Массовый спорт: правительству нужно перестать мелочиться
О необходимости развития массового и детского спорта в стране за последние лет 30 говорилось как на самом высоком уровне, так и в СМИ, и соцсетях, и даже на уровне самого неинформированного таксиста. Слов красивых, программ и решений, а также патриотических призывов поднять отечественный массовый и детский спорт до таких высот, на которые он ранее не поднимался, было предостаточно. Но воз, если и не совсем там, то, по крайней мере, динамичного продвижения и качественного сдвига заметить довольно сложно, сообщает Matrica.kz.
Хотел бы опереться на самый свежий (на моем веку) официальный документ, который должен (или может по мнению чиновников) дать мощнейший импульс развитию массового и детского спорта – на Концепцию развития физической культуры и спорта в РК на 2023-2029 годы, утвержденную правительством еще в марте прошлого года за номером 251 и за подписью премьера Алихана Смаилова.
Концепция изобилует позитивной динамикой официальной цифири. И я совсем не против этих реляций чиновников относительно побед на фронте массового и детского спорта.
Чиновники докладывают (возьмем период из Концепции), за 2020-2022 год проведены более 25 000 спортивных мероприятий с ежегодным охватом 1,2 млн человек, 500 тысяч из которых – это мои любимые сельчане. Минуточку, это в тот 2020 год, когда был запрет на проведение массовых спортивных и прочих мероприятий и чуть ли не каждая семья была занята поиском лекарств и аппаратов ИВЛ?! Занятная и любопытная информация: в тот же ковидный 2020-й год 1,2 млн наших граждан сдали президентский тест. Если не все, то поучаствовали!
На этом победный отчетный марш в части развития массового и детского спорта не заканчивается. К примеру, пишут, что за 2020–2022 годы в стране увеличилось число граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, с 31,4% до 38,4%.
Я не в курсе методологии подсчета (вряд ли могли ходить по дворам), но если взять мою улицу в моем селе, то ни 31% до 2020-го, ни 38-ю процентами после 2022 года не пахнет. Как не “занимались систематически” физкультурой, так не заняты и по ныне. Но на другое занятие, резко отличающее от здорового образа жизни, время они находят.
И даже в случае присутствия огромного желания моих односельчан заниматься “систематически” физкультурой и спортом, вряд ли бы это желание было бы удовлетворено. А причина довольно банальна – негде. О таком неутешительном раскладе говорит и правительство – ну, как без самокритики.
Оно (правительство) признает, что основными причинами недостаточного развития массового спорта являются нехватка или изношенность спортивной инфраструктуры, высокий уровень урбанизации, вследствие чего сокращается численность молодого населения на селе, нехватка профессиональных кадров, что в свою очередь негативно влияет на количество и качество предоставляемых населению спортивных услуг.
А следующий месседж правительства противоречит его же цифрам о росте с 31 до 38 процентов – “несмотря на проводимую работу по популяризации массового спорта среди населения, большая его часть в силу различных факторов остается неохваченной занятиями физической культурой и спортом”. О чем я говорил немного выше.
Главной причиной недостаточного развития массового спорта хочется выделить именно нехватку (и даже неизношенность) и зачастую отсутствие хоть какой-либо спортивной инфраструктуры. К слову, в моем Райымбекском сельском округе при нормативе 60-80 квадратных метров спортивных залов, вместо 6-7 тысяч квадратных метров имеется лишь 1800-2000 квадратных метров. Меньше нормы в три с лишним раза. И такая ситуация повсеместна — в каждой области, в каждом районе и сельском округе.
Что говорить, если всего по Казахстану, согласно официальным данным, около 13-14 процентов школ страны (из 7862 школ) не имеют собственных спортзалов. Очевидно, что это касается, в первую очередь, сельских школ.
Кроме того, по опросу проекта #АуылФутбол в соцсетях от 2020 года, более 600 аулов не имели мини-футбольных полей с искусственным газоном. И эта цифра, наверняка, должна быть намного больше.
И на фоне этих цифр заявления о каком-то развитии массового и детского спорта являются, по меньшей мере, странными и никоим образом не могут претендовать на объективность.
Само же правительство констатирует (опять же противоречит себе), что состояние физкультурно-оздоровительной и спортивной работы требует принятия безотлагательных, конкретных мер по дальнейшему развитию массового спорта, активизации физкультурно-оздоровительной работы среди населения.
И снова приходится задавать вечно русское “что делать”, какие меры принимать, как активизировать работу?! На мой взгляд, правительству, чиновникам не нужно этим заниматься – не секрет, что, несмотря на директивы вышестоящего руководства, компетенции большинства госслужащих не позволяют работать стратегически, масштабно, в то же время заниматься точечными мероприятиями что-то вроде проведения тех или иных спортивно-массовых мероприятий.
Правительству, уполномоченному органу необходимо заняться созданием условий (законопроекты, подзаконные акты и т.д.) для активизации и мобилизации ресурсов гражданского общества, общественников, бизнеса, по поддержке социального предпринимательства и с привлечением спортивных клубов на обоюдовыгодных условиях. Именно в гражданском обществе, на рынке присутствуют компетентные специалисты, профессионалы по видам спорта, есть заинтересованные предприниматели, которые при наличии государственной, в первую очередь организационной и финансовой поддержке, могут, причем эффективно, развивать те или иные направления по развитию массового и детского спорта.
Массовый и детский спорт должен быть передан в рынок, в руки профессионалов. Конечно же, при мощной поддержке государства и, соответственно, при его жесточайшем контроле.
Серик Мамбетов, руководитель проекта #АуылФутбол