Новости Казахстана Новости мира Интервью Life style Спорт Культура Регионы Amanat
$ 523.86  544.34  5.11

Мечта любого ученого – увидеть результаты своих трудов

04.07.2020, 12:56
Мечта любого ученого – увидеть результаты своих трудов

Сегодня перед молодым поколением казахстанцев открыто много дорог. И не только в нашей республике, но и далеко за ее пределами. В 1993 году в Казахстане, с подачи Первого Президента страны – Елбасы Нурсултана Назарбаева было принято решение, устремленное в будущее. В рамках программы «Болашак» ежегодно сотни талантливых молодых ребят получили возможность бесплатно обучаться в лучших вузах мира, получать научную степень. Была среди них и Халида Ажигулова, PhD (Право, университет Лестера), член Совета молодых ученых при Министерстве образования и науки РК. Каким был путь в науку и о своем исследовании: «Защита прав детей от буллинга» (проект «Street Law Kazakhstan») Халида рассказала в эксклюзивном интервью ЛИТЕРу.

– Халида, расскажите немного о себе, о детстве, где росли, о чем мечтали, кто ваши родители? Как правило, еще в школе можно «разглядеть» у ребенка склонности к точным либо гуманитарным наукам. Вы в выборе будущей профессии на что ориентировались – советы родителей, моду или же на свои интересы и предпочтения?

– Я родилась и провела свое детство в городе Алматы. Мой отец – юрист-адвокат, мама – бухгалтер. В детстве я сменила пять школ. Сначала училась в Алматы в 141 школе с казахским языком обучения, там я окончила первый класс, потом – в 105 лингвистической гимназии – до 8 класса. В 13 лет я переехала с семьей в город Текели Алматинской области, где училась в средних школах № 8 и № 3. В 10 классе я выиграла грант на обучение в США. В итоге выпускной класс я окончила в Центральной старшей школе города Мальборо штата Нью-Йорк.

Мне всегда нравилось учиться, узнавать новое. Я не разделяла для себя точные и гуманитарные науки. Моими любимыми предметами в школе были биология, английский язык и физкультура, во многом потому, что меня особо вдохновляли преподаватели по этим предметам. Смена школ не влияла на мою успеваемость. Училась на отлично, также была победительницей научного конкурса Республиканской Малой Академии наук в секции «Иностранная филология» с темой: «Соматические глаголы в английском и русском языках». В Америке у меня средний балл окончания школы был 98 из 100, а по продвинутой математике (который приравнивался за первый курс университета) – мой средний балл был 102, даже больше, чем максимальный 100 баллов.

Справедливости ради

В итоге я выбрала совсем другое направление для моей профессии – я решила стать международным юристом по правам человека. Повлияли два фактора. Во-первых, будучи школьницей, я не могла не замечать различные ситуации, которые считала несправедливыми, например, когда на областных олимпиадах первые места присуждали не тем школьникам, которые заслуживали победы, а тем, за кого «договорились», чтобы именно они поехали на республиканскую олимпиаду. Детям очень тяжело переживать такую несправедливость. Вроде бы в школе учителя учат детей быть честными и справедливыми, а потом сами предают веру учеников в справедливость. В любой школе, где я училась, существовал буллинг или травля. Это было либо между школьниками, либо со стороны учителей. Я до сих пор помню, как в одной школе учительница по математике настолько запугивала учеников низкими оценками, что одна девочка от страха начинала заикаться каждый раз, когда учительница поднимала ее для ответа. Страх одного ребенка передавался всем другим детям. Это было ужасно. К счастью, прекрасных и самоотверженных учителей у меня было больше, но подобные случаи врезались в мою детскую память.

Второй фактор, который повлиял на выбор моей профессии, – это изучение школьного предмета Street Law Kazakhstan. Когда я училась в 7 классе 105 гимназии, студенты-юристы Казахской государственной юридической академии преподавали у нас факультативный предмет Street Law, где мы, школьники, узнавали о наших правах и обязанностях, об уважении законов и прав других людей, о принципах справедливости, не дискриминации, равенства всех перед законом и судом. Этот предмет оказал большое влияние на формирование моего мировоззрения.

– Вы дважды были участницей программы «Болашак», расскажите, как вам это удалось, где учились, и что вам это дало?

– В первый раз я получила стипендию «Болашак» в 2007 году, сразу после окончания университета. Стипендия позволила мне обучиться на программе магистратура по праву Оксфордского Университета Великобритании. Это одна из самых престижных программ Университета, которая преподается с 16-го века. И она – единственная в мире в своем роде, так как включает не только обучение в лекционных залах и семинары, но и регулярные индивидуальные уроки (тьюториалы) с профессорами права, что позволяет иметь более тесный контакт и внимание со стороны преподавателей.

Учеба была очень сложной, мы должны были запомнить огромный массив правовой информации и законов, а также оттачивали свои навыки критического мышления, аргументации, ораторского мастерства. До сих пор помню, как сложно было сдавать экзамены. В течение трех часов нужно было написать три критических эссе по трем вопросам, которые ты видишь впервые только на экзамене. И таких экзаменов у меня было четыре, три из которых шли один за другим. Конечно, в течение года магистранты изучали различные темы по выбранным предметам, но точно мы не знали, какая будет формулировка вопросов для критического эссе.

Во время учебы у меня появилось много замечательных друзей из разных стран мира, особенно много из Гонконга. Мы вместе готовились к экзаменам, гонконгские китайцы очень трудолюбивые, и я всегда стремилась не отставать от них. И хотя я окончила юридический факультет в Казахстане со средним баллом 5 из 5, когда я сдавала пробные эссе в начале учебного года, получала очень низкие оценки, на уровне «удовлетворительно». Потому что британская система образования направлена на развитие и оценку навыков критического мышления, а у нас в Казахстане критическому мышлению практически не учат ни в школах, ни в университетах. Поэтому мне приходилось очень многому учиться у моих новых друзей. У нас была такая дружественная конкуренция, в которой мы помогали друг другу и росли вместе.

Путь в науку

После окончания магистратуры я вернулась в Казахстан, и, как положено по договору о предоставлении стипендии, отработала пять лет. Это был очень продуктивный период. Сначала я год работала юристом-консультантом в международной компании «Делойт», но мне не хватало работы по защите прав человека. К счастью, в 2009 году я смогла по конкурсу пройти на позицию юриста по защите прав человека в Представительство Управления ООН по делам беженцев в Центральной Азии. Здесь я проработала шесть лет, сначала я напрямую работала с беженцами и лицами без гражданства, потом стала готовить аналитические отчеты и страновые стратегии, доросла до регионального координатора образовательных программ.

Работа с беженцами была эмоционально тяжелая, потому что каждый день мне приходилось видеть людские страдания и сопереживать чужую боль, а также несправедливость, с которой сталкивались мои клиенты.

В моей практике был случай, который я до сих пор вспоминаю с трепетом. У нас в Казахстане жила семья афганских беженцев, которые прибыли в Казахстан в 1998 году из Мазари-Шарифа, когда на их город напали талибы и начали безжалостно вырезать местное население. Отец семьи, как главный заявитель, сразу получил статус беженца от нашей страны. Статус беженца автоматически распространялся на всех членов семьи: супругу и четырех маленьких детей. Они жили на севере Казахстана, отец со временем стал успешным бизнесменом, занимался зерном. Супруга воспитывала детей. Дети хорошо учились в школе, выучили казахский, русский и английский языки. Побеждали в различных школьных конкурсах. Для них Казахстан стал новым домом. Но в 2010 году в их семье произошло несчастье. Отец семьи погиб в автокатастрофе. Женщина осталась на руках с тремя подростками и одним сыном-студентом. Но страшнее всего было то, что местная государственная комиссия по предоставлению статуса беженца намеревалась забрать у них этот статус. Мотивируя тем, что статус беженца был дан отцу семейства, а комиссия посчитала, что у оставшихся членов семьи не было оснований бояться преследований в стране своего происхождения. Мое руководство в ООН не было согласно с этой оценкой, но из-за несовершенства нашего законодательства семье предстояла депортация. Я понимала, что как только семья вернется в Афганистан, они подвергнутся риску серьезных нарушений прав человека. Более того, у этой афганской семьи никого не осталось из родных в Афганистане, кто мог бы им помочь.

К счастью, у меня была возможность помочь этой семье. В тот период я готовила документы беженцев на переселение в Канаду, и в Алматы как раз находился сотрудник Канадского посольства из Москвы, который проводил собеседования с беженцами. Получив добро от моего руководства, я срочно подготовила дело афганской семьи на переселение, показала его канадскому дипломату и убедила его провести собеседование с вдовой семьи. Женщина срочно прилетела в Алматы и смогла пройти личное собеседование. В итоге заявка на переселение была одобрена. Эта история закончилась хорошо, но, к сожалению, не все истории из моей практики имели счастливый итог. И в целом, количество беженцев в мире не уменьшается, а постоянно растет. 21 июня мы отметили Международный день беженцев. Сейчас в мире около 26 миллионов таких людей. В определенный момент я поняла, что нужно решать их проблемы на более глубоком уровне, решать первопричину, чтобы людям не приходилось бежать из своих стран и становиться беженцами и подвергать себя и свои семьи страданиям. В итоге я решила посвятить свою дальнейшую карьеру науке и искать пути решения проблем беженцев через укрепление гражданского общества и продвижение верховенства права.

Для проведения моего исследования я поступила в докторантуру Университета Лестера в Великобритании, чтобы усилить свои исследовательские навыки. Мне повезло, что моим научным руководителем стал известный в Европе ученый по миграционным вопросам, профессор Бернард Раян (Bernard Ryan). Во время кризиса с беженцами и мигрантами в Европе в 2015-2016 годах, его постоянно приглашали еврокомиссары в Брюссель для разработки миграционной политики в ответ на кризис. Я также очень благодарна моей семье и моему супругу, они поддерживали и мотивировали меня в течение всех этих четырех лет.

Спасибо за доверие!

Моя учеба в докторантуре состоялась благодаря присуждению второй президентской стипендии «Болашак». Как и в первый раз, я тщательно готовилась к каждому этапу, чтобы успешно все пройти и заслуженно получить стипендию.

Я рада, что дважды стала обладательницей стипендии «Болашак». Но я также понимаю, что это не подарок и не приз за мою успешную учебу или работу. Мое обучение и обучение других стипендиатов по программе «Болашак» финансировались за счет республиканского бюджета, за счет налогоплательщиков. Главный спонсор и инвестор нашего обучения – это народ, граждане Республики Казахстан. На мое обучение было затрачено около 300 тыс. долларов США. Я считаю себя инвестиционным проектом моего народа. Теперь, как и все ученые, мечтаю увидеть результаты своих трудов реализованными.

– Сейчас вы работаете над исследованием на тему: «Защита прав детей от буллинга». Почему именно эта тема и насколько это актуально для Казахстана?

– Самым масштабным социальным и научно-образовательным проектом, который я веду с 2018 года, является Street Law Kazakhstan. Да, это тот самый предмет, который я когда-то изучала, будучи школьницей. Проект был весьма успешным. С 1998 по 2005 годы уроки Street Law преподавались в 38 школах Алматы на еженедельной основе, проводились тренинги для учителей в регионах. Профессора права Казахской государственной юридической академии во главе с руководителем проекта профессором Мухтаровой Айжан Калиссовной разработали семь учебников по правам человека для школьников 5-11 классов, и эти учебники были одобрены Министерством образования для факультативных занятий. К сожалению, проект завершил свое существование из-за отсутствия финансирования и не нашел поддержки со стороны Министерства образования для продолжения.

В 2018 году я решила возродить проект. Поводом стал вопиющий случай изнасилования семилетнего мальчика в Южно-Казахстанской области. Я была в шоке от того, что одни дети совершили такое страшное насилие над другим ребенком, а полиция и сотрудники школы покрывали это преступление. Потом я начала глубже исследовать проблему и с ужасом поняла, что этот случай, который стал достоянием общественности, верхушка айсберга. Более того, дети не знают, куда и как сообщить о пережитом насилии, для них это и стыдно, и страшно. В итоге, я начала изучать разные модели преподавания прав человека в начальных и средних классах по всему миру и поняла, что нужно возрождать уроки Street Law Kazakhstan, как одну из мер по защите детей от насилия.

Street Law Kazakhstan – это интерактивный школьный предмет, который обучает школьников правам человека и механизмам защиты от насилия, буллинга и кибербуллинга. Проблема семейно-бытового насилия и школьного буллинга в отношении детей в Казахстане остается весьма актуальной уже длительное время. Согласно отчету Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) за 2017 год, до 79% казахстанских детей подвержены систематическому физическому и психологическому насилию в семье, и 66% школьников сталкиваются с насилием в школах. За время чрезвычайного положения в марте-мае 2020 года количество семейно-бытового насилия выросло на 25%. А дети всегда являются жертвами домашнего насилия, как минимум, психологического насилия, когда физическое насилие совершается у них на глазах.

Я и мои коллеги-юристы из Ассоциации учеников Шайкенова и профессора права обучаем студентов-юристов, а студенты потом обучают школьников, как быть ответственными гражданами, осознанно пользоваться своими правами, уважать права и достоинство других людей, куда обращаться за правовой помощью, как не бояться рассказывать о пережитом преступлении.

В 2019-2020 году преподаватели проекта Street Law Kazakhstan преподавали в 5-8 классах пяти школ Алматы. Это были и государственные, и частные школы. Всего у нас было 12 классов, где мы обучали школьников и наблюдали, как правовое образование влияет на их правовую культуру. По окончании курса школьники и учителя отметили положительный результат от преподавания Street Law. Во-первых, школьники начали проявлять более уважительное отношение к законам, праву, а также друг к другу и к учителям. В классах снизился уровень агрессии и буллинга между школьникам, а атмосфера в преподаваемых классах стала более дружелюбной.

Я рада успехам моего школьного проекта, которых мы смогли добиться с нулевым финансированием. Но я также понимаю, что пока – это капля в море, учитывая высокий уровень школьного буллинга и насилия в отношении детей по всей стране. Поэтому с апреля я начала проводить онлайн уроки по защите детей от буллинга и кибербуллинга. Благодаря поддержке Представительства Фонда Первого Президента в Алматы 1 апреля 2020 года я провела урок «Правила поведения в обществе и в интернете» одновременно для 145 воспитанников восьми детских домов из шести регионов Казахстана. Урок был интерактивным, с активным вовлечением школьников в решение задач и работой в малых группах. Дети с интересом делились примерами буллинга и кибербуллинга и советами, как их можно предотвратить.

В феврале я направила результаты моего проекта в Министерство образования и науки. В конце июня у нас состоялась первая встреча с Комитетом по охране прав детей МОН РК, где я и мои коллеги-эксперты поделились, как правовое образование может помочь усилить эффективность защиты детей от насилия и буллинга. Надеюсь, что в будущем интерактивные уроки по правам ребенка и профилактике буллинга и кибербуллинга обучения станут важной частью образовательного школьного процесса. А пока наша Ассоциация при поддержке гранта от Фонда Первого Президента разрабатывает первые восемь онлайн уроков Street Law по правам человека и защите детей от насилия на казахском и русском языках. Эти уроки будут доступны онлайн для всех детей в любой точке нашей страны для повышения их правовой культуры и грамотности.

Новости партнеров
×