Али Укенов рассказал о глубинном смысле праздника.
Фото из личного архива Али Укенова
Казахстан отмечает Курбан айт. Со священным для всех мусульман праздником поздравил президент Касым-Жомарт Токаев. По словам главы государства, ислам учит почтительности друг к другу и заботе о ближних, призывает к солидарности и взаимоуважению. Именно благодаря таким непреходящим ценностям укрепляется единство нашего народа, подчеркнул Касым-Жомарт Токаев. В интервью с религиоведом Али Укеновым мы поговорили о том, каков глубинный смысл Курбан айта для мусульман и можно ли рассматривать этот праздник как синергию религиозных ценностей и принципов цивилизованного общества, передает Liter.kz.
– В чем заключается основная религиозная сущность Курбан айта и какие духовные смыслы он несет для верующих?
– Ид аль-Адха (араб. عيد الأضحى – праздник жертвоприношения, в казахском – Курбан айт) – один из двух главных праздников в исламе наряду с Ораза айт (Ид аль-Фитр). Он наступает на 10-й день месяца Зуль-хиджа по мусульманскому лунному календарю – сразу после завершения хаджа, паломничества в Мекку.
Курбан айт – это прежде всего праздник покорности и веры. Его смысл восходит к истории пророка Ибрахима, который проявил высшую степень преданности Богу. С тех пор мусульмане по всему миру совершают жертвоприношение (араб. удхия, тюрк. курбан) – обычно это овца, коза, корова или верблюд – как знак своей веры, преданности и милосердия. Мясо делят на три части: одна часть – семье, другая – родственникам и соседям, третья – нуждающимся.
Для верующего это не просто жертвоприношение, а глубокий духовный акт: очищение намерений, укрепление связи с Аллахом и проявление милосердия. Праздник учит нас делиться, сочувствовать, заботиться о ближнем и быть благодарными за то, что имеем.
– Как меняются обычаи и обряды Курбан айта в Казахстане, особенно под влиянием современных технологий и информационных каналов?
– В последние годы мы наблюдаем значительные изменения. Сегодня многие заказывают жертвоприношение онлайн – через мобильные приложения или сайты. Это удобно, особенно для занятых людей или тех, кто живет в городах. Также растет роль цифровой благотворительности – помощь может быть адресной и прозрачной. С другой стороны, важно не терять духовный аспект праздника, не превращать его в формальность. Цифровизация должна дополнять традицию, а не вытеснять ее.
– Какие наиболее распространенные ошибки или заблуждения встречаются у людей относительно правильного понимания и проведения Курбан айта?
– Часто встречается формальный подход: человек просто "закалывает животное" и считает, что на этом все. Но без намерения, молитвы и внутреннего смысла обряд теряет свою суть. Бывают ошибки в выборе животного, в распределении мяса – например, забывают о бедных. Также важно помнить, что курбан нельзя проводить в условиях, нарушающих санитарные и этические нормы – это касается, например, заклания животных прямо на улицах жилых районов.
– По словам президента Касым-Жомарта Токаева, ислам учит почтительности друг к другу и заботе о ближних, призывает к солидарности и взаимоуважению. Именно благодаря таким непреходящим ценностям укрепляется единство нашего народа. Как религиозный смысл Курбан айта соотносится с идеологическими принципами главы государства о формировании “нового гражданина” – порядочного, дисциплинированного и ответственного перед обществом?
– Президент говорит о необходимости воспитания ответственного, дисциплинированного и нравственного человека. Курбан айт формирует именно такие качества. Он учит быть щедрым, честным, заботливым, соблюдать порядок, действовать осознанно. Это школа духовной зрелости, которая очень близка к модели гражданина нового Казахстана.
– Как вы считаете, может ли Курбан айт стать примером синергии религиозного праздника и государственных идеалов – цивилизованности, экологии, ответственности и порядка?
– Безусловно. Уже сегодня в ряде регионов работают сертифицированные площадки для жертвоприношения с соблюдением санитарных и экологических норм. Это пример того, как ислам может идти в ногу с принципами цивилизованного общества. Курбан айт может быть праздником не только духовным, но и современным – с уважением к экологии, безопасности, социальной ответственности.
– Какие элементы религиозного воспитания в рамках Курбан айта помогают формировать экологическую ответственность и уважение к природе?
– Ислам в целом учит бережному отношению ко всему творению Аллаха, включая животных и природу. В Курбан айт запрещено причинять страдания животному, обязателен порядок, чистота, гуманность. Всё это воспитывает экологическую культуру – уважение к жизни, отказ от излишеств, ответственное потребление.
– Президент Токаев, выступая на Национальном курултае, подчеркнул, что миссия религии – консолидация нации. Как, по вашему мнению, Курбан айт как религиозный праздник способствует единству и укреплению национального согласия в Казахстане?
– Курбан айт – это праздник, объединяющий. Он разрушает социальные барьеры: все молятся вместе, делятся пищей, помогают нуждающимся. Это момент единства, где каждый чувствует себя частью чего-то большего – уммы, нации, человечества. В мультиконфессиональном Казахстане уважительное отношение к религиозным праздникам укрепляет доверие, диалог и национальное согласие.
– Что бы вы пожелали казахстанцам в этот священный праздник?
– Пусть Курбан айт принесет в каждый дом свет, доброту и благословение. Пусть он станет поводом задуматься о вечных ценностях, укрепить отношения с близкими, помочь тем, кто нуждается. Истинная сила праздника – в искреннем намерении, в добрых делах и в чистоте сердца.