Миллионные рекламы, налоги и информбезопасность: зачем казахстанцам закон о блогерах

Что сейчас известно о законопроекте?

Асель Ибадуллаева

В Мажилисе рассматривают новый законопроект “Об онлайн-платформах и онлайн-рекламе”. В первую очередь он коснется блогеров, инфлюенсеров, которые рекламируют известные бренды, проводят тренинги и продают курсы. Какие еще аспекты затрагивает новый законопроект, как будет облагаться деятельность медиаличностей и что говорят эксперты по этому поводу, рассказываем в материале Liter.kz.

Прецедентом для разработки такого закона, по словам мажилисменов, послужило развитие интернет-мошенничества, кибербуллинг и бесконтрольная реклама, живущая вне закона.

Законопроект не будет касаться пользователей, а прежде всего самого понятия “онлайн-реклама”. Потому что, как мы знаем, сегодня в интернет перетекают огромные потоки финансовых средств, в том числе денег рекламодателей. Мы знаем, что правоотношения и взаимоотношения в этой сфере в основном находятся в тени, либо в серой зоне. Очень многие активные пользователи получают деньги в конвертах и так далее. Используют интернет, чтобы создавать финансовые пирамиды, заниматься незаконной благотворительностью, – сказал депутат Айдос Сарым.

Кроме того, в законопроекте появятся новые понятия как “инфлюенсер”, “таргетированная реклама” и “нативная реклама”. В случае принятия закона, медиаличности будут обязаны помечать рекламные посты и платить за это налоги. Для этого блогерам нужно будет завести специальный счет, чтобы налоговые органы могли отследить поступления.

По Конституции, у гражданина только две обязанности – это соблюдать законы и платить налоги. Кто-то платит налоги, кто- то нет. Сейчас некоторые в социальных сетях зарабатывают большие деньги и не хотят платить налоги. А, к примеру, у простого человека и не спрашивают, у него автоматически с заработной платы ее снимают. Поэтому этот вопрос также актуален, – согласен с мнением коллеги депутат Марат Башимов.

Также в закон вносят понятие “недостоверная информация” для декриминализации в Уголовном кодексе. Штраф за такую информацию будет в пределах двух МРП (6 900 тенге).

Другая часть законопроекта посвящена непосредственно онлайн-платформам. Речь идет о платформах, где зарегистрировано более 100 тысяч пользователей. Как говорят депутаты, здесь отобразится начатая еще над законом о кибербуллинге работа. В первую очередь планируется ввести автоматический перевод контента на казахский язык, чтобы сами онлайн-платформы могли модерировать контент на государственном языке. В последующем следить за распространением вредной информации и модерацией контента для детей.

При подготовке законопроекта, по словам советника министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Жасулана Умиралиева, был тщательно изучен международный опыт.

Все что незаконно офлайн, должно быть незаконно и онлайн. Это один из постулатов Европейского союза. Такой же тезис вкладывается в законопроект Online Safety Bill в Великобритании.  Есть много таких документов. В Германии Network Enforcement act, который поднимают вопрос защиты граждан от недостоверной, вредоносной информации. Поэтому мы на протяжении многих месяцев проводили глубокий анализ международного законодательства. Развитые страны уже имеют все механизмы, и мы взяли имеющуюся международную практику за основу, – отмечает он.

Если углубиться, то в законе Германии об информационной безопасности говорится, что медиаплатформы с более чем двумя миллионами подписчиков обязаны удалять вредоносную информацию. На такую информацию можно пожаловаться в соответствии с NetzDG (закон Германии – прим.ред.) в случае нарушения. Если в результате проверки доступ к контенту будет заблокирован, автору публикации придет уведомление с объяснением этого решения.

Социальные сети, которые не будут удалять незаконный контент, наказываются германским судом штрафом в размере до пяти миллионов евро в отношении лица, ответственного за систему рассмотрения жалоб. Штраф в отношении самой компании может составить до 50 миллионов евро. Кроме того, социальные сети должны два раза в год публиковать отчет о доступности сервисов и данных.

Что касается инфлюенсеров, похожий закон об онлайн-рекламе рассматривается и властями Франции. Закон для инфлюенсеров во Франции включает запрет на продвижение терапевтического воздержания, никотиновых саше и ставок на спорт. Сенаторы ужесточили наказание в случае несоблюдения запретов на рекламу или сокрытие инфлюенсерами истинного коммерческого дохода. Им за это грозит лишение свободы до двух лет либо штраф в размере 300 тысяч евро.

Также французские блогеры обязаны маркировать рекламу и взрослый контент.

Маркировка контента заложена во всех европейских законах, также мы поднимаем вопрос в концепции по активному взаимодействию с владельцами этих социальных сетей. Здесь речь идет о продвижении госязыка в вопросах модерации контента. Это очень сильно поможет нашему информационному рейтингу. Казахоязычных сайтов сейчас много, и чтобы они могли монетизировать свою работу, нужен перевод, – утверждает Жасулан Умиралиев.

Медиаэксперты отмечают, что платить налоги за рекламу в бюджет инфлюенсеры должны. Однако по части ответственности за недостоверную информацию отмечают, что идет дублирование других законов.

Платить налоги должны, согласна. А вот “предлагается также внести ответственность за недостоверную и неправомерную информацию. За нее предполагается введение штрафа в районе 2 МРП” – это уже дублирование закона, – говорит директор Общественного фонда “Правовой медиа-центр” Диана Окремова.

По словам основателя Qazvision Назгуль Макжан, у государства достаточно инструментов для адекватного регулирования, профилактики и пресечения правонарушений и преступлений в блогосфере.

Незнание закона не освобождает от ответственности. Но знать все части законов, которые затрагивают деятельность блогеров, просто невозможно. Думаю, блогерам в силу специфики их деятельности необходимо посвятить отдельный раздел в законе “О масс-медиа”, где будут прописаны их права и обязанности. Кроме того, хотелось бы, чтобы государство вело предупредительную, разъяснительную работу с блогерами, а не предпринимало постфактум карательные меры, – отмечает она.

Президент ОЮЛ “Интернет-ассоциация Казахстана” Шавкат Сабиров предлагает дополнить закон “О рекламе”.

Если лидер общественного мнения или блогер получил деньги за продвижение того или иного товара, то обязан прямым текстом указывать, что эта публикация делается на правах рекламы. Тогда все станет на свои места. Помечать платный контент необходимо, чтобы у аудитории того или иного инфлюенсера была возможность критически оценить получаемую информацию, – считает эксперт.

Работать в правовом поле обязаны все граждане Казахстана. Это подтверждают как депутаты, так и независимые эксперты. Однако пока закон находится на стадии рассмотрения, необходимо учесть все стороны вопроса и избегать ненужного дублирования имеющихся нормативных актов.

Новости партнеров