Все чаще покупатели сталкиваются с залогами, угоном и скрученным пробегом.
Фотоколлаж Liter.kz
Покупка подержанного автомобиля через автосалон все чаще оборачивается неприятными сюрпризами. Машины оказываются в залоге у банка, числятся в угоне, имеют аресты или “подкорректированную” историю. Подробнее – в материале Liter.kz.
Адвокат Назар Абинов подчеркивает, что такие случаи становятся регулярными.
“Человек покупает авто, а уже через пару недель выясняется, что машина в залоге у банка или числится в угоне. Он платит деньги, но фактически теряет имущество”, – говорит он.
Абинов приводит пример клиента.
“Казахстанец купил якобы пригнанную из Кореи машину 2019 года. Однако вскрылось, что авто 2016 года, а пробег скручен с 250 тысяч до 100 тысяч километров. За всем этим стоял житель Шымкента, оформляющий фальшивые документы”, – рассказал спикер.
Насколько массовая проблема угонов? Статистик МВД подтверждает — угон автомобилей остается актуальным:
В среднем в Казахстане угоняют около 62 автомобилей в месяц, и чуть меньше — около 150 случаев угона без цели хищения. Лидером по количеству угонов является Алматы — 21 машина в месяц, далее Карагандинская (~8) и Шымкент с Туркестанской областью (~5).Кто несет ответственность: автосалон или покупатель?
Абинов разъяснил нормы.
“Если салон — продавец (B2C), то по закону машина должна быть свободной от прав третьих лиц. Если же салон — посредник, ответственность остается у фактического владельца, но сам салон тоже ответит, если скрывал риски или вводил клиента в заблуждение”, – подчеркнул адвокат.
Закон регламентирует:
- при залоге — он сохраняется после покупки (ст. 323 ГК РК);
- при угоне — автомобиль может быть изъят даже у добросовестного покупателя (ст. 261 ГК РК).
Что делать, если появляются проблемы?
Совет от юриста
“Для начала — претензия продавцу с требованием вернуть деньги или обменять авто. Если дело касается угона — незамедлительно обращайтесь в полицию. Если реакции нет — идите в суд”, – рекомендует Назар Абинов.
Как обезопасить себя: чек-лист для покупателей
- Обязательно проверяйте “Историю авто” на eGov: залоги, ограничения, аресты, количество владельцев.
- Проверяйте VIN и документы лично.
- Запрашивайте подтверждение дубликата или об отсутствии залога, если авто импортное или дорогое.
- Не соглашайтесь на отказ от проверки или ускоренный выезд.
Остается одно — бдительность
По словам Абинова, пока закон не будет усилен, остается только ваша внимательность. Надо требовать заключения из “Истории авто” от продавца и держать его ответственным за ошибки.
Читайте также:
Начался крах? Почему вторичный рынок автомобилей в Казахстане приостановился