Машиностроение в Казахстане продолжает держать планку роста производства
О планах увеличения производства в стране рассказал Канат Шарлапаев.
Машиностроение в Казахстане продолжает держать планку роста производства, определяемого двузначным числом. За первые 4 месяца года динамика в отрасли составила 22%. Выступая на слушаниях в Сенате по вопросу развития обрабатывающего сектора, министр промышленности и строительства Канат Шарлапаев сказал, что при сохранении набранных темпов к 2025 году в стране планируется увеличение производства легковых автомобилей до 160 тыс. единиц, пассажирских вагонов – до 100, локомотивов – до 120, платформ – до 500 и полувагонов – до 1,5 тысячи.
Важный вопрос отечественного автомобилестроения – переход на более сложный уровень сборки автотранспортных средств. Глава ведомства уверяет, что в этом направлении ведется плановая работа.
«Перед автопроизводителями стоит обязательство по увеличению к 2027 году доли мелкоузловой сборки (CKD) до 50% от общего объема производства. Уже в текущем году мы должны достичь порядка 20%, в следующем году – 30%, в 2026 году – 40%», – сказал министр.
Параллельно прорабатываются проекты по развитию автокомпонентной базы на площадках малых промышленных зон в городах Костанае и Алматы. Кроме того, планируется реализация проекта по строительству завода по производству автомобилей «KIA» мощностью до 70 тыс. единиц автомобилей ежегодно. Также производимая линейка автомобилей «СарыаркаАвтоПром» дополняется маркой «Jetour».
На этапе строительства находится мультибрендовый завод полного цикла по производству легковых автомобилей «Changan», «Chery», «Haval». Весь модельный ряд легковых автомобилей по проекту будет производиться мелкоузловым методом, включая технологические операции по сварке и окраске.
Строительство завода позволит удовлетворить спрос на рынке Казахстана, а также открыть новые возможности для экспорта автомобилей. В целом данные проекты дадут новые рабочие места и повысят уровень локализации производства отрасли машиностроения.
Говоря об обрабатывающем секторе, глава ведомства отметил, что он ежегодно показывает положительную динамику роста. За четыре месяца текущего года объем производства составил 7,1 трлн тенге. Это стало возможным за счет роста производства мебели на 29,8%, металлических изделий – на 25,8% и машиностроения – на 22%. Министр упомянул принятую в прошлом году Концепцию развития обрабатывающей промышленности до 2029 года. Этот стратегический документ направлен на совершенствование процесса индустриализации, улучшение инвестиционного климата, создание условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций в приоритетные направления.
К слову, объем инвестиций в основной капитал в секторе составил 1,7 трлн тенге. На рост показателей повлияло увеличение инвестиций в производство транспортных средств в 7 раз, мебели – 4 раза, автомобилей и прицепов – 3,5 раза, в швейное производство – 5,6 раза. Кроме того, по итогам прошлого года экспорт промышленных товаров составил 25,3 млрд долларов.
Канат Шарлапаев отметил, что основная цель промышленной политики РК, принятой два года назад в виде отдельного закона, – стимулирование роста внутренней переработки с отказом от сырьевой модели развития. Для этого закон устанавливает приоритет государственного стимулирования товаров средней и высокой переработки. Так, за 9 месяцев 2023 года средний прирост объема продукта высокой и средней переработки превышает аналогичный уровень 2021 года на 54,1% и 56,5% соответственно. По словам министра, такая динамика подчеркивает потенциал сферы обрабатывающей промышленности для дальнейшего развития.