Поистине исторической стала эта неделя для туриндустрии Казахстана, видоизмененной после вмешательства СМИ на 180 градусов. Всего одной публикацией журналисты Литера сберегли на туристическое отечественное будущее 132 миллиона тенге государственных средств. Коротко о том, как это было в материале Liter.kz.
Началось все поста в Facebook Президента Евразийской Ассоциации туризма Рысты Карабаевой, обнародовавшей многомиллионные расходы АО «Kazakh Tourism» за последние два месяца прошлого года. И почти каждая статья – прекрасный инфоповод для отдельного журналистского расследования. Но, пожалуй, больше всего вопросов и самый широкий общественный резонанс вызвал конкурс «Мисс Казахстана», спонсируемый «Kazakh Tourism», на организацию которого было выделено 132 миллиона тенге. Президент Евразийской Ассоциации туризма, журналист Liter.kz, а вместе с ними и вся казахстанская общественность задалась резонным вопросом, куда именно была потрачена столь солидная сумма, а главное, насколько эти траты были целесообразны. Все мероприятия, спонсируемые «Kazakh Tourism», в результате должны принести отдачу в виде туристической заинтересованности Казахстаном, пусть даже не в международном масштабе, а хотя бы в странах, граничащих с нашей республикой. И вот здесь главная загадка – каким образом конкурс красоты «Мисс Казахстана» за 132 миллиона тенге может привлечь в Боровое, на Алаколь, на Медеу, в Баянаул иностранных туристов. Ладно бы наши красавицы демонстрировали свои прекрасные внешние данные и интеллект на фоне этих и многих других казахстанских достопримечательностей… В этом случае хотя бы можно было провести хоть какую-то параллель между «Kazakh Tourism» и конкурсом красоты… Не мудрено, что вопросы, заданные журналистом Литера, вызвали такой большой общественный резонанс.
После проведенной в редакции Liter.kz жаркой дискуссии председатель правления АО НК «Kazakh Tourism» Ержан Еркинбаев сделал заявление – спонсировать конкурс «Мисс Казахстана» в этом году «Kazakh Tourism» больше не будет!
«Я начал изучать вопрос траты денег на конкурс «Мисс Казахстана» до резонансного события и выявил следующее — этот конкурс проводится из года в год и на него тратятся большие деньги. В этом году его не будет. В рамках деятельности компании «Kazakh Tourism» конкурс проводиться не будет», — сказал Еркинбаев.
Кстати, главу компании, начавшего «изучать вопросы траты денег» в своей вотчине еще до широкого обсуждения в массах, как он признался журналистам, заинтересовал не только конкурс красоты. У Ержана Еркинбаева также возникли вопросы по маркетингу, продвижению, цифровизации, проведению мероприятий и ток-шоу. Надо полагать, что теперь имиджмейкеры «Kazakh Tourism» будут более эффективней подходить к разработке имиджевых мероприятий, нацеленных на результат, а не полагаться только на китайских блогеров, выделяя на соответствующие блог-туры для них по 6,7 миллиона тенге.
Отметим, что надежда на изменение стиля работы нацкомпании – небеспочвенна. Так, например председатель правления АО НК «Kazakh Tourism» уже сообщил «об изменении взгляда насчет организации фестивалей».
«Начнем с проведения фестивалей в целях рекламы Казахстана. Мы меняем свой взгляд насчет их организаций – если они дублируются, то смысла проводить их нет. Фестивали, которые принесут свою пользу через 10 лет, также, на наш взгляд, нелогичны», — заявил Еркинбаев.
Упор в продвижении туризма в Казахстане также будет сделан на образование и повышение компетенции сотрудников отраслей. И уложиться в нацкомпании должны всего в 2,088 миллиарда тенге. Годом ранее бюджет «Kazakh Tourism» составлял три миллиарда.
Свою лепту в развитие туризма решили внести и в нацкомпании «КазАвтоЖол», задавшись целью привести к национальному стандарту все 820 туалетов, расположенных на республиканских трассах в составе АЗС. И судя по сжатым срокам, данным представителям бизнеса для обустройства придорожных санитарно-гигиенических узлов (соответствующие планы владельцы АЗС должны представить в нацкомпанию до 14 февраля), туристы и просто путники уже в этом году смогут, как говорится, на себе почувствовать изменения в сервисе.
Еще одним шагом для развития внутреннего туризма, как сообщил вице-министр культуры и спорта Казахстана Уркен Бисакаев, станет актуализация картографической системы 2ГИС. К слову, реализует этот проект все тот же «Kazakh Tourism», на что компании выделено 149 миллионов тенге. Планируется, что картографический поисковик будет содержать данные не только по местонахождению туристических объектов, но и по придорожным санузлам.