет. Благодаря этому во время поездки пассажиры всегда могут оставаться на связи и заниматься привычными делами. Также в вагонах есть персональные розетки и USB-разъемы.

Новости партнеров