Лицензирование, строительство и отбор кадров: чего не хватает детским садам в Казахстане?

О насилии, квалификации воспитателей и заработных платах в детсадах – Хафиза Утеулина.

Редакция Liter.kz

Детский сад – это место, где ребенок учится главному жизненному навыку – коммуницировать. Значимой фигурой для малыша в этот момент становится личность воспитателя. Когда Касым-Жомарт Токаев в послании уделил внимание вопросу обеспеченности детскими садами и повышению социального статуса и заработной платы воспитателей, ему аплодировали миллионы родителей. Президент поручил установить четкие требования к специалистам данной сферы и поэтапно снижать рабочую нагрузку. Эксперт в сфере дошкольного образования Хафиза Утеулина назвала причины насилия в детсадах, а также высказалась о лицензировании и аттестации воспитателей, передает Liter.kz.  

– Как Вы думаете, является ли насилие в детских садах следствием отмены лицензирования дошкольных учреждений образования?

– Не так давно министр просвещения РК Асхат Аймагамбетов написал в своем Telegram-канале:

Больше десяти лет назад для стимулирования быстрого роста количества детских садов было решено отказаться от лицензирования, а затем и от госконтроля, мониторинга и регулирования их деятельности. К чему это привело? К резкому росту частных детских садов и охвату детей от трех до шести лет сразу до 99%. Хороший результат. Однако если, с одной стороны, удалось увеличить количество открывшихся детских садов, то, с другой, актуальным остается вопрос качества. Часть детсадов открывалась в не соответствующих техническим и санитарным требованиям зданиях, без наличия квалифицированных специалистов и безопасных условий.

Однако обратное введение лицензирования дошкольных организаций только силами госорганов может увеличить коррупционные риски. Поэтому в процедуре лицензирования должны участвовать независимые специалисты, НПО и организации, занимающиеся защитой прав ребенка.

Возможно, эту процедуру лучше назвать выдачей разрешения на осуществление деятельности и упростить до минимальных требований по санитарным нормам, нормативам по пожарной безопасности и уровню образования персонала. Далее желательно усилить общественный контроль за выполнением условий лицензии или разрешения на деятельность, активно создавать родительские группы и обеспечивать прозрачность всех видов деятельности организации.

– В соцсетях часто всплывают жалобы, фото- и видеоматериалы, в которых зафиксированы факты избиения воспитателями или нянечками детей. Почему такое происходит?

– В 2020 году Институт детства «Ойна» проанализировал дошкольное образование в Казахстане. По результатам опроса большинство респондентов указали на недостаточное уважительное отношение к ребенку, на проблемы в иерархии “воспитатель – ребенок”, которые создают сложную психоэмоциональную обстановку в группе детей.

Первая причина существования фактов насилия над детьми в детсадах – это отсутствие профессионального образования, нахождение в стенах дошкольного учреждения людей, отдаленно понимающих процесс воспитания детей, устроившихся на работу в силу финансовых трудностей. Вторая – это индивидуальные качества самого воспитателя: раздражительность, нервозность, возможно, негативное, нездоровое психологическое состояние, сложные отношения с ребенком и отсутствие любви к профессии. Третья – это большая нагрузка на воспитателя: переполненность групп и невозможность уследить за детьми и контролировать процесс обучения.

Для профилактики фактов насилия над детьми, я имею в виду не только физическое насилие, но и эмоциональное, необходимо тщательно подходить к отбору кадров на работу в детские сады и центры. Нужно установить квалификационные требования, которые должны включать не только наличие профессионального образования, но и характеристики психологического и психического состояния кандидата, наличие рекомендаций, а также устанавливать испытательный срок.

В то же время без учета системы подготовки кадров для дошкольных организаций мы не сможем получить качественные кадры, поэтому надо создать мотивационный механизм для набора студентов в колледжи и университеты по педагогическим специальностям.

– Каким образом можно улучшить ситуацию в детских садах страны?

– Профильное министерство и общество активно обсуждают этот вопрос. Озвучиваются предложения, меры по улучшению системы дошкольного образования, основные из которых – усиление государственного и общественного контроля за деятельностью дошкольных организаций, повышение качества подготовки педагогов, воспитателей, отбор кадров, изменение методики обучения детей и так далее.

– Для повышения престижа предлагается повысить заработную плату воспитателей. Нужно ли к этому вопросу подходить очень взвешенно и поэтапно?

– Повышение заработной платы – в экономике это процесс, влияющий на инфляцию, рост цен, увеличение денежной массы. Но в данном случае, когда касается здоровья и психоэмоционального состояния наших детей, повышение заработной платы оправданно. Повышение заработной платы должно координироваться с процессом профессионализации воспитателей, высокая заработная плата должна выплачиваться сотрудникам, отвечающим квалификационным требованиям. Поэтому, пока не отрегулируем кадровый состав, необходимо повышать постепенно и поэтапно.

– Мера, предложенная президентом, – аттестовывать не детские сады, а воспитателей – выход из создавшегося положения?

– Согласна с Касым-Жомартом Кемелевичем, потому что аттестация – это свидетельство, подтверждение квалификации, уровня знаний и умений. Введение аттестации воспитателей усилит ответственность руководителей организации по набору квалифицированного персонала, исключит присутствие случайных людей в стенах детского учреждения, повысит общий образовательный уровень коллектива, усилит мотивацию на повышение уровня профессионализма воспитателей.

– Какие требования к воспитателям должны быть установлены?

– Знание своей профессии, наличие документа о профессиональном образовании, опыт работы, подтвержденный рекомендациями, прохождение студенческой практики с положительной характеристикой, подписанной не только руководителем организации, но и родителями. Плюс общеизвестные требования: коммуникабельность, умение работать и находить общий язык с детьми, человечность, терпение. Я думаю, в нормативных документах министерства должны быть прописаны все требования, но вопрос соблюдения их критичен, поэтому президент РК и предложил ввести аттестацию.

– Нужно ли вводить личную ответственность заведующих за действия или бездействие воспитателей, повлекших в итоге травмы у детей?

– Несомненно. Есть хорошая аналогия на государственной службе, когда за коррупционные правонарушения подчиненных несет ответственность руководитель. Это логично, если заведующий детским учреждением имеет право набирать персонал, должна быть и ответственность за работу этого персонала, то есть права и ответственность должны быть адекватны по силе и весу. Если не соблюдать эти правила, то безответственность может привести к печальным результатам, что мы и наблюдаем в некоторых случаях. И еще немаловажно, чтобы наличие конкретной ответственности, прописанной в законодательстве, побуждало самих заведующих выявлять случаи применения силы, эмоционального насилия над детьми.

– Каким должно быть обучение в детских садах?

– Как мама двоих детей и бабушка семилетнего внука, считаю, что обучение должно быть ориентировано на изучение окружающей среды, обучение основам коммуникаций, на понимание себя как личности с акцентом на творческое развитие. Практически все обучение нужно, на мой взгляд, проводить через призму игр, через живое и активное восприятие знаний. Например, во многих странах обучение чтению основывается на запоминании целого слова, без идентификации букв. У детей очень хорошая зрительная память, и они запоминают слово как картинку. Обучение алфавиту проходит позднее, уже в школе. Чем больше активного обучения, игрового контента, тем быстрее дети усваивают знания.

– Как в целом нужно трансформировать детские сады страны структурно?

– В Казахстане сформировалась достаточно широкая база видов детских учреждений. Есть полноценные детские сады, с полным днем пребывания ребенка, есть мини-центры, есть центры развития детей и так далее. В любом случае на потребность в детских садах или местах, куда можно определить ребенка для получения образования, рынок отреагирует адекватно. Для этого надо создавать условия и мотивировать государственными субсидиями. У нас еще не развита сфера получения образования на дому как дошкольного, так и среднего.

Если отрегулировать этот вид получения образования через выплату вознаграждения лицам, обучающим детей на дому, соответственно, поставить конкретные требования к ним, то, я думаю, с учетом наличия в нашей стране достаточного количества многодетных семей потенциал там большой.

– Станет ли выходом из ситуации строительство новых детских садов?

– Дефицит мест в детских садах – это проблема, особенно в крупных городах и в центрах роста, где высоки миграционные потоки из-за создающихся новых рабочих мест. Думаю, надо принимать различные решения.

Все знают, что спрос на объекты образования напрямую связан с динамикой численности населения, с варьированием уровня рождаемости. Есть годы с высоким уровнем рождаемости, есть и с низким. Например, в 1987 году число родившихся составило более 417 тыс. детей, потом пошел спад рождаемости. В 1999 году родилось около 217 тысяч детей, а в 2020 году – 426 тыс. детей. Понятно, что примерно около 400 тысяч детей через года три пойдут в детские сады, и с учетом прироста в год нам необходимо около 15-20 тысяч новых мест.

Но в 2000-е годы из-за низкой рождаемости некоторые здания детских садов были не востребованы и многие из них были перепрофилированы под бизнес-объекты, проданы и приватизированы. Такая ситуация может повториться и в будущем. И она коснется не только дошкольных учреждений, но и школ. Строить надо, но есть возможность изыскивать здания, которые можно взять в аренду, можно применить принцип ГЧП или просто выкупать. Это задача местных исполнительных органов, которым надо проводить инвентаризацию на предмет расширения мест для дошкольных учреждений.

Дарина Алиева

Новости партнеров