КТЖ: обеспечение безопасности движения сегодня поставлено в приоритет
Железная дорога остается удобным и востребованным видом транспорта, которым пользуются казахстанцы каждый день.
Благодаря своим преимуществам по срокам доставки, надежности и безопасности отвечает всем требованиям к перевозке грузов и пассажиров. О том, какие меры предпринимаются на железной дороге для повышения безопасности, рассказывает заместитель Председателя Правления АО “НК “КТЖ” Талгат Алдыбергенов.
- Безопасность движения поездов всегда остается приоритетом работы АО “НК “КТЖ”. В целом на железнодорожном транспорте обеспечена устойчивость перевозочного процесса, выполняются заданные целевые параметры безопасности движения.
За 9 месяцев этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года целевой показатель уровня безопасности движения по Компании улучшен на 6%, количество нарушений снижено на 8%.
По итогам первого полугодия 2024 г. железнодорожная администрация Казахстана вошла в число организации, улучшивших состояние безопасности движения, и находится в тройке стран СНГ по показателю безопасности движения.
В текущем году в компании принят ряд важнейших инициатив по постоянным улучшениям деятельности в области безопасности движения. Проведен анализ состояния безопасности движения и выработан комплекс системных мер, направленный на совершенствование системы управления безопасностью движения и кадрового потенциала, повышение надежности устройств инфраструктуры и подвижного состава.
За 9 месяцев этого года ревизорским аппаратом проведено свыше 7,8 тыс. проверок соблюдения технологических процессов, содержания и эксплуатации подвижного состава и технических средств. Выявлено более 82 тыс. нарушений, которые были оперативно устранены. Принято свыше 15,8 тыс. мер по остановке эксплуатации подвижного состава и устройств инфраструктуры с низкой надежностью. Также проведена 171 проверка на предприятиях, оказывающих услуги Компании по ремонту и сервисному обслуживанию подвижного состава.
Несмотря на тенденцию снижения количества нарушений, КТЖ продолжает проводить работу по исключению проблемных вопросов в обеспечении безопасности движения с максимальным акцентом на снижение вероятности возникновения ошибок. Повышается уровень культуры безопасности движения, где каждый работник осознает важность и социальную ответственность в обеспечении безопасности движения.
Необходимо отметить, что системной проблемой остается состояние верхнего строения пути. В КТЖ реализуют производственную программу обновления магистральной сети, в которой запланировано ежегодное проведение ремонта пути протяженностью более 1000 километров. Также ведутся работы по обновлению устройств инфраструктуры, оснащению предприятий средствами малой механизаций и техническими средствами.
В рамках эффективной реализации программы Главы Государства “Справедливый Казахстан – для всех и для каждого. Сейчас и навсегда” разработана и утверждена Дорожная карта, согласно которой до 2028 г. предусмотрен ремонт 11 000 км железнодорожных путей. В 2024 году проведены летне-путевые работы в объеме 1 401 км, в том числе капитальный ремонт - 570 км, покомпонентный ремонт - 241 км, планово-предупредительный ремонт - 590 км. При проведении ремонта пути уровень локализации товаров, рельс, шпал, щебня казахстанских производителей составляет 100 процентов.
За последние три года проведена комплексная работа по капитальному ремонту пути, благодаря чему улучшилось состояние пути из ниже среднего к целевым показателям, обеспечивающим безопасности движения поездов.
Важный ресурс КТЖ
- Что делается для снижения человеческого фактора в обеспечении безопасности движения поездов?
- Главная ценность и основной ресурс КТЖ, как ведущей компании, это работники. От уровня их профессионализма напрямую зависят результаты деятельности компании. Человеческий фактор играет важную роль в обеспечении безопасности. КТЖ уделяет большое внимание повышению квалификации работников, выполняющих работы, непосредственно связанные с обеспечением безопасности. В Компании действуют пять учебных центров, расположенных в разных регионах страны, где ежегодно проходят обучение и повышение квалификации более 20 тысяч сотрудников.
Однако здесь важно стремление самих работников к совершенствованию, получению новых компетенций и изучению Правил, инструкции и локальных актов Компании, необходимых для профессиональной деятельности.
В этом году для повышения знаний железнодорожников основные документы по обеспечению четкой работы железной дороги и безопасности движения поездов - Правила технической эксплуатации железнодорожного транспорта и Инструкция по сигнализации на железнодорожном транспорте – представлены в графическом и визуальном формате. Это позволило преобразовать сложные и масштабные объемы информации в понятную и наглядную форму, чтобы эффективно применять теоретические знания на практике.
Также КТЖ объявило видеоконкурс “Раскрой ПТЭ (Правила технической эксплуатации железнодорожного транспорта) в новом формате!”, направленный на повышение осведомленности работников в области безопасности движения поездов и на то, чтобы сделать безопасность основой корпоративной культуры.
В компании вызывает обеспокоенность естественное старение кадров, особенно в хозяйстве пути, поэтому предпринимаются меры для привлечения внимания молодежи к отрасли.
Ежегодно проводится конкурс на присуждение именной стипендии Председателя Правления АО “НК “КТЖ” и образовательного гранта по программе «Магистраль» по профильным специальностям железнодорожной отрасли.
В 2024 году грант присужден 58 студентам, 7 студентов стали обладателями именной стипендии. Профессиональную практику в Компании прошли 1540 студентов 13 учебных заведений по 23 специальностям.
В этом году КТЖ выступило с инициативой об открытии группы образовательных программ “Железнодорожный транспорт и технологии” в направлении подготовки “Инженерия и инженерное дело”, что дает возможность абитуриентам лучше ориентироваться в поиске и выборе будущей железнодорожной профессии.
Кроме того, Компания предложила вести интегрированный/гибридный формат обучения выпускников колледжей, желающих продолжить обучение в высших учебных заведениях. Данные инициативы получили поддержку на заседании учебного-методического объединения Республиканского учебно-методического совета.
Цифровизация повысит безопасность движения поездов
- Какие цифровые технологии внедряет КТЖ в целях повышения безопасности?
- Действительно, цифровизация железнодорожного транспорта позволяет коренным образом изменить подходы к обеспечению безопасности, повысить конкурентоспособность отрасли перед другими видами транспорта.
Компания с целью исключения человеческого фактора внедрила и продолжает внедрять автоматизированные системы, направленные на повышение уровня безопасности движения поездов, за счет сбора и анализа данных с подразделений для принятия оперативных управленческих решений. В данный момент в Павлодарском отделении магистральной сети внедряется автоматизированная система управления техническим обслуживанием и ремонтом устройств инфраструктуры, которая позволит оцифровать процессы планирования, исполнения работ по текущему содержанию, техническому обслуживанию и ремонту устройств Инфраструктуры, проведена интеграция системы и вагонов Мобильного Диагностического комплекса. Благодаря этому результаты проезда вагонов в автоматическом режиме передаются в систему. Это дает возможность причастным работникам оперативно реагировать и устранять выявленные отступления. В дальнейшем данная система будет тиражирована в других регионах страны.
Также оцифрованы процессы учета и контроля инцидентов, связанных с безопасностью, формирования аналитической и статистической отчетности. Мы получаем информацию о состоянии безопасности из регионов в режиме реального времени. Автоматизированная система оперативно обрабатывает большие объемы данных и предоставляет оценки риска на текущий период с последующей разработкой корректирующих мероприятий по управлению рисками.
Бродячий скот, нарушители Правил безопасности - помеха для движения
- Какие внешние факторы влияют на безопасность движения поездов?
- Да, есть и такие. На безопасность движения поездов оказывают влияние нахождение посторонних людей в зоне повышенной опасности, безнадзорно пасущийся скот, а также водители, нарушающие Правила движения.
Основные причины несчастных случаев с людьми – игнорирование элементарных правил безопасности, спешка, разговоры по мобильному телефону и прослушивание музыки в наушниках при переходе железнодорожных путей. Железная дорога — является зоной повышенной опасности. В очередной раз призываем граждан быть внимательнее. Не переходите железнодорожные пути в неустановленных местах. Берегите свою жизнь и жизнь ваших близких. Чтобы избежать трагедий, не оставляйте детей без присмотра и не позволяйте им играть вблизи железнодорожных объектов. Помнить, что локомотив - это не автомобиль, который может свернуть с пути, предотвращая наезд на человека. Безнадзорно пасущийся скот вблизи железной дороги становится причиной нарушения нормальной работы железнодорожного транспорта. Это приводит к остановке и задержке поездов, порче локомотивов и вагонов, к несвоевременной доставке грузов и пассажиров. К сожалению, за 9 месяцев 2024 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество наездов на скот увеличилось на 39%. В антирейтинге - Карагандинский, Акмолинский, Алматинский и Жамбылский регионы. Однако благодаря бдительности и профессионализму локомотивных бригад в почти 2 тыс. случаях удалось избежать наезда на животных. КТЖ проводит профилактическую работу с жителями населенных пунктов, по территории которых проходит железная дорога, руководителями фермерских хозяйств и частными предпринимателями, ограждает пути от выхода животных. Только в этом году построено 1000 км проволочного ограждения, за последние два года - более 1800 км ограждений от выхода безнадзорно пасущегося скота на путь.
Кто виноват в ДТП на переездах?
- Почему происходят ДТП на переездах?
- Железнодорожные переезды – самые сложные и опасные участки стальной магистрали, где нужно проявлять бдительность, внимательность и строго соблюдать правила дорожного движения. За девять месяцев текущего года на железнодорожных переездах зарегистрировано 19 ДТП. Пострадало 9 человек, из них 3 погибли.
Во всех случаях причина ДТП на переездах - низкая дисциплина водителей. Нарушения на железнодорожных переездах происходят при запрещающих сигналах исправно действующей переездной сигнализации. Водители забывают, что железнодорожный транспорт имеет преимущество перед остальными участниками движения.
Для предупреждения таких происшествий железнодорожники проводят комплексную работу. Проводится капитальный ремонт переездов, их оснащение современными предупредительными и заградительными устройствами. С 2025 года на охраняемых и неохраняемых переездах поэтапно будут устанавливаться системы видеонаблюдения с автоматической фиксацией данных.
Постоянно проводится профилактическая работа по ознакомлению работников автохозяйств с правилами проезда через переезды. В этом году совместно с правоохранительными органами проведено 1 480 рейдов, выявлено 281 нарушение. Свыше 85 тыс. водителям напомнили Правилами проезда через переезды. Организовано 642 собрания в автопредприятиях, с охватом более 17 тыс. человек.
Безопасность движения является ключевым элементом деятельности КТЖ. Компания принимает необходимые меры для формирования и развития культуры безопасности движения через масс-медиа, социальные мессенджеры Telegram, TikTok, Facebook, Whatsapp.
Любовь Подоляк