Лечить, не калечить? Как халатность врачей сказывается на казахстанской медицине

В 2017-2020 годах на медиков было заведено 70 уголовных дел.

Анастасия Михайлова

В каждой профессии специалисты допускают огрехи. Но, как говорят, сапер может ошибаться только один раз, врач – ни разу. Однако вопиющие случаи, когда ребенку прооперировали веко не того глаза, или фармацевт перепутала лекарства, из-за чего трехлетний малыш отравился антидепрессантами, становятся наглядными доказательствами того, что люди в белых халатах не просто ошибаются, а ставят под угрозу жизнь и здоровье казахстанцев. О чем говорят такие инциденты? Можно ли свести их на нет? Легко ли в Казахстане доказать врачебный ляпсус? Об этом – в материале Liter.kz.

Айдын Токсанбаева всегда безоговорочно доверяла врачам, поскольку как ответственный человек и мама четверых детей прекрасно понимает, чем чревато самолечение.

В один из дней заметила, что у сына опух правый глаз. Знаете, как при образовании халязиона, которой в быту называем ячменем.  Пошли в поликлинику, и там нам сказали, что это киста, и отправили на удаление. Мы легли на плановую операцию, – рассказывает мама четырехлетнего алматинца.

По словам мамочки, в направлении было указано, что хирургическое вмешательство нужно проводить на верхнем веке правого глаза. А бумагу выписывал тот же самый врач, что и оперировал.

У меня много знакомых в медицинской отрасли, но у меня даже мысли не возникло обратиться к ним за помощью, поскольку та операция, на которую мы ложились, – легкая. Она не касается самого глаза, а только века. Была полностью уверена, что в неотложке, где оказывают помощь десяткам детей, все пройдет нормально, – говорит женщина.

Но Айдын Токсанбаева ошиблась.

Еще до операции, я несколько раз подходила к врачам,  интересовалась, точно ли нужно хирургическое вмешательство.  Меня уверяли, что без него не обойтись. 7 апреля сына забрали в операционную. Когда его привезли в палату, даже не сразу заметила, что ему прооперировали не тот глаз. Моя цель была успокоить, утешить ребенка. Но когда я поняла, что врачи допустили ошибку, земля ушла из-под ног. На мои возмущения мне ответили: “Мамаша, вы ку-ку что ли? Операция должна была быть на левый глаз”. Я даже растерялась сначала и начала думать, а где  у меня правая-левая руки, глаза, – вспоминает мамочка.

Уверенность в правоте женщине предали слова самого лечащего врача.

Он был уверен, что операция должна была проводиться на левом глазу, и просит дать направление, которое  сам и выписывал. Смотрит на него, а потом на ассистента и говорит: “А, оказывается, правый глаз”. А потом на месте придумывает, что, мол, на операционном столе посмотрели оба века, на правом якобы ничего не было, поэтому на левом провели, вот его и прооперировали. Как так-то? Получается, они ошиблись на моем ребенке, – негодует женщина и приводит слова ассистента, который признался, что шли на операцию, не зная, на какой глаз ее нужно проводить.

Не меньше женщину возмущает и реакция медиков, мол, ребенок же бегает, прыгает, зачем шум наводить.

Неужели для того, чтобы начать проверку, расследование, нужно обязательно дождаться случая, чтобы пациент стал инвалидом или вовсе умер? Знаете, что самое ужасное, – никогда не докажешь, что врач ошибся. Даже сейчас медики начинают говорить мне, что я хайпую и поднимаю шум из ничего. Какой хайп, люди, вы о чем? Да, мой ребенок бегает, прыгает, но я не хочу, чтобы к этому доктору, который, к слову, просто уволен и, наверняка, пойдет работать в другие клиники, попадали другие дети. Оказывается, в неотложке он работал всего два года. Остается только догадываться, какой у него уровень образования, – говорит собеседница.

Айдын Токсанбаева отмечает, что намерена идти до конца и наказать виновника.

Такие случаи, что произошли с алматинкой и ее сыном, – далеко не единичные. Вот недавно стало известно, что годовалому малышу сломали ребро по вине медиков Павлодара. Что не так с казахстанскими медиками? По словам директора компании IMB, что специализируется на обучении медицинского персонала коммуникации с пациентами, стажировках для руководителей клиник за рубежом, Назым Исаевой, главная проблема медиков страны в том, что они не умеют правильно и должным образом доносить информацию до людей.

В случае с ребенком Айдын Токсанбаевой, на мой взгляд, имело место быть именно нарушение коммуникации с пациентом. Есть алгоритм, что прежде, чем проводить какие-либо хирургические манипуляции с человеком, берется его разрешение или же разрешение законного представителя, если речь идет о ребенке. Бывает, что во время операции возникают какие-то экстренные случаи, при которых хирург должен принять моментальное решение, и у него просто нет времени на получение того самого разрешения. Выйдя из операционной, врач объясняет все моменты, – говорит Назым Исаева, которая выступает за организацию качественной медицинской помощи в Казахстане.

При этом спикер подчеркивает, что ни один врач не хочет намеренно навредить пациенту, и отмечает, что нужно разделять понятия “врачебная ошибка” и “халатность”.

В лучших клиниках мира не обходится без ошибок медиков, но проблема наших специалистов в том, что они не умеют коммуницировать с людьми. Практика показывает, что при лечении пациента 30% – опыт и знания врача, оставшиеся 70% – умение общаться. Врачи должны полностью объяснять тактику лечения, говорить о возможных осложнениях после, к примеру, проведения операции. Но у них попросту на это не хватает времени. Очень много пациентов. В государственной поликлинике вместо 15 человек врач обслуживает 45. На одного пациента выделяется по 5-7 минут. О каком качественном лечении можно говорить? В частных, да, на прием отводят в среднем по полчаса. Мы должны уменьшить нагрузку на медиков. Любая ошибка, которая происходит в медицине, это ошибка в бизнес-процессе, – добавляет Назым Исаева.

Под качеством медицинской помощи, по мнению эксперта, пациент понимает элементы сервиса и коммуникации. Он не может оценить то, какой, к примеру, ввели зонд, насколько глубоко, а смотрит на отношение медиков к нему, насколько доступно объяснили.

В Америке медики сдают три экзамена. Первый – на проверку клинических навыков, второй – по правовым знаниям, третий – по коммуникативным способностям. У нас уделяют внимание только клиническим навыкам, – добавляет собеседница.

Говоря о судебных разбирательствах между пациентами и врачами, Назым Исаева приводит статистику, что в 2017-2020 годах на медиков было заведено 70 уголовных дел. В 86% случаях при вынесении разрешения конфликта на уровень судебного разбирательства суд выигрывает пациент. В итоге все это бьет по доверию населения к отечественной медицине и сводит на нет желание врачей трудиться в выбранной отрасли.

Менеджерам здравоохранения нужно участвовать в обучении совместно со своим медицинским персоналом, проводить обучение на регулярной основе эффективным коммуникациям с пациентами и медиативным техникам, установить камеры с аудио- и видеофиксацией в регистратуре и приемном покое, – рекомендует эксперт, отмечая, что на негативные отзывы и комментарии пациентов в социальных сетях нужно отвечать всегда, иначе вокруг медицинских работников сформируется отрицательный имидж.

Назым Исаева советует Минздраву страны включить обучение коммуникативным навыкам и алгоритмам приема врача в типовые учебные программы (ТУП) резидентов всех специальностей с отработкой практических навыков приема.

Между тем, по словам руководителя управления оценки рисков в сфере медицинских услуг Комитета медицинского и фармацевтического контроля МЗ РК Руслана Сатывалдеева, медицинские работники сегодня испытывают непосильную нагрузку и пристальное внимание, но в тоже время нельзя не учитывать и тот факт, что люди вполне оправдано предъявляют высокие требования к врачам, ведь порой на кону стоит здоровье и человеческая жизнь. 

Я считаю, что к этому вопросу надо подходить комплексно и всесторонне, чтобы объективно принять верное решение, - говорит он. 

По словам спикера, в Казахстане отсутствует само понятие «врачебная ошибка». 

За противоправные действия, медицинские работники могут быть привлечены согласно статьи «Невыполнение, ненадлежащее выполнение профессиональных обязанностей медицинским или фармацевтическим работником вследствие небрежного или недобросовестного отношения к ним, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение средней тяжести, тяжкого вреда здоровью человека или смерти пациента». 

Вместе с тем в Кодексе «О здоровье народа и системе здравоохранения» впервые включено понятие «Медицинский инцидент» - событие, связанное с оказанием медицинской помощи в соответствии со стандартами организации оказания медицинской помощи и с использованием технологий, оборудования и инструментов, обусловленное отклонением от нормального функционирования организма, которое может нанести вред жизни и здоровью пациента, а также привести к смерти пациента, за исключением случаев, предусмотренных административным и уголовным законодательством Республики Казахстан, т.е. случаи не виновного причинения вреда здоровью пациента.

Комитетом медицинского и фармацевтического контроля МЗ РК за 2021 год было рассмотрено более четырех тысяч обращений. 

При анализе структуры обращений за 2021 год можно отметить, что чаще всего люди жалуются на недостатки в организации оказания медицинской помощи, то есть на отказ в госпитализации, неполное обследование, нарушения этики и деонтологии, необеспечение лекарственными средствами в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, оформление больничных листов, - отмечает собеседник.

Также, в некоторых случаях отмечается неэффективная работа служб поддержки пациента в медицинских учреждениях.   

Однозначно ответить на вопрос по качеству подготовки медицинских кадров достаточно сложно, как и в любой специальности есть талантливые и менее талантливые специалисты, но к медицинским работникам, хочется отметить, что не только к врачам, но и медицинским сестрам, лаборантам, младшему медицинскому персоналу предъявляются особые требования, не только к их профессионализму, но и наличию у них сострадания и сочувствия к своим пациентам, не зря же одними из синонимов названий профессий являются «сестра милосердия», «сестричка», «нянечка» и пр., в связи с этим помимо обучения специальности, необходимо всех медицинских работников обучать основам конфликтологии.

Со стороны Министерства здравоохранения уделяется особое внимание и принимаются меры по укреплению кадрового потенциала в сфере здравоохранения. Так, в рамках Национального проекта «Качественное и доступное здравоохранение для каждого гражданина «Здоровая нация» ведется систематическая работа по улучшению сервиса в организациях здравоохранения, кадрового обеспечения, автоматизации процессов здравоохранения. Разрабатываемые Стандарты, нормативные правовые акты в области здравоохранения формируется прежде всего с точки зрения нужд населения. 

Стандарты оказания медицинской помощи постоянно совершенствуются, при этом применяемые методы лечения и лекарственные препараты апробированы не только в нашей стране и других странах.

В настоящее время Минздравом РК разработан Законопроект направленный на страхование профессиональной ответственности медицинских работников, при этом он направлен в большей степени на возмещение ущерба понесенного в результате лечения, при этом медицинские работники не освобождаются от уголовной ответственности в случае их противоправных действий. 

В положительном эффекте от проведенного лечения помимо профессионализма медицинских работников конечно же имеет значение и заинтересованность самого пациента и его окружающих, а также доверие. Только взаимное паралельное движение позволяет победить болезнь.  

Справочно: В Казахстане пациенты имеют право на профилактические меры, доступность медицинской помощи, информацию, право на согласие, свободу выбора, приватность и конфиденциальность, уважение времени, соблюдение стандартов качества, безопасность, индивидуальный подход к лечению, подачу жалобы и компенсацию.

Новости партнеров