TikTok и AlmaU научат казахстанцев медиаграмотности
TikTok, ведущая мировая платформа для создания и просмотра коротких видеороликов, и эксперты Школы медиа и кино AlmaU запускают кампанию #ЛайкайНоПроверяй. Это уже четвертый этап инициативы “Академия безопасности” TikTok. Главная задача нового проекта — научить пользователей основам медиаграмотности. В рамках кампании пользователи узнают, как критически оценивать информацию в интернете, проверять надежность источников, поймут, почему не нужно распространять сомнительный контент и как не стать жертвой предрассудков.
Мир без критического взгляда
С увеличением количества интернет-пользователей растут объемы потребляемой информации и ее значимость для нас. Мы получаем огромные объемы контента и принимаем решения, исходя из полученной информации. Но насколько она соответствует действительности?
В 2017 году BBC взяли интервью у 50 экспертов из разных областей - от ученых до предпринимателей и представителей бизнеса. Всем был задан один и тот же вопрос: «Каким будет величайший вызов XXI века?». Очень многие в ответ говорили о разрушении традиционного доверия к источникам, о новых формах правды и лжи, которые зачастую невозможно отличить друг от друга.
К сожалению, фейковая информация имеет обыкновение широко распространяться. Согласно международному исследованию Poynter Institute, более 60% опрошенных утверждают, что сталкиваются с ложной или вводящей в заблуждение информацией каждую неделю. А почти 40% респондентов признались, что и сами неосознанно делились фейками.
Медиаграмотность — что это и зачем?
Медиаграмотность — это то, что позволяет пользователям отличать истину от лжи в интернете. Это и критическое мышление, и этика распространения информации, и способность проверять источники, выделяя те, которым можно доверять.
Все это делает медиаграмотность, наряду с цифровыми компетенциями, необходимой каждому интернет-пользователю. Ведь принимать верные решения можно только тогда, когда они основаны на правдивой информации.
#ЛайкайНоПроверяй
TikTok посвятил медиаграмотности целый проект #ЛайкайНоПроверяй. Это уже четвертая инициатива платформы в рамках масштабной инициативы "Академия безопасности", которая направлена на повышение цифровой грамотности пользователей в Казахстане и которая была запущена ровно год назад. За это время обучающие ролики посмотрели более 100.000 раз. Предыдущие проекты TikTok в рамках «Aкадемии Безопасности» были посвящены темам онлайн- безопасности несовершеннолетних, борьбе с кибербуллингом, а также цифровому благополучию пользователей, - и проходили при поддержке и участии ЮНИСЕФ и экспертов из соответствующих областей. Теперь, в рамках проекта #ЛайкайНоПроверяй, TikTok стремится научить пользователей критически оценивать и анализировать сообщения в онлайн-пространстве, ограждать себя от информационного шума и ответственно создавать информационный контент.
Для этого популярные креаторы TikTok записали серию обучающих роликов. Эксперт по экзотическим насекомым @nagornyy.n рассказывает о том, почему необходимо проверять источники. Фэшн-гуру @aida_neko показывает, как не стать жертвой предубеждений. Эксперт по технологиям @eduardbaskov дает рекомендации по настройке ленты рекомендаций в TikTok. Среди других креаторов, кто поделился не менее интересными видео на тему медиаграмотности: знаток киноиндустрии @prostogaiz, художница @assolyaa, футболист @aliev_53.
Партнер TikTok по данной иницитиве - Школа медиа и кино AlmaU - проведет специальные эфиры с экспертами по медиаграмотности:
28 ноября в 19:00 по времени Алматы Бактыгуль Бурбаева, медиаэксперт и автор проекта “Меняем вредные медиапривычки”, расскажет, как пользоваться интернетом без риска стать жертвой манипуляций. Из этого же эфира зрители поймут, почему сегодня медиаграмотность — один из ключевых навыков любого пользователя сети.
29 ноября в 19:00 вы узнаете, как проверять информацию, отличать надежные источники от всех остальных и избегать влияния фейков. Об этом расскажет автор методического пособия к учебнику “Медиа и информационная грамотность” Руслан Каратабанов.
В проекте принимают участие не только эксперты, но и студенты Школы. Учащиеся по специальностям New Media и “Связь с общественностью” будут выкладывать свои работы в аккаунте @mfsmedia под официальным хештегом проекта #ЛайкайНоПроверяй. Как отмечает медиэксперт и professor of practice Школы медиа и кино AlmaU Екатерина Корабаева: “Мы хотим продемонстрировать, что любой желающий пользователь платформы TikTok может принять участие в данной инициативе”.
В самой компании TikTok уверены, что открытость проекта и участие в нем как выдающихся креаторов, так и профессионалов с научным опытом, принесет отличные результаты.
Мы хотим, чтобы члены нашего сообщества умели критически оценивать информацию, фильтровать и отсеивать ненадежные источники, а наши авторы ответственно подходили к созданию контента. Партнерство с популярными авторами контента и экспертиза сотрудников Школы медиа и кино AlmaU позволит обучить наше большое сообщество в Казахстане базовым навыкам медиаграмотности, - утверждает Екатерина Блинец, руководитель операционного департамента TikTok в Восточной Европе и Центральной Азии.