Новости Казахстана Новости мира Политика Экономика Коррупция

Мажилисмены раскритиковали состояние дорог в Казахстане

Асфальтобетонное покрытие имеют только 26% местных автодорог в стране.

17.10.2022, 16:35
Мажилисмены раскритиковали состояние дорог в Казахстане
Фото: С.Майлыбаева

Самые наболевшие проблемы в сфере строительства и ремонта автомобильных дорог в Казахстане сегодня обсудили в Мажилисе. Этой теме посвящен Правительственный час, в котором приняли участие представители центральных и местных государственных органов, НПП “Атамекен”, руководители национальных компаний “Қазақстан темір жолы”, “ҚазАвтоЖол”, а также представители Национального центра качества дорожных активов, Казахстанского дорожного научно-исследовательского института и Ассоциации автодорожников Казахстана, передает Liter.kz.

По словам заместителя председателя Мажилиса Павла Казанцева, поднятая на Правчасе тема является одной из самых чувствительных.

Качество автомобильных дорог без преувеличения волнует каждого жителя страны. Дороги являются артериями экономики, важнейшим условием развития регионов и значительно влияют на качество жизни. Согласно поручению Президента, до 2025 года необходимо отремонтировать и привести в порядок 95% дорог, - заявил, вице-спикер Мажилиса, отметив, что есть как объективные, так и субъективные причины неудовлетворительного качества автодорог.

О положении дел в автодорожной отрасли Казахстана депутатов проинформировал Министр индустрии и инфраструктурного развития Каирбек Ускенбаев.

По словам Министра, из находящихся сегодня в работе проектов движение по тысяче км автодорог планируется открыть до конца года, работу по еще трем тысячам км министерство обещает завершить до конца 2023 года.

В своем выступлении Каирбек Ускенбаев отметил, что в рамках исполнения поручения Главы государства министерство ведет работу по реформированию автодорожной отрасли.

В дальнейшем при реализации автодорожных проектов будет применяться принцип «от количества к качеству». В целях повышения качества мы подготовили пакет поправок в действующее законодательство, - отметил глава МИИР.

Несогласие с некоторыми данными ведомства выразил в своем содокладе председатель Комитета по экономической реформе и региональному развитию Альберт Рау.

Как отметил Глава государства, состояние республиканских и местных дорог в стране вызывает справедливые нарекания граждан, - заявил он.

Говоря о развитии дорог республиканского значения, Альберт Рау отметил, что на сегодня общая потребность в строительстве, реконструкции и ремонте всей протяженности республиканских автодорог составляет 12 тысяч км.

А это почти 50% дорог республиканского значения. Хотя, по информации МИИР, 90% автодорог уже имеют нормативное, то есть удовлетворительное состояние, - отметил депутат.

Вместе с тем, в Национальном проекте “Сильные регионы – драйвер развития страны” декларируется доведение доли автомобильных дорог республиканского значения в хорошем и удовлетворительном состоянии до конца 2025 года до 100%.

Депутат сомневается в реальности и достоверности достижения данных целей, так как реализация порядка 18 из 40, предусмотренных Национальным проектом, или 45 процентов проектов запланированы только с 2025 года.

Получается, что в течение одного 2025 года предстоит реализовать такие крупные проекты, как, например, реконструкцию автодороги «Кызылорда-Павлодар-Успенка-гр.РФ» участок Караганда-Успенка-гр.РФ, 398 км, строительство автодороги «Шалкар – Бозой – гр. Узбекистана», 242 км, Жезказган-Аркалык – местами просто грейдер, хотя это центральная дорога, соединяющая центр и юг страны, - подчеркнул Альберт Рау.

По словам депутата, к реализации транспортного коридора Центр-Запад Астана- Коргалжын -Торгай- Ыргыз еще даже не приступали, при этом на проектирование затратили 3 млрд тенге. По его мнению, есть большие сомнения в заложенных параметрах Национального проекта. Это означает, что необходимо пересмотреть и скорректировать либо сроки выполнения мероприятий, либо сам планируемый показатель. Вместе с тем, глава профильного комитета Мажилиса поддержал заявление министра о переходе на новые формы контрактов, так как перенос сроков приводит к удорожанию проектов.

В своем выступлении Альберт Рау обозначил также проблемные вопросы относительно развития дорог местного значения.

По данным МИИР, в удовлетворительном состоянии – 80% дорог местного значения. Однако, проведенный анализ показал, что лишь 18 тыс. км или 26% местных дорог имеют асфальтобетонное покрытие. Вызывает вопрос – 74% местных дорог с покрытием из гравия, щебенки и грунта. Как этот процент считался? - поинтересовался депутат.

В этой связи мажилисмены предлагают пересмотреть критерии оценки качества автодорог в части не отнесения дорог из гравия, щебня и грунта к дорогам, находящимся в удовлетворительном состоянии.

Согласно рейтинга Всемирного экономического форума Казахстан занимает 93-е место среди 141 стран мира по показателю качества дорог, Кения и Танзания выше нас, - возмутился Альберт Рау.

Среди причин такого положения депутат отметил нехватку битума.

Дефицит дорожного битума в 2022 году составляет 200 тыс. тонн. И это позор для страны, которая добывает нефть в больших объемах. Правительство должно решить этот вопрос кардинально, – потребовал Касым-Жомарт Токаев в Послании, - напомнил мажилисмен.

Депутат также отметил, что согласно данным Антикоррупционной службы, одной из причин низких показателей является коррупционная составляющая на всех этапах строительства и ремонта автодорог.

Комитету автомобильных дорог и единому оператору автодорожной отрасли в лице АО «КазАвтоЖол» уже пора решить постоянно поднимаемую из года в год проблему по качеству выполняемых работ и качеству применяемых материалов. А также законодательно закрепить персональную ответственность первых руководителей Комитета автомобильных дорог и АО «КазАвтоЖол» за выявленные нарушения по качеству выполненных работ, - заявил Альберт Рау.

Свои предложения по развитию отрасли внесли и депутаты Мажилиса. Айбек Паяев обратил внимание Министра на то, что сборы за проезд на платных участках автомобильных дорог составили 9,1 млрд тенге, из которых только 45% или 4,1 млрд тенге направлены на ремонт и содержание платных участков, 55% направлено на содержание программно-аппаратного комплекса и другие расходы

Есть ли в планах министерства увеличить размер реинвестирования сборов за пользование автодороги именно на ремонт и содержание данной эксплуатируемой автодороги и сокращению других дополнительных расходов? – спросил депутат.

По итогам Правительственного часа депутаты дали профильному министерству свои рекомендации на основе всех прозвучавших вопросов и предложений.

Новости партнеров
×