"Кот в мешке" вместо "железного коня": о популярных схемах автомошенничества рассказали полицейские

Казахстанцы нередко попадаются на уловки мошенников по собственной вине.

Баян Сагимбаева

Статистика уголовных дел контрабандного авторынка в Казахстане увеличивается с каждым годом. Список криминальных машин в Казахстане пополняет транспорт с иностранным учетом, ввезенный в Казахстан в основном из России и Армении. Каким образом казахстанцы становятся жертвами автомошенников и как можно себя обезопасить – в материале Liter.kz.

По данным ДП Нур-Султана, только с начала года из 45 угнанных автомашин с иностранными номерами на территории города найдены 43.

Авто с отечественным учетом тоже крадут, но, по словам полицейских, эти преступления зачастую носят полубытовой характер, организованный без цели получения прибыли.

Криминальные машины мы выявляем в ходе рейдовых проверок или несения службы патрульных полицейских. Угоны в Казахстане носят полубытовой характер. Например,  это когда автомашины остались открытыми, а нетрезвые угонщики взяли их покататься и совершили ДТП. Но есть и четыре квалифицированные автокражи. Из них три легковые и один грузовой автотранспорт. Машина или ее детали находились за пределами города.  Есть факты инсценировки угона. То есть авто были в кредите, а владельцы инсценировали угон. Эти лица привлечены к уголовной ответственности по статье 419 УК РК, – рассказывает начальник управления криминальной полиции ДП г. Нур-Султана Дмитрий Демидов.

При этом самым популярным сегментом криминального транспорта в столице являются элитные японские машины – Toyota, LEXUS,  Mazda, Mitsubishi. Чаще всего они ввозятся в Казахстан для перепродажи уже с перебитыми номерами или же отправляются на разборку, где становятся запчастями. Пока угнанное авто найдут, его успевают перепродать несколько раз.

 Из других стран через МВД РК направляют в Казахстан списки криминальных автомашин. Они попадают в ориентировку. Здесь мы проводим комплекс поисковых мероприятий: сверку агрегатных данных номеров машин с ориентировкой, и в последующем водворяем эти автомашины на штрафстоянки до выдачи законному владельцу. Потом разбираемся с алгоритмом трафика: как эта машина была завезена и кому продана. Расследуем всю цепочку, пока не найдем первое лицо, – сообщил Дмитрий Демидов.

Но не стоит забывать, что пока полицейские проводят расследования и разбираются с трафиком, добропорядочные покупатели остаются с носом – без денег и машины. 

Все же, по мнению экспертов, идеальный вариант – покупка авто в салоне, где также можно приобрести и подержанные машины. Однако даже проверки дилеров на юридическую чистоту не дают гарантию безопасности от мошенничества.

К примеру, в Актобе покупателю в лице ТОО “Монтаж-01” пришлось подать иск в суд, чтобы доказать законность сделки. Машина была приобретена компанией в автосалоне еще в 2011 году, и целых семь лет принадлежала ей на основании правоустанавливающих документов. В 2021 году фирма решила продать транспорт и обратилась в автоЦОН. Однако получила отказ в приеме заявления по причине наличия обременения. Как оказалось, машина числилась угнанной на территории России.

Экспертиза установила, что номер кузова (VIN-код) автомашины TOYOTA RAV4 2010 года выпуска не подвергался изменению. Кроме того, с момента наложения обременения в 2014 году по настоящее время, то есть на протяжении более 7 лет, какие-либо запросы от инициатора розыска либо поручения компетентных органов о возврате автотранспортного средства не поступали. При изложенных обстоятельствах суд считает требование истца обоснованным и подлежащим удовлетворению, – сообщила председатель специализированного межрайонного административного суда Актюбинской области Ляззат Бисенова.

В ходе судебных разбирательств выяснилось, что автомашина в 2012 году въезжала на территорию Российской Федерации в город Казань. Возможно, тогда был скопирован VIN-код и создан двойник автомобиля. Через два года он попал в список криминальных авто. При этом обременения накладываются на оба автомобиля: оригинал и подделку до выяснения обстоятельств.

Преступники крадут такую же модель авто. В его номер вваривается специально изготовленный номер и появляется двойник. Угонщики, предварительно зная, что есть такая автомашина, изготавливают VIN-код кустарным способом и таким образом вносят изменения, – объяснил Демидов.

В данном случае предприниматель смог доказать свою правоту и отстоять машину через суд, так как сделка оформлена по закону.

Чтобы впредь не попасться на уловки мошенников, юристы советуют не связываться с сомнительными сделками: когда цена в разы занижена, владелец транспортного средства отсутствует, автомобиль передают в счет погашения задолженности и других проблемных факторов.

Сделка  должна в обязательном порядке заключаться в письменной форме в специализированных центрах обслуживания населения (ЦОН), с последующей регистрацией права собственности в соответствующих регистрирующих органах (УАП ДП). В самом договоре купли-продажи нужно указывать цену автомобиля, так как в случае признания сделки недействительной покупатель сможет доказать и потребовать от продавца сумму, которую оплатил за автомобиль. После передачи денежных средств дополнительно потребуйте от продавца собственноручно написать расписку о получении денежных средств, – рекомендует адвокат Азамат Сагал.

Кроме того, перед тем как покупать авто, желательно ознакомиться с порядком его приобретения и оформления на сайтах государственных органов. Чтобы потом не возникало проблем, желательно купить авто с казахстанским учетом.

Законно – это когда машина состоит на учете в РК и оформляется в ЦОНе. Там вам  проверят все, начиная  от наличия задолженности по штрафам и нарушения правил дорожного движения, оплаты налогов и заканчивая данными о происхождении авто. Скажут, есть ли ограничения, наложенные правоохранительными  органами или банком, находилась ли машина в ориентировке, проводилась ли экспертиза по изменению номера кузова, – пояснили в департаменте полиции г. Нур-Султана.

В случае покупки машины на иностранном учете полицейские отмечают, что необходимо найти ее владельца, который может написать доверенность на покупателя и выплачивать налоги на территории своей страны.

Но зачастую делается так: человек приобретает машину за пределами Республики Казахстан, где выписывают на него документы – выдается доверенность по страховому полису. Потом эту машину перепродают в Казахстане путем вписывания покупателей в страховой полис. Никаких правоустанавливающих документов здесь нет. Проверить происхождение машины сложно. При такой сделке покупатель не является владельцем автомашины, – добавил начальник управления криминальной полиции ДП Нур-Султана Дмитрий Демидов.  

Отметим, что казахстанцы нередко покупают авто с криминальным прошлым сознательно, надеясь, что в этот раз “пронесет”. Другие намеренно завозят в страну автомобили, чтобы получить прибыль. Третьи попадаются на юридической неграмотности. Всех их объединяет желание сэкономить. Но как показывает практика, многие позже сожалеют о содеянном и ссылаются на незнание. Однако нужно понимать, что незнание не освобождает от ответственности.

Новости партнеров