Курсом Елбасы – развитие суда
Глава государства Касым-Жомарт Токаев справедливо назвал летопись независимого Казахстана историей лидерства его Первого Президента Нурсултана Назарбаева. Так считает председатель Верховного Суда РК Жакип Асанов, передает Liter.kz. Далее с его слов.
За тридцатилетие Казахстан с постсоветским наследием экономики: инфляцией, неработающими предприятиями и тотальным дефицитом товаров – сумел построить сильное государство, вошедшее в число динамичных экономик Евразии. Отдельной значимой вехой стало развитие государственности, институтов законодательства, законов. Со дня обретения независимости нашей страны Елбасы, наряду с преобразованиями в политической, социальной и экономической сферах, постоянно пристальное внимание уделял формированию современной судебной системы или, говоря словами Елбасы, «независимому и справедливому суду».
В преддверии его юбилея давайте вспомним этапы становления судебной системы как одной из составляющих правовых реформ.
С принятием 16 декабря 1991 года Конституционного закона «О государственной независимости Республики Казахстан», закрепившего принцип разделения государственной власти в стране на законодательную, исполнительную и судебную, начат отсчет независимой судебной системы Казахстана. Тогда было принято, что судебная власть принадлежит Верховному Суду и Высшему арбитражному суду республики, а высшим органом судебной защиты Конституции является Конституционный Суд Республики Казахстан.
Для судебной сферы в этот период важными явились принятые в 1992 году законы «О Конституционном Суде Республики Казахстан», «О Конституционном судопроизводстве в Республике Казахстан», «Об арбитражном суде Республики Казахстан» и другие.
В январе 1993 года принятая новая Конституция объявила Казахстан демократическим, светским и унитарным государством, а человека, его жизнь, свободу и неотъемлемые права — высшей ценностью государства. На конституционном уровне был закреплен принцип разделения властей и провозглашено, что судебная власть имеет своим назначением защиту прав и свобод, обеспечение верховенства Конституции, законности и справедливости и распространяется на все дела и споры, возникающие на основе Конституции, законов и иных актов, международных договорных и иных обязательств Казахстана. Впервые Конституция закрепила независимость судей и подчинение их только Конституции и законам.
12 февраля 1994 года Постановлением Президента утверждена первая Государственная программа правовой реформы. Это был новый этап реформирования правовой, в том числе судебной, системы государства, преследовавший цель «создания качественно новой, подлинно правовой системы Казахстана на основе принципов демократии, рыночной экономики, гуманизма и социальной справедливости с учетом апробированного мировой практикой опыта». Однако было понимание, что многие положения Государственной программы правовой реформы в Республике требовали также проведения конституционной реформы. Результатом стало принятие 30 августа 1995 года на республиканском референдуме новой Конституции, которая закрепила наиболее принципиальные положения Государственной программы, в том числе касающиеся организации судебной власти в республике.
Конституция 1995 года регламентировала основы осуществления судебной власти как самостоятельной ветви государственной власти; еще раз подтвердила ее назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения Конституции и законов; правовой статyc судей; систему судебных органов; принципов правосудия; финансовое обеспечение судов и другие важные положения. Еще одним значимым документом, определяющим вопросы организации судебной власти, стал имеющий силу Конституционного закона Указ Президента «О судах и статусе судей в Республике Казахстан» от 20 декабря 1995 года. Он закрепил и развил конституционные положения о судебной власти и гарантиях ее осуществления.
Предпосылками для реформирования судебной системы являлись требования расширения демократизации правосудия. Важным шагом в этом направлении стал Конституционный закон от 7 октября 1998 года «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан», который ввел в уголовный процесс присяжных заседателей. Судьбоносным стал и Закон от 21 мая 2007 года «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан», который ввел санкционирование ареста и содержания под стражей только судом. Вносились и другие поправки.
С принятием 25 декабря 2000 года Конституционного закона «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» Указ Президента о судах и статусе судей и еще 6 законодательных актов, касающиеся вопросов судебной системы, утратили силу.
Этапы судебной реформы характеризуются законодательными, организационными и материально-техническими мерами. Всегда связаны с потребностями и запросами общества, его развитием и оценкой проведенной работы. Повышение доверия к суду, улучшение качества правосудия, совершенствование судебной системы как цели всех реформ нашли дальнейшее отражение во всех последующих программных документах и принятом законодательстве.
Это касается Концепции правовой политики Республики Казахстан, одобренной Указом Президента от 20 сентября 2002 года № 949, Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, утвержденной Указом Президента от 24 августа 2009 года № 858, Послания Президента народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050» (2012 г.), Плана нации – 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ Главы государства Нурсултана Назарбаева (май 2015 г.) и других.
За это время образованы специализированные экономические и административные суды (2002 г.), суды по делам несовершеннолетних (начиная с 2007 г.), военные и уголовные суды, которым подсудны дела об особо тяжких преступлениях (2010 г.).
Для повышения независимости судей поправками от 16 февраля 2012 года в Конституционный закон «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» упразднены дисциплинарно-квалификационные коллегии с передачей полномочий по возбуждению дисциплинарного производства и рассмотрению дисциплинарных дел в отношении судей Судебному жюри. Усилены роль Высшего Судебного Совета, материальные и социальные гарантии независимости судей и др.
За последние десять лет обновились материальные и процессуальные законы, в том числе с 1 января 2015 года вступили в силу новые Уголовный, Уголовно–процессуальный кодексы и Кодекс об административных правонарушениях, с 1 января 2016 года – Гражданский процессуальный кодекс в новой редакции.
В реализацию Плана Нации оптимизировано количество судебных инстанций до трехуровневой для упрощения доступа граждан к правосудию, созданы специализированные составы по рассмотрению инвестиционных споров в столице и в Верховном Суде. При Верховном Суде начала свою деятельность Академия правосудия, которая обеспечивает повышение квалификации действующих судей на регулярной основе, внедрена аудио-видео-фиксация всех судебных процессов в обязательном порядке и другое.
Опираясь на задачи, поставленные перед нами Елбасы и Главой государства, мы продолжаем работу по улучшению судейских кадров, усилению независимости судей, повышению качества судебной деятельности. Два с половиной года назад начата реализация крупных пилотных проектов – «7 камней правосудия». В нее входят «Безупречный судья», «Образцовый суд», «Справедливый процесс», «Качественный результат», «Smart-сот», «Коммуникационная стратегия» и «Примирение до суда, в суде».
Разработали 22 законопроекта, 11 из которых приняты, 6 находятся в Парламенте, 5 – на согласовании в госорганах. Принятыми законами кардинально изменен процесс отбора новых судей, введена новая система оценки действующих, для повышения их независимости реорганизованы органы судейского самоуправления, дали возможность всем судьям участвовать в решении важных вопросов судебной системы, введен конкурсный отбор председателей судебных коллегий облсудов, ограничены двумя сроками полномочия председателей судов и другое.
С прошлого года при Верховном Суде заработал совершенно новый институт – Комиссия по качеству правосудия. Ее главная задача – объективно оценить профессиональные качества судьи.
На текущий год мы ставили для себя в числе приоритетов внесение поправок в Гражданский процессуальный кодекс и внедрение административной юстиции. Основная их цель – повышение уровня судебной защиты прав в нашей стране. Принятие этих законов концептуально поменяло роль судьи в процессе, сделало его активным в установлении истины. Если раньше судья в гражданском процессе был ограничен пределами исковых требований, то теперь его наделяют полномочиями для инициативного выяснения всех обстоятельств дела. Он вправе истребовать доказательства, не представленные сторонами, обсуждать со сторонами обстоятельства дела, высказывать свое мнение о доводах сторон в ходе процесса.
В гражданском процессе создаются дополнительные условия для примирения сторон. Суды также избавятся от ряда излишних судебных процедур, что позволит более оперативно и эффективно разрешать дела. При согласии сторон спор можно будет передать на рассмотрение суда МФЦА. Вводятся новшества в части электронного правосудия и другие, направленные на упрощение судопроизводства и в интересах всех лиц, вовлеченных в процесс.
Административная юстиция устанавливает новые правила рассмотрения споров граждан с госорганами на принципе «презумпции виновности госоргана». Доказывать законность и обоснованность своего решения по новым правилам будет ответчик. Людям или организациям достаточно будет обратиться с заявлением о несогласии с его решением. Это облегчит защиту их прав. Более того, суд не будет связан с формулировкой исковых требований. Истец вправе будет рассчитывать на содействие суда в формулировании и (или) изменении исковых требований, устранении формальных ошибок и т. п. Также судья будет контролировать исполнение своего решения. В качестве меры принуждения к исполнению решения суда предусматривается денежное взыскание. Кодекс содержит много других прогрессивных новшеств.
Планомерное развитие судебной системы согласуется с международными стандартами. Реформа проводится не ради реформы. Судебная система должна совершенствоваться в соответствии с вызовами времени. Требование соблюдать закон должно быть превыше всего всеми и прежде всего для самих судей. Во главе угла сегодня задача судей – быть профессионалами юриспруденции, эталонами высокой организованности, культуры и ответственности. Их соблюдение – безусловный залог достижения доверия общества, к чему неустанно призывает Елбасы.