Новости Казахстана Новости мира Политика Экономика Регионы Лайфхаки Спорт Amanat

Казахстанские предприниматели поделились лайфхаками по сохранению бизнеса в режиме ЧП

Казахстанские предприниматели рассказали, как адаптировали свой бизнес в условиях ЧП.
10.04.2020, 11:25
Казахстанские предприниматели поделились лайфхаками по сохранению бизнеса в режиме ЧП

Режим ЧП, объявленный в Казахстане в марте 2020 года, стал для местных бизнесменов проверкой на прочность. В условиях изоляции и карантина бизнес выживает как может. Кому-то пришлось закрыть свое дело, а кто-то адаптировался под новые вызовы времени. Журналист Liter.kz узнал у казахстанских предпринимателей, как им удается удерживаться на плаву. 

Мадина Бисенова, детский сад в городе Тараз:

Фото из личного архива

Мадина открыла в Таразе детский сад. Когда в стране объявили ЧП и закрыли все места скопления людей, стало понятно, что работать в прежнем режиме не не получится. Девушка, собрав свой коллектив, не стала приукрашивать ситуацию, и описала людям несколько вариантов развития событий. Один из них - закрытие детского сада.

"Из-за того, что мы никак не могли повлиять на введенный режим чрезвычайных ситуаций, решили доверить эту ситуацию государству. 40-45% нашего дохода - это госдотации, а остальные 55-60% - это оплата наших основных и дополнительных услуг. А когда сад лишается 60% дохода, то его вынуждены закрывать. При такой ситуации к нам на помощь пришла Нацпалата предпринимателей. Они помогли нам сохранить дотации", - сказала Мадина Бисенова.

Мадина начала думать о сильных сторонах своего бизнеса и его главных ценностях: педагогах, клиентах и детях.

"Мы поняли, что можем занятия проводить в режиме онлайн - это та сфера, где мы раньше не работали, так как в детских садах важна социализация. В итоге, с 30 марта мы в нашем регионе стали первым садом, который начал транслировать свои занятия онлайн", - рассказала Мадина.

Она рекомендует предпринимателям вместе с командой сесть и осмыслить точку, в которой их компания находится сейчас. Устроив мозговой штурм с командой, они поняли, что в качестве дополнительной услуги могут предложить приготовление полуфабрикатов. Разрешение на такую деятельность у компании есть. Также они планировали организовать курсы для педагогов. Но из-за запрета передвигаться по городу, эти планы были отложены.

Аян Биримжан, сеть заведений здорового питания:

Фото из личного архива

"В нашей работе изменилось практически все. Все сотрудники сидят дома, работа полностью перешла в онлайн. В каждом проекте у нас есть капитал, который позволит несколько месяцев платить зарплату, даже находясь в убытке. Кроме того, у каждого партнера и акционера есть свой личный капитал, который мы храним для страховки. Но, думаю, что до его использования не дойдет. Наш доход не повысился, все проекты заморожены кроме доставки, которая работает с небольшим плюсом", - сказал Аян.

Аян рекомендует не паниковать, а попробовать разобраться в последствиях кризиса, ведь до этого кризисы тоже были. Затем стоит составить стратегию: план "А" и план "Б". Нужно думать о новой стратегии, но не внедрять ее кардинально. Аян считает, что если принять необдуманное стратегическое решение, есть риск погубить компанию. В плане «А» необходимо предположить, что будет, когда карантин закончится. А в плане «Б» решить, что делать, если он затянется на полгода и больше. Предприниматель также рекомендует прочитать книгу «Антихрупкость».

Второе, надо понять, что стрессовые ситуации - это нормально. Они ведут к развитию. После карантина стоит подумать о том, как закрыть спрос своих клиентов, так как они в это время не приходили и не закупались. Но если ваш продукт не относится к категории первой необходимости, то на него будет минимальный спрос.

"В долгосрочной перспективе надо думать о том, кого из сотрудников стоит оставить, а кого сократить. Кто любит свою работу и пашет, а кто просто так находится. Также не стоит забывать о своих клиентах, поэтому не рекомендую поднимать цены во время и в ближайшее время после карантина. Потому что сейчас у всех тяжелое эмоциональное состояние. Ваши клиенты могу обидеться и не прийти", - сказал Аян.

Оксана Сорокина, руководитель логистической компании:

Фото из личного архива

Команда Оксаны сделала акцент на информирование клиентов о ситуации в грузоперевозках не только в РК, но и глобально по миру: какие компании закрываются, какие авиалинии меняют расписание или уходят из РК, как меняются требования к водителям.

"Пресекали все сплетни о том, прекратятся железнодорожные перевозки, что грузоперевозки закроются. Звучит банально, но оказалось, что рынку этого не хватает – нет у людей понимания, что грузы двигаются, и будут двигаться", - отметила Сорокина.

Компания стала активнее работать с государственными органами и сделала упор на бесперебойном обеспечении перевозок, а не на их цене. Оксане не пришлось сокращать штат, она перевела всех на удаленную работу. Раз в неделю команда устраивает планерки через Skype или Zoom.

"Все сотрудники понимают, что время сейчас не самое простое, и им нужно проявить максимум лояльности к компании, максимум активности и самостоятельности в работе с клиентами. Тем более, что в текущей ситуации логистике приходится нелегко – нам нужно искать решения для максимально быстрого вывоза грузов", - отметила Оксана.

Всем предпринимателям рекомендует прекратить паниковать и верить слухам. По ее мнению, паника это всегда про неправильные решения, а слухи – про лишние траты.

Аманжол Смагулов, языковая школа

Фото из личного архива

Массовый исход казахстанцев в домашний карантин не сильно повлиял на работу языковой школы «Знаю», ведь ребята и так часто работали со своими клиентами дистанционно.

«Еще 1 марта мы написали письма всем клиентам о том, что готовы к потенциальному карантину. Благодаря этому ключевые клиенты остались, зная что мы можем работать с группами онлайн и обрывать уроки не обязательно. Мы не стали никого увольнять, отпускать в отпуск без содержания или что то подобное», - сказал Аманжол.

За неделю им удалось наладить работу в режиме онлайн и переписать свою стратегию на 2020 год.

«Благодаря возникшей пандемии нам удалось в ускоренном режиме запустить те вещи, о которых мы думали долгое время. В условиях кризиса важно делать быстро и нормально, а не хорошо и долго», - отмечает Смагулов.

Своим сотрудникам Аманжол выплатил 50% компенсацию за отмененные уроки. Была перераспределена нагрузка, а также запущен новый проект, в котором учителя ведут вебинары. Кроме того были оплачены транспортные расходы сотрудников.

Аманжол добавил, что доход компании уменьшился на 60%, так как большинство корпоративных клиентов заморозили занятия. Центр увеличивает количество онлайн-уроков при этом, сохраняя зарплату. Предприниматель понимает, что самое важное - это сохранить сильную команду.

Инна Аленко, производство детской одежды:

Фото из личного архива

Инне пришлось закрыть все свои магазины на период ЧП и быстро переориентировать бизнес на онлайн-продажу. Основные площадки: Instagram, фирменный интернет-магазин, Wildberries и Kaspi.kz.

«На сегодняшний день продажи онлайн – это не более 5-7% того, что продавали оффлайн. Но мы достаточно быстро среагировали на спрос по многоразовым маскам. Как и большинство швейных компаний сегодня, мы шьем маски как для корпоративных клиентов, которые раздают их своим сотрудникам (курьерские компании, службы доставки и т.д.), так и для аптек, которые продают их в розницу. В день производим более 15 тысяч штук. Это дало возможность сохранить рабочие места, а это самое важное и ценное сейчас», - отметила Инна.

Фабрики компании находятся в Талгаре и Текелях, где пока разрешено работать компаниям, которые производят товары жизнеобеспечения.

«Мы продолжаем работать на этих площадках, но некоторые сотрудники все же были отправлены в отпуска. Например, специалисты-конструктора, они живут в Алматы, и не могут в условиях карантина выезжать на фабрику в Талгар», - сказала предпринимательница.

Офисная команда работает из дома, проводятся регулярные планерки и мозговые штурмы в Zoom.  По словам Инны Аленко, их бизнес потерял 90% оборота, но за счет изготовления масок им удается своевременно выплачивать заработную плату.

«Нас поддержало решение торговых центров – MEGA и Сарыарка, где находятся наши магазины. Они решили не взимать плату за аренду на время карантина. Иначе, мы очень серьезно ушли бы в минус», - добавила Инна.

Инна рекомендует бизнесменам попробовать делать то, что никогда раньше не делали. Например, искать новые ниши, в которых останутся деньги, переформатировать продукт, активно развивать онлайн-продукты.

Новости партнеров
×