Новости Казахстана Новости мира Интервью Life style Спорт Культура Регионы Amanat
$ 494.87  520.65  4.91

Кризис по всем фронтам: почему первые госпрограммы в здравоохранении Казахстана стали провальными?

Программы не работали, а состояние здоровья казахстанцев ухудшалось.

Кризис по всем фронтам: почему первые госпрограммы в здравоохранении Казахстана стали провальными?
Фото: pixabay.com

В конце 90-х уровень здоровья 15,5 млн казахстанцев был низким: увеличивалось количество детской смертности, сокращалась продолжительность жизни и все больше становилось казахстанцев, страдающих алкоголизмом, наркоманией и курением. К тому же наблюдался кадровый дефицит во всех областях, а опытные врачи торопились покинуть страну. На этом фоне власти внедрили первую госпрограмму в сфере развития здравоохранения “Здоровье народа”. Как реализовалась программа без четких показателей, почему она провалилась, рассказываем в авторской колонке Liter.kz “Госпрограммы простыми словами”.

Программа “Здоровье народа”

Программа была принята в 1998 году и включала три этапа реализации: краткосрочный (1998-1999 годы), среднесрочный (2000-2003 годы) и долгосрочный (2003-2008 годы). Однако она не дожила свой срок и утратила силу в 2005 году. Так, теперь по порядку.

Системный кризис 90-х годов, последовавшее за ним снижение уровня общественного здоровья и здравоохранения вынуждали государство принять конкретные меры для исправления ситуации.

В 1995 году начались реформы здравоохранения, в том числе попытка внедрения обязательного медицинского страхования и реализация первых пилотных реформ в Карагандинской и Восточно-Казахстанской областях.

В 1996 году был создан Фонд обязательного медицинского страхования. К 1998 году он оказался неплатежеспособным в силу того, что отчисления от фонда заработной платы оказались гораздо меньшими, чем ожидалось. А областные акиматы не перечисляли деньги на обязательное медицинское страхование социально уязвимых групп населения.

После российского экономического кризиса в 1998 году, в Казахстане отменили социальные льготы для многих групп населения, ввели жесткую схему бюджетного финансирования системы здравоохранения, ряд внебюджетных фондов, включая ФОМС, прекратили свое существование.

С 1999 года единственным общественным источником финансирования здравоохранения стал государственный бюджет республиканского и областного уровней.

С целью улучшить качество медуслуг и состояния здоровья казахстанцев в 1998 году первый президент страны Назарбаев подписал госпрограмму – “Здоровье народа”.

Финансировать программу планировали из республиканского бюджета и иных не запрещенных законом источников. Первоначальный бюджет составил 57 млрд тенге. Однако в программе не указаны четкие индикаторы, вместо них можно найти такие размытые определения, как “обеспечение эффективности”, “создание предпосылок” и т.п.

К слову, до 1998 года бюджет страны выделял на отечественную систему здравоохранения менее 2%. С вводом программы ситуация мало чем изменилась. Только спустя четыре года ситуация в сфере здравоохранения стало налаживаться.

Так, с объявлением 2002-го Годом здоровья, в Казахстане провели первое массовое обследование населения. Его результаты показали, что в ближайшей перспективе нужно уделить особое внимание здоровью женщин и детей. Кроме того, введена вакцинация новорожденных против гепатита. В поликлиниках появились стенды и брошюры по профилактике сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний.

Однако программа не достигла своей начальной цели. В системе здравоохранения продолжали сокращаться койко-места и учреждения ПМСП, наблюдался кадровый дефицит, медучреждения лишь на 30% были укомплектованы современной техникой. 

Крах программы привел к откату многих элементов реформ здравоохранения в 2001–2004 годах, особенно в области ПМСП. Децентрализация финансирования здравоохранения до районного уровня послужила еще одним серьезным препятствием на пути реализации реформ.

Программа “Саламатты Казахстан”

После неудачного завершения программы “Здоровье народа” были разработаны программа реформирования и развития здравоохранения РК на 2005–2010 годы и программа развития здравоохранения РК на 2011–2015 годы “СаламаттыҚазақстан”.

Так как по первой программе в открытых источниках мало информации, остановимся на второй.

Программу планировали реализовать в двух этапах: первый этап – 2011–2013 годы и второй – 2014– 2015 годы.

В рамках программы планировалось увеличить продолжительности жизни к 2015 году до 71 года, снизить материнскую и младенческую смертность, уменьшить заболеваемость туберкулезом, СПИД-ом и злокачественными новообразованиями.

Финансировали программу из республиканского и местного бюджетов, а также из других, не запрещенных законодательством источников. Первоначальный бюджет программы составил 407 млн 205,7 тыс. тенге.

Согласно итогам реализации программы, Счетный комитет выявил ряд нарушений.

По оценке Счетного комитета все восемь целевых индикаторов по госпрограмме полностью реализованы. Но несмотря на это, в отрасли здравоохранения до сих пор сохраняется ряд проблемных вопросов. Из 260 мероприятий, запланированных в рамках реализации данной программы, 218 полностью реализованы, восемь – не реализованы, 33 реализованы не полностью, одно – с нарушением сроков, – отметил член Счетного комитета РК Серик Нугербеков.

По результатам государственного аудита выявлено 12,7 млрд финансовых нарушений, 34,6 млрд тенге неэффективного использования бюджетных средств, 11,8 млрд тенге процедурных нарушений.

Хотел бы особо отметить, что в ходе государственного аудита были полностью возмещены и восстановлены все 12,7 млрд тенге финансовых нарушений. 22 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности, три должностных и одно юридическое лицо привлечены к административной ответственности, – уточнил он.

По данным ВОЗ, неэффективной реализации многих госпрограмм в сфере здравоохранения в Казахстане в том числе способствовала частая смена  руководителей ведомства.

Здравоохранение сейчас

Сейчас госполитика в сфере здравоохранения реализуется по государственной программе развития здравоохранения Республики Казахстан на 2020-2025 годы и нацпроекту “Качественное и доступное здравоохранение для каждого гражданина “Здоровая нация”.

После распространения коронавирусной инфекции в 2021 году в Казахстане система здравоохранения подверглась колоссальным нагрузкам. Эти трудности показали, как на самом деле обстоят дела с материально-технической базой и лекарствами в РК. Кроме того, в Казахстане выявили дефицит узконаправленных специалистов.

Вместе с тем в Казахстане увеличилось количество коек и построены новые стационары. По состоянию на 1 января 2022 года для лечения пациентов развернуто 14 732 инфекционных койки. Количество реанимационных коек в инфекционных стационарах составило 1 674.

Цифровизация в сфере здравоохранения хотя и работает со сбоями, но поднялась по сравнению с прошлыми годами. Отличились и казахстанские ученые, разработавшие вакцину QazVac. Также ежегодно на 30% к действующей повышается заработная плата врачей и на 20% – средних медицинских работников.

Несмотря на предпринимаемые меры, в стране все еще наблюдается дефицит кадров, низкое качество медуслуг, непрозрачные и крайне запутанные схемы финансирования в рамках ГОБМП и ФОСМС, проблемы правовой защиты медработников и отсутствие соответствующей материально-технической базы в сельской местности.

Новости партнеров
×