Контролирующее око министра, герои среди нас и Bek Air в шоке – чем жил Казахстан в первую неделю 2020 года
О главных недельных событиях уходящего и наступившего года, читайте в обзоре Liter.kz.
Трагедия с крушением самолета Bek Air не оставила равнодушным никого. Не удивительно, что вторую неделю все внимание общественности приковано к новостям о пострадавших и о причинах случившегося. Какую ошибку нужно исправить, чтобы не падали больше самолеты, чтобы возвращались домой пилоты и их пассажиры?
Вчера было 9 дней, как в авиакатастрофе под Алматы погибли генерал Рустем Кайдаров, журналист Дана Круглова, акушер-гинеколог Арман Исина, пилот Марат Муратбаев и еще 8 казахстанцев в возрасте от 21 до 79 лет. Десятки продолжают лечение в больницах. Ситуация по состоянию пострадавших находится на личном контроле главного врача страны Елжана Биртанова.
“Всем, кто пострадал при крушении самолета, оказывается необходимое лечение. Привлечены лучшие специалисты республиканских НИИ и центров”, - сообщил в ходе посещения столичного НИИ травматологии и ортопедии министр здравоохранения Казахстана.
Именно в этом лечебном учреждении находится одна из пострадавших в авиакатастрофе. Сюда ее доставила санитарная авиация. На сегодня состояние пациентки оценивается как средней степени тяжести из-за множественной политравмы и кровопотери. Угрозы для жизни нет. Идет предоперационная подготовка.
Сразу же после нового года в Алматы наградили Темирлана Кадауова, одного из 93 пассажиров злополучного рейса Алматы-Нур-Султан, который во время крушения лайнера закрыл своим телом беременную женщину, сидевшую на соседнем кресле. А после помог ей выбраться из самолета и отвел на безопасное расстояние. У молодого человека у самого была травма. Но это не помешало ему вернуться на место падения воздушного судна и до приезда экстренных служб помогать другим пассажирам выбраться из самолета.
О настоящем мужском поступке Темирлана в социальных сетях рассказала родственница девушки, которую он спас. Благородный поступок 23-летнего казахстанца по достоинству оценили не только интернет-пользователи, в своих комментариях под постом не устающие благодарить героя, но и МВД. Приказом министра внутренних дел РК Темирлан Кадауов был награжден медалью «Төтенше жағдайлардың алдын алуда және жоюда үздік шыққаны үшін». В департаменте полиции Алматы, где проходила торжественная церемония награждения, отметили, что «Темирлан достоин этой награды, особо подчеркнув, что медаль – это в первую очередь благодарность людей в лице своего народа».
Также на этой неделе вышло из «молчаливого подполья» руководство Bek Air, подвергшееся жесткой критике заместителя премьер-министра республики Романа Скляра.
“То, что они не выходят к СМИ, я считаю, это недопустимо. Они должны объяснить, какие меры поддержки оказываются семьям погибших пассажиров, что они будут делать с пострадавшими», - высказался замглавы кабмина в кулуарах правительства.
То ли критика подействовала, то ли первые руководители оскандалившейся авиакомпании сами решили, что продолжать и дальше уклоняться от официальных комментариев по поводу крушения – это уже за рамками, но в тот же день они вышли на связь с журналистами. Спустя трое суток после трагедии. Правда, большинство вопросов журналистов либо остались без ответов, либо вызвали только недоумение. Так, например, оказалось, что генеральный директор Bek Air Анвар Тулеубеков несколько дней после крушения воздерживался от комментариев, потому что «был в шоке».
“Мы, как и я, как и вся страна, весь мир, были в шоке. Подобные катастрофы происходят не каждый день. Все это время мы пытались найти как можно больше информации. Все сотрудники были заняты 24/7: Мы пытались связаться с пассажирами, помочь им” — заявил он.
Не иначе, как парализующий язык «шок» испытывал и председатель Bek Air Нурлан Жумасултанов. По крайней мере, именно шоковым состоянием он объяснил свой «невыход в эфир» в первые дни после аварии.
Нурлан Жумасултанов рассказал, как тяжело пришлось авиакомпании, также «занятой похоронами» и одновременно проводившей собственное расследование причин падения самолета.
“Первые часы после происшествия мы были на месте катастрофы. Наши люди помогали с эвакуацией. Мы также были заняты похоронами. Однако помимо этого мы собирали информацию – мы узнавали, почему и как трагедия произошла», - заявил Жумасултанов.
На пресс-конференции руководство авиакомпании, опираясь на штилевые метеоданные, посекундные детали полета вплоть до его падения и видеокадры о последствиях так называемого «спутного следа», озвучило свою версию произошедшего. Эксперты авиакомпании считают, что самолет потерял высоту из-за спутного следа, который якобы стал основной причиной, по которой борт начало невообразимо трясти в первые же минуты полета, о чем говорили все выжившие пассажиры. По мнению специалистов Bek Air, это первая роковая причина катастрофы. Но не единственная. Так, руководитель летной службы Bek Air Эрик Сапаров считает, что жертвы при крушении – это результат нахождения вблизи аэродрома построек, которых там быть не должно.
«Если бы не было этих препятствий, наверное, жертв не было бы. Самолет очень прочный, очень надежный, даже после авиакатастрофы не было розлива топлива. Самолет не загорелся», — сказал он.
Конечно, здания, построенные в непосредственной близости от аэропорта, вызывают множество вопросов относительно своей законности. К слову, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поручил определить правомерность столь близкого соседства домов со взлетно-посадочной полосой.
Однако в данной ситуации вряд ли уместно вообще прибегать к сослагательному наклонению – вот если бы, да кабы. Но, к сожалению, выступления всей команды Bek Air на пресс-конференции были похожи на не самые удачные попытки обелить себя, когда виноваты все кругом, кроме авиакомпании, которая даже не может дать конкретного ответа о выплатах пострадавшим в авиакатастрофе. И просит подождать, ввиду «очень сжатых сроков».
Тем временем члены правительственной комиссией, занимающиеся расследованием причин крушения самолета, обещают озвучить его результаты до 10 января.