Культурный код Независимого Казахстана: голос страны, звучащий через искусство
Как казахстанское искусство формирует культурный код независимого Казахстана.
В эпоху стремительных перемен искусство становится не просто отражением окружающей действительности, но и одним из главных инструментов осмысления того, кто мы есть как нация. Театр, живопись, перформанс, современное искусство – сегодня все эти формы объединены одной общей задачей: найти язык, который способен передать уникальный культурный код Казахстана миру и будущим поколениям.
Отталкиваясь от традиций и одновременно смело вступая на территорию эксперимента, казахстанские художники и режиссеры заново переосмысляют коллективный опыт страны, превращая сцену и галереи в пространство диалога, честности и зрелой рефлексии. Именно об этом — о силе искусства, его миссии и его месте в современном обществе – журналист редакции Liter.kz поговорила с актрисой театра и кино Светланой Фортуна.
– Как, на ваш взгляд, искусство влияет на формирование национальной идентичности?
– Искусство – это сильнейший инструмент для формирования национальной идентичности. И это работа не на уровне плакатов и лозунгов, это работа на уровне чувств, образов, символов, метафор, ассоциаций, которыми театр систематически осыпает со сцены. В Казахстане это особенно заметно. Сейчас я наблюдаю, что через искусство мы вспоминаем, осознаем свои корни, культурные коды и особенности мировосприятия. Казахстанское искусство сейчас не только охраняет и сохраняет свои традиции, но и переосмысляет их. Многие ищут какой-то современный язык, чтобы говорить о нашей национальной идентичности со всем миром: художники, драматурги, режиссеры. Ищут какой-то особый язык, чтобы говорить с молодым поколением, с миром в целом, с другими странами. Я прям, вижу тенденцию на поиск художественного языка, чтобы передать наш культурный код. Казахстан на мировой арене выглядит не как что-то застывшее, оставшееся в прошлом, а как очень динамичное, актуальное явление.
Казахстанское искусство проживает все, что происходит за окнами театра, в стенах каждой квартиры. И когда спектакль заканчивается, я смотрю, что зритель уходит не развлеченный, а укорененный в своем культурном коде.
– Можно ли сказать, что уровень развития искусства — это зеркало зрелости общества?
– Конечно. Искусство не для красоты, не для развлечения. Искусство это способ понять, где мы находимся, на какой точке развития. Там где искусство развивается глубоко, экспериментально, смело, задает какие-то неудобные вопросы и ждет неудобные ответы, там общество готово к диалогу, к саморефлексии, к осознанию. Работая в театре, я вижу, что Казахстан находится на высоком уровне, на переходном этапе, где мы ищем новые площадки, появляются независимые театральные проекты, арт-объекты, арт- инициативы, галерея современного искусства. Сразу приведу пример у нас это художественная галерея – центр современного искусства "Куланши", вот там поднимаются острые социальные темы. Это говорит о том, что общество готово взрослеть, оно становится более открытым к разным точкам зрения и что мы не боимся, смотреть по сторонам. А по моим репетициям, что особенно заметно, чем смелее тема, чем честнее разговор со зрителем, чем смелее спектакль, тем взрослее отклик.
Сейчас очень часто на сцене поднимаются вопросы свободы, гендерного равенства, травмы, исцеление и зритель не уходит от разговора. Общество сейчас нуждается в диалоге. Через искусство мы можем и должны развивать ощущение честности и умение вести диалоги.
– Как в современных постановках театра отражаются изменения, происходящие в стране сегодня?
– Театр очень чувствительная эко-система и поэтому театр очень реагирует на изменения. В новых постановках все чаще поднимаются темы отношения с Законом, гендерного равенства, насилия, нарушения границ, самоидентификации. Театр очень быстро реагирует на события: от политических до социальных.
– Может ли театральное искусство быть инструментом мягкой силы и культурной дипломатии? Какие примеры Вы могли бы привести, когда искусство реально повлияло на общественные процессы или восприятие страны в мире?
– Театральное искусство – это мощнейший инструмент, в лице мягкой силы. И именно театр создает культурный диалог между теми странами, даже между которыми не может быть отношений. Мягкая сила театрального искусства может разрушить какие-то стереотипы, она может сформировать образ страны на эмоциональном уровне. Именно поэтому у нас очень часто бывают гастроли и по Азии, и по России. Участие наших казахстанских режиссеров, актеров в международных фестивалях и на мировых сценах – это все усиливает культурное присутствие страны на мировом уровне. И конечно, это показывает нашу силу, нашу мощь. Поэтому очень важно, чтобы мы через спектакли, через фильмы, через выставки формировали для мира Казахстан. Не как просто географическое положение, а как живую, глубокую культуру. Театр – это язык без границ, где все переводится на язык эмоций. Когда казахстанская трупа выходит на международный фестиваль, то стереотипы просто трескаются по швам. Мы показываем, что мы не экзотика, мы культура с глубокими корнями. И за рубежом после спектакля к нам часто подходят зрители и делятся своими восхищенными впечатлениями.
В некоторых странах до сих бытует мнение, что Казахстан это юрты, верблюды и степи, но после спектакля зрители делятся эмоциями о том, как они впечатлены и что их мнение поменялось. Их впечатляет высокий уровень культуры, глубокая идентификация. Поэтому постоянно нужно создавать культурный сигнал наружу.
– Как вы оцениваете уровень культурной инфраструктуры в стране — музеев, галерей, арт-пространств?
– В крупных городах культурная инфраструктура заметно выросла, но в регионах культура все еще мало доступна жителям. Мы не должны забывать про регионы, потому что это большинство наших жителей. И, к сожалению, на сегодняшний день, вход в культурное пространство для них – ограничен. Очень важно, что бы развитие культуры было не только столичным явлением, но и охватывало всю страну. Это должны быть и передвижные выставки, и гастрольные туры, и фестивали.
– Как национальное искусство Казахстана вписывается в мировые культурные процессы?
– Казахстанское искусство все активнее и активнее входит в международное поле. На международных фестивалях все чаще отмечают наших казахстанских режиссеров, на театральных форумах звучат имена наших драматургов.
– Как встречает публика других стран казахстанских артистов?
– Публика за рубежом реагирует с интересом. Мы буквально недавно вернулись из Узбекистана. Им было очень интересно посмотреть на наш культурный код. Мы привезли национальные чапаны, символику, орнамент. И зарубежные гости, и зарубежный зритель всегда в восторге, когда видит на сцене воссоединение нашей кочевой философии, национальных мотивов и актуальные, современные темы. Все это создает уникальный почерк нашей страны на мировой арене. Зарубежная публика в таком проявление видит подлинность.
Сегодня культурный почерк Независимого Казахстана, на международной арене воспринимают как оригинальный и ценный.
– Есть ли у искусства миссия, или это, прежде всего личное самовыражение?
– У искусства всегда есть миссия – быть отражением действительности и реальности. Искусство выступает мостом между прошлым и будущим, между поколениями, между одним человеком и целым обществом – это тоже миссия. Но при этом миссия не исключает личной самореализации и самовыражения.
Сегодня искусство в Казахстане переживает период интенсивного роста, где традиция и современность не конфликтуют, а переплетаются, создавая яркий и узнаваемый культурный почерк страны. Театр становится пространством диалога, галереи — территорией смелых высказываний, а международные сцены — местом, где казахстанские артисты уверенно заявляют о себе миру. Особенно важно, что этот процесс развивается в рамках становления культуры независимого Казахстана: за три десятилетия страна прошла путь от поиска само идентичности до формирования прочного, узнаваемого и уважаемого культурного голоса. И если судить по тому, как зритель откликается на честный разговор, а зарубежная публика — на подлинность нашего культурного кода, можно уверенно сказать: казахстанское искусство создает новые смыслы, укрепляет национальную идентичность и уверенно вписывает Казахстан в мировое культурное пространство.
