Новости Казахстана Новости мира Интервью Life style Спорт Культура Регионы Amanat
$ 499.65  582.89  6.47

Ловушка автосалонов: как казахстанцы сталкиваются с проблемами после покупки б/у авто

Все чаще покупатели сталкиваются с залогами, угоном и скрученным пробегом.

03.09.2025, 15:39
Ловушка автосалонов: как казахстанцы сталкиваются с проблемами после покупки б/у авто
Фотоколлаж Liter.kz

Покупка подержанного автомобиля через автосалон все чаще оборачивается неприятными сюрпризами. Машины оказываются в залоге у банка, числятся в угоне, имеют аресты или “подкорректированную” историю. Подробнее – в материале Liter.kz.

Адвокат Назар Абинов подчеркивает, что такие случаи становятся регулярными.

“Человек покупает авто, а уже через пару недель выясняется, что машина в залоге у банка или числится в угоне. Он платит деньги, но фактически теряет имущество”, – говорит он.

Абинов приводит пример клиента.

“Казахстанец купил якобы пригнанную из Кореи машину 2019 года. Однако вскрылось, что авто 2016 года, а пробег скручен с 250 тысяч до 100 тысяч километров. За всем этим стоял житель Шымкента, оформляющий фальшивые документы”, – рассказал спикер.

Насколько массовая проблема угонов? Статистик МВД подтверждает — угон автомобилей остается актуальным:

  • В среднем в Казахстане угоняют около 62 автомобилей в месяц, и чуть меньше — около 150 случаев угона без цели хищения.
  • Лидером по количеству угонов является Алматы — 21 машина в месяц, далее Карагандинская (~8) и Шымкент с Туркестанской областью (~5).

Кто несет ответственность: автосалон или покупатель?

Абинов разъяснил нормы.

“Если салон — продавец (B2C), то по закону машина должна быть свободной от прав третьих лиц. Если же салон — посредник, ответственность остается у фактического владельца, но сам салон тоже ответит, если скрывал риски или вводил клиента в заблуждение”, – подчеркнул адвокат.

Закон регламентирует:
- при залоге — он сохраняется после покупки (ст. 323 ГК РК);
- при угоне — автомобиль может быть изъят даже у добросовестного покупателя (ст. 261 ГК РК).

Что делать, если появляются проблемы?

Совет от юриста

“Для начала — претензия продавцу с требованием вернуть деньги или обменять авто. Если дело касается угона — незамедлительно обращайтесь в полицию. Если реакции нет — идите в суд”, – рекомендует Назар Абинов.

Как обезопасить себя: чек-лист для покупателей

- Обязательно проверяйте “Историю авто” на eGov: залоги, ограничения, аресты, количество владельцев.
- Проверяйте VIN и документы лично.
- Запрашивайте подтверждение дубликата или об отсутствии залога, если авто импортное или дорогое.
- Не соглашайтесь на отказ от проверки или ускоренный выезд.

Остается одно — бдительность

По словам Абинова, пока закон не будет усилен, остается только ваша внимательность. Надо требовать заключения из “Истории авто” от продавца и держать его ответственным за ошибки.

Читайте также: 

Начался крах? Почему вторичный рынок автомобилей в Казахстане приостановился

Новости партнеров
×