Менеджмент и безопасность в информационной сфере
Отечественное информационное пространство в последнее время стремительно меняется. Одной из наиболее заметных тенденций является повышение роли информации как в общественно-политической, так и в экономической сфере, особенно в продвижении бизнеса. Существенный рост ее значимости наблюдается и в плане безопасности населения. О некоторых актуальных аспектах региональной информационной политики корреспонденту "Литера" рассказал журналист, медиаменеджер, управляющий директор ТОО "Turkistan Media Holding" Тельман Бейсенов.
— В нынешних рыночных условиях важным условием успешной деятельности СМИ является эффективный менеджмент. Какими качествами, на Ваш взгляд, должен обладать медиаменеджер?
— На мой взгляд, медиаменеджер, возглавляющий творческий коллектив, должен быть не только квалифицированным журналистом, умеющим профессионально писать, но и быть компетентным в вопросах всестороннего развития СМИ, хорошо разбираться в финансовой сфере и законодательстве, обладать лидерскими, организаторскими способностями, не пасовать перед трудностями, быть преданным своей профессии, поддерживать по-настоящему творческую атмосферу в коллективе, создавая необходимые для этого условия, быть порядочным и честным.
К сожалению, менеджменту в нашей сфере уделяется недостаточное внимание. Я уже не раз поднимал эту наболевшую проблему. Например, в здравоохранении на системной основе осуществляются подготовка и повышение квалификации организаторов, менеджеров. Нам тоже для эффективного управления медиаструктурами необходимо открывать учебные заведения или хотя бы для начала создать специальные курсы для подготовки медиаменеджеров.
— Сегодня уже нет прежнего монопольного права и возможности распространения информации, которыми еще недавно обладали СМИ. Источниками информации в современном обществе выступают и блогеры, и даже певцы. Так в чем же тогда, по Вашему мнению, заключаются преимущества и ценность журналистики?
— В настоящее время в обществе активно обсуждается проект Закона Республики Казахстан "О масс-медиа". Он призван регулировать общественные отношения в области средств массовой информации, устанавливать их права, а также государственные гарантии свободы средств массовой информации в соответствии с Конституцией РК. Ожидается, что новый закон затронет актуальные вопросы, связанные с деятельностью, обязанностями и правами отечественных СМИ, включая статус журналистов, роль блогеров и социальных сетей. В этой связи сегодня обсуждается и разница между журналистами и блогерами. Хотя лишь время способно окончательно расставить все по своим местам.
К сожалению, среди журналистов есть те, кто не умеет писать, а активен только в социальных сетях. В то же время сейчас немало пользователей социальных сетей, которые не обременяют себя этическими вопросами и используют интернет только для своей выгоды. Они делают это практически на наших глазах, то и дело угрожают кому-нибудь, необоснованно критикуют или совершают иные действия сомнительного характера. Случаи злоупотребления социальными сетями в собственных интересах особенно распространены во время выборов и других политических кампаний. В профессиональных СМИ такое редко можно встретить. Однобокий, предвзятый подход имел место в соцсетях во время прошедших выборов депутатов Мажилиса и местных маслихатов. Порой социальные сети и вовсе становятся местом сведения счетов и даже информационных войн. Бывает и так, что каждый пытается донести свою правду. Но чаще истина и ложь смешиваются так, что не всегда различишь, где одно, а где другое...
В целях повышения профессионального уровня журналистов необходимо совершенствовать систему их подготовки. В учебных заведениях в качестве преподавателей надо привлекать опытных практиков. Следует сформировать дуальную систему обучения. Чтобы из стен университетов выходили уже подготовленные, сильные журналисты, необходимо давать студентам старших курсов больше опыта на производстве, то есть опять же придавать значение дуальному обучению. К тому же профессионалам надо максимально учитывать возможности социальных сетей, а для этого больше внимания уделять освоению новых технологий. Поэтому журналистам важно проходить специальные курсы.
То есть необходим комплекс мер, чтобы поддерживать на должном уровне уровень журналистики. Разумеется, многое зависит и от самого человека. Ведь журналистика — это профессия, которая требует предельной самоотдачи и даже самопожертвования.
— Вы занимаетесь вопросами медиаграмотности, значимость которой в настоящее время трудно переоценить.
— Да, я читаю лекции по медиаграмотности в Туркестанском областном филиале Академии государственного управления на контрактной основе. До этого читал лекции бюджетникам и депутатам маслихата. Считаю, что медиаграмотность необходима также журналистам, которые имеют возможность широко тиражировать эти знания, просвещать население.
Сегодня мы все живем в информационном обществе, и медиаграмотность — это как правила безопасного пребывания в нем. Поэтому нужно охватить как можно больше казахстанцев обучением медиаграмотности, в том числе будущих журналистов. Нужно научить их правильно пользоваться мультимедийными инструментами, чтобы это качество в последующем помогло распространять достоверную информацию в интересах граждан.
Уже сейчас медиаграмотность — важный предмет в школе. И в университетах "Медиа и информационная грамотность" должна быть основной дисциплиной, а не факультативным курсом.
Важность медиаграмотности в современном образовании невозможно переоценить, и включение этого предмета в учебные программы будет способствовать подготовке студентов к вызовам будущего.
К примеру, в Международном казахско-турецком университете имени Х. А. Ясави проводятся семинары и тренинги по таким темам, как "Борьба с дезинформацией: медиа и информационная грамотность для всех", "Медиа и информационная грамотность для работы с молодежью", "Безопасность использования информации" и другие. С актуальными темами и проблемами в этой области студентов знакомили медиаэксперты и медиатренеры Думан Смақов, Жұлдыз Әбілда, Бактыгуль Бурбаева и другие.
Согласно одному из определений медиаграмотность — это совокупность навыков и умений, которые позволяют людям анализировать, оценивать и создавать сообщения в разных видах медиа, жанрах и формах. ЮНЕСКО определяет медиаобразование как приоритетное направление культурно-образовательного развития в XXI веке.
В принципе все люди должны научиться медиаграмотному потреблению информации. Тогда они смогут более осознанно использовать ресурсы интернета, фильтровать информацию и оценивать ее достоверность. Именно навыки критического мышления становятся все более важными в условиях информационного перенасыщения. Изучение медиаграмотности способствует повышению знаний, навыков, формирует умение правильно понимать новости и критическое мышление.
В современном мире онлайн-приватность является ключевым вопросом. Люди, обученные медиаграмотности, осознают важность защиты своей личной информации, а также знают, какие шаги предпринимать для обеспечения своей безопасности в сети. Далее они могут делиться полученными знаниями, самое главное — у них должно войти в привычку продолжать просветительскую миссию в обществе.
Теперь медиаграмотность — это не просто умение пользоваться социальными сетями или навык анализа новостей. Это набор навыков и знаний, который помогает успешно ориентироваться в цифровом информационном мире, развивать критическое мышление и защищать себя от манипуляций.
Бактыгуль Бурбаева, Туркестан