Конструктивная журналистика: от «паркета» до паритета
Эксперты рассказали, что необходимо сделать для развития эффективного евразийского медиа-сотрудничества, передает Liter.kz.
Считается, что традиционные формы журналистской практики начали испытывать кризис, говорит политолог Эдуард Полетаев. Поэтому продвигается идея конструктивной журналистики, состоящая в том, чтобы придать материалам больше контекста и сделать потребителей новостей более компетентными, дабы они могли приобрести реалистичный взгляд на мир.
Данную тенденцию обсудили в Алматы известные казахстанские эксперты на заседании экспертного клуба «Мир Евразии» под названием «Конструктивная журналистика в условиях интеграции». Цифровая эпоха породила новое отношение к информации – упрощенное. Усилилось влияние информационных войн и пропаганды. Многие факты черпаются в интернете, а это влияет на качество СМИ и доверие к ним. Журналисты часто пользуются легкими решениями в своей работе, вроде обработки сухих официальных пресс-релизов, применяют слабое разнообразие жанров – как правило, материалы выходят в виде либо интервью, либо статьи, либо заметки.
Феномен доверия в настоящее время редко исследуется, хотя это важно. Например, по данным исследовательской компании Pew Research, каждая четвертая новость, которой жители США делятся в соцсетях, является недостоверной. Раньше аудитория доверяла СМИ на рациональных основаниях, поскольку у нее не было нужных профессиональных компетенций. Сейчас, благодаря соцсетям и гаджетам, каждый сам себе может быть медиа.
«После появления онлайн-новостей многие потребители отказываются от традиционных СМИ, чтобы узнать новости. К тому же смартфоны с интернетом стали доступны, они всегда под рукой и легко предоставляют множество развлекательного контента. Для людей отказ от новостей носит защитный характер, им надоело получать негатив. Новости только создают иллюзию осведомленности, не всегда влияя на повседневную жизнь. Вывод простой: меньше знаешь – крепче спишь. В результате информационная диета не вызывает желания разбираться в источниках информации», – считает президент Фонда содействия профессиональным СМИ Сакен Бельгибаев.
Эксперты на проблемы современной журналистики указывали в связи с тем, что тематика евразийской интеграции в СМИ стран-партнеров и в социальных сетях не является особо популярной. Более того, как отметила президент Центра социальных и политических исследований «Стратегия» Гульмира Илеуова, постсоветские интеграционные образования подвергаются мощнейшей критике, несмотря на огромные бюджеты, инициативы глав государств.
«Конструктивная журналистика – это не тот идеал, к чему сегодняшние медиа стремятся. Освещение интеграции в работе журналистов идет волнообразно. То же можно сказать в отношении экспертных комментариев. Существует какая-то информационная энергия, которая направляет приоритеты совершенно в другую сторону», – утверждает она.
По словам политолога Антона Морозова, журналистика, в основном, не конструктивная и не интеграционная. В последнее время на это обращается много внимания. Журналистика как одна из разновидностей работы с информацией сейчас рассматривается как ресурс воздействия, как один из инструментов гибридных войн. Поэтому в ряде материалов видны скорее дезинтеграционные мотивы.
«Что остается потребителям информации? Только воспринимать на веру мнения, которые высказывают не они сами, что не особо способствует интеграции. Нынешние нарративы, конструирующие медиа, вряд ли сближают», – заявил эксперт.
Выступающие согласны с тем, что медиа-системы государств постсоветского пространства действительно представляют собой сегодня совершенно разные модели. У них отдельные задачи, ценности и аудитории. Например, ряд заявлений политиков в своей стране воспринимаются спокойно, а в соседней представляются скандальными. Однако в условиях интеграции всем надо осознавать, что углубить взаимопонимание, прийти к общему мнению, пусть даже при сохранении отдельных расхождений, можно только прилагая общие усилия.
«Конструктивная журналистика Евразии должна учитывать особенности национальной журналистики и понимать конъюнктурную политику медиасообществ каждой страны в зависимости от государственных и частных интересов. Таким образом евразийская журналистика может приблизиться к паритетному характеру», – заявил Сакен Бельгибаев.
Директор Центра ЮНЕСКО КазНУ имени аль-Фараби Лайла Ахметова отметила, что сейчас журналистам стало легче налаживать контакты, поднимать общие темы и создавать совместные онлайн проекты. Но и разобщить их теперь можно проще. Поэтому необходимо проводить работу по внедрению конструктивной журналистики интеграции. Надо внимательно изучить все тенденции, на факультетах журналистики предлагать соответствующие темы для дипломных работ и магистерских диссертаций. Должны быть вменяемые программы, спецкурсы.
«Что такое конструктивная журналистика? За рубежом она считается новым трендом, хотя это не совсем так. Просто она отличается от классической журналистики тем, что не только проблемы освещает, но и предлагает варианты их решения. А в сегодняшних условиях журналисту требуется много новых компетенций. Например, умение анализировать результаты интеграции, понимание того, как ее воспринимают люди, потому что многие даже не знают историю создания ЕАЭС», – говорит Юрий Булуктаев.
Иногда конструктивную журналистику называют журналистикой решений. То есть автору мало говорить и писать о негативных, конфликтных проблемах. Ему надо выявить основные причины проблем, а также сообщить об идеях и предложениях, которые могут направить общество ближе к пользе. Другими словами, если ранее журналистский материал должен ответить на пять вопросов: кто? Что? Где? Когда? И почему?, то теперь добавляется шестой вопрос: что делать дальше?
«Конструктивная журналистика – это не короткая заметка или сюжет, вызывающие эмоции. Как правило, она подразумевает полноценный материал, не только рассказывающий о той или иной проблеме, но и о ее решении, о судьбах причастных людей. Журналистика решений, или конструктивная журналистика является своеобразным гарантом развития общества. Иначе как минимум часть его представителей становятся пессимистами или нигилистами. Конструктивная журналистика помогает обществу становиться более активным и справедливым, и при этом не агрессивным. Хотя сферу этой журналистики также можно подвергнуть манипуляциям», – подчеркнул Сакен Бельгибаев.
Что касается журналистики интеграции на евразийском пространстве, то она, по мнению Эдуарда Полетаева, в значительной степени носит «паркетный» характер.
«Материалы об интеграционных инициативах в основном пишутся с официальных мероприятий. И очень мало имеется жизненных репортажей о том, что изменилось с реализацией тех или иных интеграционных инициатив. Для журналистики интеграции важно не только понимать различия, но и выявлять схожие черты и закономерности развития стран постсоветского пространства. Развитие открытых коммуникаций в рамках интеграционных структур является актуальной задачей как для медийной системы государств-партнеров, так и для ряда неправительственных организаций, экспертов», – заявил Полетаев.
По мнению директора центра Евразийских исследований Галии Мовкебаевой, прежде всего, нужно сформировать систему общих евразийских интересов и приоритетов в информационной политике, поэтапно выстраивать медиакультурное пространство как базу успешной̆ интеграции, способствовать ее интеллектуализации.
«В соцсетях часто встречаются опросы среди молодежи, по результатам которых многие респонденты не знают, какие государства входят в ЕАЭС, не могут назвать столицы стран-участниц, фамилий президентов. Пока информация о евразийской интеграции и деятельности ЕАЭС довольно скудная, в основном, касается встреч на высоком уровне и публикаций в официальных СМИ. Даже информацию о многих необходимых конкурсах мы не видим. Например, недавно наши магистранты узнали лишь постфактум о международном конкурсе «Молодой аналитик Евразии», – говорит Галия Мовкебаева.
Она считает необходимыми общие принципы информационной политики, в том числе этические принципы экспертного сообщества.
«К сожалению, некоторые аналитики в евразийском информационном поле позволяют себе много нелицеприятных высказываний, отходя от принципов объективности и непредвзятости. Надо больше привлекать молодежи к реализации интеграционных программ. У нас на факультете международных отношений есть курс по евразийской интеграции. Такие курсы, как мне представляется, нужно вводить, пусть и по выбору, как элективные, на гуманитарных факультетах стран ЕАЭС, не исключая и факультеты журналистики», - предложила эксперт.
При этом конструктивная журналистика должна быть реалистичной, держать потребителей новостей в курсе дела. СМИ, прежде всего, интересуют информационные поводы, говорит политический обозреватель Владислав Юрицын. Идея же конструктивной журналистики состоит в том, чтобы придать материалам больше контекста и, соответственно, сделать потребителей новостей более разумными. Медиа Казахстана и стран Евразии должны стремиться к высоким нравственным, интеллектуальным и профессиональным планкам, рассказывать правду.
Автор: Юлия Майская.