КТК стал заложником политических амбиций? Что говорят казахстанские эксперты

Авария на КТК произошла 20 марта.

Анастасия Михайлова

Чуть больше недели назад на Каспийском трубопроводном консорциуме произошла авария. Глава КТК Николай Горбань заявлял, что танкерные отгрузки нефти на терминале полностью остановлены. На прошлой неделе министр энергетики Казахстана Болат Акчулаков заявлял, что ВПУ-1 (выносное причальное устройство) начнет работу 25 марта. Однако только вчера, 28 марта, ранее упомянутое устройство возобновило работу на минимальной производительности. Спасет ли это Казахстан от потерь в добыче черного золота? Чем чревата сложившаяся ситуация для отечественной экономики? Об этом и не только – в материале Liter.kz.

Случившуюся аварию, которая, по официальным данным, произошла из-за сильного шторма в Новороссийске, некоторые казахстанцы связали с ситуацией в Украине. Мол, так Россия пытается повлиять на нашу страну в выборе позиции. Однако эксперт в нефтегазовой отрасли, ведущий авторской программы “Байдильдинов. Нефть” Олжас Байдильдинов считает, что в случившемся нет никаких конспирологических теорий.

Нефть в Казахстане, которую транспортируют по КТК, добывают иностранные компании. Понимаете, КТК – это консорциум, им владеют 11 акционеров. Там есть доля РФ, РК (Казмунайгаз – 19%) и западных компаний. Ситуация, думаю, продлится две-три недели. Если это будут какие-то серьезные поломки, тогда ситуация действительно может затянуться на несколько месяцев и это может стать достаточно серьезным ударом по Казахстану. Сейчас мы этого не ощущаем. Такое будет возможно, когда консорциум заявит о снижении добычи нефти. Об этом пока официальных заявлений не было, – говорит Олжас Байдильдинов.

Также вопреки мнению некоторых казахстанских экономистов, которые считают, что авария на КТК – возможность спрыгнуть Казахстану с нефтяной иглы, Байдильдинов считает, что никто и никогда не откажется от добычи черного золота.

Никто и никогда не спрыгнет с нефтяной иглы, поскольку она обеспечивает Казахстану 70% поступлений в государственную казну. Это прямые выплаты нефтегазового сектора, трансферты из национального Фонда, которые формируются за счет нефтегазовых компаний. Отнимите 70% госбюджета от всех заработных плат, расходов, и вы увидите, что такое Казахстан без нефти. Никто с нефтяной иглы не спрыгнет. И не нужно этого делать. Необходимо работать над улучшением и эффективностью данной отрасли, – считает собеседник.

Учитывая агрессивную политику соседнего государства, геополитическую обстановку, многих интересует один вопрос: не проще ли нашей стране экспортировать нефть по другим каналам.

КТК – это стабильный маршрут. И он самый привлекательный по ценам. Был проект транспортировки нефти через Каспий на танкерах – Баку – Тбилиси – Джейхан (БТД), но он оказался дорогостоящим и требовал большого количества инвестиций и технических решений. Конечно, Казахстан может транспортировать сырье через БТД, но для этого нужно строить танкерный флот, необходимы мощности в Актау и самом Азербайджане, который будет принимать эту нефть. Это дорого, долго и неэффективно, – отмечает Олжас Байдильдинов.

C 2001 года по 9 января 2022 года, как сообщается на сайте КТК, включительно через нефтепроводную систему Тенгиз – Новороссийск на мировые рынки была поставлена 766 973 131 тонна нефти нетто. Из них 668 967 665 тонн – это нефть из Казахстана и 98 005 466 тонн нефти, добытой в России. Общее количество обработанных танкеров за этот период составило 7 246 судов.

78 процентов экспорта нефти из Казахстана приходится на нефтепровод КТК. Я бы не называл эту нефть казахстанской. Она не казахстанская в полном понимании этого слова. 90% из этих 78% прокачивают три крупных иностранных консорциума – Тенгиз, Кашаган. Карачаганак. Последний – меньше всех. Это говорит о том, что нефть не принадлежит Казахстану как таковая, ее добывают, транспортируют и продают в портах на терминалах КТК иностранные инвесторы. Черное золото, как правило, идет на НПЗ этих самых иностранных компаний, – говорит эксперт.

При этом он отмечает, что прогнозировать дефолт на фоне ЧП на КТК – бред. С ним согласны и экономисты Марат Абдурахманов, Марат Каирленов. Первый специально анализировал ситуацию и не выявил каких-либо признаков вышеупомянутого явления. Второй тоже уверен, что такие умозаключения беспочвенные.

Мне представляется, что остановка КТК – это больше вопрос политический, участие нашей страны в войне с Украиной. Думаю, у нас сложный, но достаточно понятный выбор. Первый – если мы не участвуем в конфликте с Украиной, то под ударом будет примерно 40% нашей экономики, на время – в районе полугода. Второй – если с РФ мы “влезаем” в войну с Украиной, то санкции уничтожат у нас порядка 80% ВВП, и санкции – надолго, – считает Марат Каирленов.

Сегодня, 28 марта, прием нефти в систему Тенгиз – Новороссийск производится на минимальной производительности. ВПУ-1 обследовано и признано пригодным к операционной деятельности. Возможно, скоро деятельность КТК вернется к прежнему режиму. Но не случится ли авария снова?

Новости партнеров