Новости Казахстана Новости мира Интервью Life style Спорт Культура Регионы Amanat
$ 494.87  520.65  4.91

Конкурс «Мисс Казахстана» ценой в 132 миллиона тенге. Куда потратили столько денег

Финансовый отчет компании АО «Kazakh Tourism» заставил усомниться в том, что деньги были потрачены целесообразно. Выводы читайте далее
03.02.2020, 14:03
Конкурс «Мисс Казахстана» ценой в 132 миллиона тенге. Куда потратили столько денег

Дискуссия началась с поста, который выложила на своей странице в Facebook Президент Евразийской ассоциации туризма Рысты Карабаева. «Есть ли польза для турбизнеса Казахстана от дорогостоящих мероприятий АО «Kazakh Tourism»? От фестивалей без туристов; от рекламы природных ресурсов без туруслуг и сервиса, без инфраструктуры; от конкурса «Мисс Казахстан»; от национальной премии National Tourism Awards?»

Президент Евразийской ассоциации туризма акцентирует внимание на расходы национальной компании в последние два месяца прошлого года, когда в спешном порядке освоены 713 927 482 тенге и выражает сомнение в обоснованности расходов и качества из-за сжатых сроков.

«К примеру - реклама на международном телевидении с 8 ноября по 20 декабря стоила 99 736 000 тенге; размещение рекламных роликов о внутреннем туризме Казахстана во время футбольных матчей с 9 по 20 декабря – 37 млн 800 тыс. тенге, а во время хоккейных матчей – 10 000 000 тенге; 149 163 867 тенге потрачено на создание единой базы справочника туробъектов Алматинской области на 2 ГИС с 9 по 20 декабря. Вопросов много, цифры внизу, можете продолжать дискуссию в комментариях…», - пишет Рысты Калиева

РЕБЯТА, ДАВАЙТЕ БЕЗ ПОНТОВ!

Для убедительности она опубликовала официальную таблицу расходов национальной компании за прошлый год. В том, что данные официальные, не стоит сомневаться. Каждая из приведенных таблиц в правом углу скреплена логотипом «Kazakh Tourism».

Мы также предлагаем читателям сайта ознакомиться с некоторыми цифрами. Итак, проведение РАТА Travel Mart 2019 – компании «Kazakh Tourism» обошлась в 470,7 млн тенге; на участие в международных туристских выставках (Шанхай, Куньмин, Варшава, Куала-Лумпур, Сеул потрачено 217,3 млн тенге. Проведение национальной премии National Tourism Awards-2019 стоило 57, 3 млн тенге; Далее – проведение инфотура для региональных казахстанских туроператоров (май, 2019) и в п. Боровое (ноябрь, 2019) – 28,3 млн тенге. Расходы на услуги по проведению пресс-тура с участием казахстанских СМИ (Исполнитель ОФ «Национальный конкурс красоты МИСС Казахстан») оценены в 9,2 млн тенге. На проведение блог-тура для четырех китайских блогеров с не менее 1 млн подписчиков потрачено 6,7 млн тенге. А вот иные договоры (к ним «Kazakh Tourism» причислил аренду помещений, авто, канцтовары, имиджевую продукцию) – 122,8 млн тенге.

ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ УБЕДИТЕЛЬНЕЕ ЦИФР, СОГЛАСИТЕСЬ

Возможно, поэтому у пользователей соцсетей такая бурная реакция. В дискуссии приняли участие не только представители туриндустрии, но и те, кто далек от этой отрасли, но болит душа, и просто «за державу обидно», как написал пользователь Сергей Махин.

«Хотя вроде все должно быть под контролем: продвижением туризма занимается Комитет индустрии туризма при Министерстве культуры и спорта и Национальная компания «Kazakh Tourism». Однако… мы знаем реальную картину в туриндустрии в стране. Сделано немало. На Алаколе настроили отели, как грибы, Боровое, Балхаш… Но все же отправиться сейчас в отпуск в Казахстан в качестве туриста – значит рискнуть и быть готовым к любым приключениям. В мировой практике никто не рекламирует продукт, который еще не готов. Отрасль пока еще не сформировалась, а мы уже спешим потратить деньги на презентацию казахстанских возможностей на различных выставках. Вы много видели туристов из Германии, Австрии, Франции, США? А знаем ли мы, сколько туроператоров предложат прокатиться по туристическим маршрутам? Много ли ресторанов приготовят аутентичные блюда? Знаем ли мы, каков наш стратегический рынок, откуда мы ждем туристов? Приличная сумма потрачена на китайских блогеров. Где результат? Больше миллиона подписчиков? И где китайцы? Ну, понятно, сейчас есть отмазка в виде коронавируса. Кто может приехать к нам? Приграничная Россия, ну, китайцы, кто еще? Ребята, давайте без понтов! Точно нужны для государства такие затраты в виде конкурса красоты? Убеждаете нас, что нужны конкурсы красоты? Расходы на услуги по проведению пресс-тура с участием казахстанских СМИ (Исполнитель ОФ «Национальный конкурс красоты МИСС Казахстан») оценены в 9,2 млн тенге. Это неэффективные траты! Я не знаю, кто и зачем придумал участие в этих многочисленных выставках и конкурсах красоты?» – написал в своем комментарии Махин.

А вот еще несколько комментариев пользователей.

Karlygash Makatova: «…нормальных туалетов так и нет. Перед гостями стыдно. Сил нет уже в таком хаосе пребывать».

Эльнара Етимова: «Вот смотрю и думаю, ладно еще РАТА, а вот Мисс Казахстан то зачем нам нужен? Сколько туристов посетили это мероприятие? 132 млн…»

Лейла Бисекенова: «Ужасающие цифры в никуда…»

Арыстан Курманалиев: «Сегодня у меня в универе закончился очередной цикл занятий «Распространение турпродуктов и YIELD менеджмент». На одной из лекций профессор показал нам основных крупных туроператоров мира. Поскольку профессор из Франции, то большая часть сайтов на французском и процентов 30-40 – на английском. Какое было у меня разочарование, когда ни на одном из рассмотренных сайтов туроператоров ни одного тура в Казахстан. Это было не просто обидно... Очень часто Узбекистан появлялся в списках, один раз даже Кыргызстан промелькнул. Про другие страны ничего не буду говорить, итак все понятно. В общем, из этого стало ясно, что о Казахстане, как о турдестинации, никто в мире не знает. Есть, конечно, внутренний туризм, но, как правило, на inbound туризме гораздо выше маржинальные показатели».

Максат Чаки: «В свое время я провел анализ по расходам Департамента туризма КР и понял, куча мероприятий распиливают и без того скудный бюджет Департамента туризма. И аккумулировав весь бюджет на следующий год, провели WORLD NOMAD GAMES. Результат получили нужный.Но, без сопутствующих других мероприятий типа выставок и т.д. тоже не обойтись».

Aigul Zhanserikova: «Несколько лет пилили деньги на какой-то фестиваль Көшпенділер әлемі, локация в одном и том же Этноауле, построенном для EXPO-2017, людей нет, только ветер и приезжие гости... Никто не получил выгоды: ни туркомпании страны, ни ремесленники, ни народ, ни госбюджет... Эффект ноль. Даже жалко было со стороны смотреть. Те же гости из Венгрии, которых вы тоже хорошо знаете, сами были в шоке. Зато самодовольны были инициаторы и организаторы, ведь их главные цели достигнуты! А там, трава не расти. И сколько лет он проводился, не за малые госденьги, которые каждый гражданин страны сколачивает по крупицам! Начиная с Алматы еще! Какая ответственность?! А вы с одного двух раз проекты зажигаете, потому что идея и цель благородные, совсем другие, чем у наших, там наверху»

НИ О ЧЕМ

После такого резонанса в соцсетях ответная реакция не заставила себя ждать. Ситуацию ЛИТЕРу прокомментировал заместитель Председателя Правления АО «НК «Kazakh Tourism» Кайрат Садвакасов. Приводим его ответ полностью.

«В первую очередь, хотим поблагодарить общественность за внимание к отрасли и деятельности «Kazakh Tourism».

Следует принять тот факт, что на сегодняшний день отечественный туристский бизнес не в состоянии в одиночку создавать и тем более продвигать туристский имидж страны. Для этого и создано АО «НК «Kazakh Tourism» при Комитете индустрии туризма МКС РК в роли бренд-менеджера, в функционале которого, при этом, закреплены также задачи по реализации Государственной программы развития туристской отрасли РК на 2019-2025 годы (Госпрограмма).

В современных условиях, когда практически все туристские дестинации, в том числе состоявшиеся, активно продвигаются на своих целевых рынках, сфокусированный захват внимания только одной страны требует бюджет в разы превышающий общий выделяемый бюджет для «Kazakh Tourism».

К примеру, сейчас Турция серьезно наращивает бюджет на продвижение страны. Если в 2019 году выделили для этих целей сумму в размере $75 млн, то в 2020 году планируют уже $180 млн, в 2021 – до $200 млн, в 2022 – до $210 млн, а в 2023 – до $220 млн. В 2020 году ОАЭ потратят $137 млн на привлечение туристов в Эмираты, в Грузии в 2019 году выделено около $19,5 млн, в Азербайджане – порядка €15 млн и т.д. Узбекистан только в январе этого года принял участие в четырех международных туристских выставках, а «Kazakh Tourism» только за год принимает участие всего в шести выставках.

Очевидно, что без вкладывания значительных средств, отрасль не сможет выйти на новый уровень. Все мероприятия, проведенные в 2019 году, нужные и, более того, были согласованы с НПП «Атамекен». То есть ставить под сомнение их целесообразность сейчас – не совсем корректно. Более того, было запрошено намного больше мероприятий, финансирование которых не было поддержано в рамках бюджета.

Другое дело, есть у общественности вопросы по стоимости услуг, но здесь, прежде чем обсуждать, необходимо понимать техническое задание и требования, сроки оказания услуг и долгосрочный эффект. К слову, все мероприятия были выполнены в соответствии с государственным заданием КИТ МКС РК, и некоторые из них мы будем вскоре презентовать общественности.

К примеру, самым значимым событием туристской отрасли в прошлом году стало проведение Международной туристской выставки PATA Travel Mart 2019, которую посетили 1 200 делегатов из 63 стран мира, более 50% из них – иностранные гости. Сама же PATA – одна из крупных туристских ассоциаций в мире, с более чем 800+ организациями-членами. Это колоссальная база потенциальных партнеров для наших отечественных туркомпаний.

По просьбе PATA, Hong Kong Polytechnic University – один из самых влиятельных университетов по специальности «Туризм и гостеприимство» провел исследование экономической эффективности этого мероприятия. PTM 2019 сгенерировало $9,9 миллионов, из которых $3,7 миллиона – как доход в экономику Казахстана. Таким образом, каждый вложенный 1 доллар в организацию выставки вернулся в экономику в размере 3,4 доллара. Отмечаем и тот факт, что мероприятие осветили десятки международных СМИ с охватом св. 65 миллионов человек. Есть много положительных отзывов от участников этого мероприятия, включая туркомпании, крупных отельеров и авиаперевозчиков.

Много комментариев мы видим в посте по поводу создания видеоматериалов и соответственно их продвижения на цифровых платформах. Необходимо понимать, что для качественного продвижения необходим качественный контент, который можно адаптировать и на digital каналы. Можно снять ролик за 400 тыс. тенге, как пишет один из комментаторов, но такой ролик вряд ли возьмут в прокат международные каналы, и будет ли он достаточно вдохновляющим? Съемка роликов и их ротация в интернете или на международном ТВ – очень затратны, но ведь не секрет, что целых два поколения людей Y и Z присутствуют именно на диджитал платформах, а очень большой сегмент такого крупного рынка, как Россия, смотрят такие каналы, как «Моя планета» и «РБК», где мы и ротируемся. Также затратно и создание с «нуля» туристского портала на 7 языках, т.е. все имеющиеся материалы в нем представлены на казахском, русском, английском, французском, немецком, китайском и корейском языках, с уникальным контентом, возможностью поиска маршрутов, поиска туркомпаний, гидов-экскурсоводов, календаря мероприятий, 360-градусной съемки объектов и т.д.

В свою очередь, мы всегда принимали и будем принимать конструктивные комментарии и предложения. Предстоящий бюджет на 2020 год мы сейчас активно обсуждаем на площадке НПП «Атамекен». При этом предлагаем значительно расширить круг участвующих в обсуждениях представителей бизнеса, чтобы туда вошли и отельеры, и представители авиакомпаний, а также представители маркетинговых и PR агентств. Сейчас, когда основная часть контента сформирована, и к концу года мы завершаем стадию «brand awareness», целью которой было повышение осведомленности о дестинации Казахстан в целом, планируется переформатирование расходов, с внедрением программы партнерства, где часть расходов на себя будут брать как сами участники бизнеса, так и спонсоры. В любом случае, государству необходимо нести основную часть затрат, в рамках которых бизнес должен получать поддержку в виде возможности сокращать свои расходы на рекламу, обучение и поиск партнеров».

ПРОДОЛЖЕНИЕ РАЗГОВОРА

Такое письмо на четырех страницах. Но мы не увидели ни одного исчерпывающего ответа ни на один из поставленных общественностью вопросов. Каждый вложенный доллар в организацию выставки PATA, Hong Kong Polytechnic University вернулся в экономику в размере 3,4 доллара, отчитывается национальная компания. Допустим. Но где результаты вложений в отрасль в целом, а не по отдельным проектам? Где видение долгосрочной перспективы? А в это время в Грузии или Узбекистане, странах, начавших поднимать экономику и туриндустрию, как ее существенную часть, совсем недавно, каждый вложенный доллар налицо. Видела это своими глазами. Что уж тут говорить о таких монстрах туризма, как Турция и ОАЭ!

Помнится, в прошлом году Глава государства Касым-Жомарт Токаев высказался об этом очень конкретно:

«Для превращения туризма в доходную отрасль экономики необходимо провести комплексную, содержательную работу по развитию инфраструктуры. Примеров за рубежом много. Выставки-презентации, форумы, буклеты – не решение проблемы». Но воз и ныне там"

Между тем, привлечение туристов – вопрос не имиджа, а экономики. Пока нет должного контроля в регулировании отрасли – денежные потоки будут огибать страну Великой степи со всем ее туристическим потенциалом. Мы считаем, что пора начать публичный общественный диалог, и поэтому приглашаем все заинтересованные стороны на площадку «Дискуссия» Liter.kz.

Новости партнеров
×