Деятели культуры не на шутку переживают, не будет ли художественный совет, созданный при этом Центре, действовать по забытому советскому принципу «пускать – не пускать» на гастроли. Ведь творчество – понятие свободное и субъективное.
Как образно высказался известный режиссер и актер Сергей Попов, театральные труппы или ансамбли, оркестры, квартеты, солисты и артисты без гастролей – «жалкое зрелище». Сергей Николаевич вспоминает непростые перестроечные времена и первые годы независимости, когда в связи с различными обстоятельствами творческие коллективы не могли даже выезжать из своих регионов в соседние, а о загранице даже не мечтали. Стране было тяжело, было не до гастролей. А без них культурная атмосфера таяла на глазах. Когда артисты читали в газетах, что какому-то коллективу удалось выехать с выступлениями в Стамбул или Париж, – это впечатляло. Конечно, появление в Казахстане организации, призванной упорядочить и централизовать концертно-гастрольную деятельность государственных учреждений культуры, – при наличии достаточных средств и их объективного распределения – это, наверное, хорошо. Но сами представители творческих коллективов радоваться не спешат.
Не станет ли новый Центр тормозом для свободного творчества, художественной мысли и распределения бюджетных средств, которые уйдут на гастроли для «приближенных? Подобными вопросами уже почти месяц задаются деятели культуры в социальных сетях. Поэтому ЛИТЕР обратился к творческой интеллигенции и Министерству культуры и спорта за разъяснениями. Мы благодарны всем за полученные ответы, на основе которых мы и попытались разобраться в ситуации.
Итак, первый вопрос: какова цель создания новой структуры при «Қазақконцерте», учитывая то, что здесь достаточно уже действующих отделов?
Приводим ответ профильного министерства, любезно предоставленный редакции. «В соответствии с Законом Республики Казахстан «О культуре» Министерство является уполномоченным органом, осуществляющим руководство и межотраслевую координацию в области культуры, а также координацию и методическое руководство местных исполнительных органов в области культуры.
Между тем необходимо отметить, что в связи с децентрализацией и разделением полномочий между уровнями государственного управления, а также уровней бюджетного финансирования на сегодняшний день деятельность в данном направлении развивается регионами самостоятельно, соответственно, отсутствуют общее видение и подход.
В настоящее время Министерством разработаны концептуальные подходы по возобновлению и активизации деятельности в вышеуказанном направлении, и в этих целях в качестве рабочего организационного центра при РГКП «Государственная концертная организация «Қазақконцерт» создан Республиканский центр концертно-гастрольной деятельности государственных концертных организаций.
Перед Центром поставлена задача совместно с республиканскими и региональными концертными организациями разработать общереспубликанскую гастрольную карту концертных организаций и отдельных исполнителей в стране и за рубежом с охватом сельских населенных пунктов, с дальнейшим мониторингом ее реализации».
Другими словами, Центр создан с целью обеспечения общего видения и подходов к деятельности концертных организаций в регионах, отсутствующих в силу государственной политики децентрализации, включающей разделение бюджетов. Конечно, в связи с этим возникает вопрос: а не достаточно ли для этой цели ведомственного циркуляра или методички, рамочного плана мероприятий, дорожной карты и тому подобных рекомендательных документов? Тем более, если речь идет о средствах местных бюджетов, к распределению которых центральный госорган какого-либо прямого отношения не имеет.
Это подтверждает и заслуженный деятель РК, вице-президент Ассоциации Театров Казахстана, директор Казахского государственного академического музыкально-академического театра им. Куанышбаева Асхат Маемиров. В беседе с ЛИТЕРом он подчеркнул:
"У нас у каждого театра свой бюджет. Республиканские, региональные, городские. Навязывать гастроли для театров невозможно. Это зависит от бюджета. В такой централизации нуждаются исключительно концертные организации. Но только не театры.Для проведения шоу, различных концертов, можно, наверное, организовать центр, который занимался бы этим делом по всей стране комплексно. В театральном мире это ничего не даст. Я тоже наблюдаю за театрами и занимаюсь мониторингом театров по миру. Делаю анализы. Такого центра нигде нет в мире. Потому что у каждого театра свой бюджет.
У нас среди директоров есть свой неформальный клуб, где мы решаем свои проблемы. У каждого театра есть возможность гастролировать. Мы помогаем друг другу. У нас хорошее взаимодействие. Театр – такой мир, у него иная природа. Абсолютное актерско-театральное братство. У нас свои худсоветы. Поэтому я не вижу никакой актуальности и необходимости в таком центре для театров. В мире шоу-бизнеса и различных концертных организаций это необходимо: контроль, оказывать помощь с гастролями. В театральном мире гастроли планируются за год вперед и через худсоветы", - рассказал Асхат Маемиров.
Для объективности, мы задали эти же вопросы и представителю музыкальной общественности. Вот что думает Ернар Мынтаев, заслуженный деятель РК, художественный руководитель Государственного струнного квартета имени Г. Жубановой.
"Музыкантам гастроли нужны как воздух. Они делают колоссальную работу: программу готовят. Сыграть один раз дома на концерте, а потом отложить – жалко эту проделанную работу. А на гастролях это произведение он играет в разных городах и сценах, с разной аурой, разная публика. Это произведение может исполнено по-разному, но оно оттачивается. Музыкант растет. Поэтому для музыкантов очень необходимы такие выступления. Гастроли – это обычно частные спонсоры, личные контакты, в основном. Хотелось бы, чтобы государство уделяло больше внимания моему коллективу. Последние гастроли поддержали Министерство культуры и спорта, Казгосфилармония им. Жамбыла. Это было в Москве, в Малом зале консерватории им. П.И. Чайковского. Это одна из престижных сцен мира. Концерт, посвященный памяти выдающегося педагога-музыканта, народного артсита РСФСР, профессора В.А. Берлинского. Это была такая разовая акция Минкульта. В основном ездим за счет спонсоров. Поддерживал акимат столицы. Конечно, по-настоящему нужна поддержка гастрольной деятельности. Мы пробиваемся. Вечно в поисках спонсоров. На Западе, когда нас приглашают, часть затрат берут на себя", - говорит Ернар Мынтаев.
Мы также поинтересовались у Министерства о принципах «контроля над качеством концертной продукции, тиражируемой концертными организациями во время зарубежных гастролей», о чем ведомство заявило на презентации Центра. В том числе нас интересовало, будет ли данный контроль распространяться на частные концертные организации, государственные организации, если они отправляются на гастроли за счет небюджетных средств, а также на гастроли региональных коллективов.
Ответ Минкультуры и спорта был кратким: «Основная функция Центра – выработка рекомендаций для равномерного и эффективного охвата всех регионов концертно-гастрольной деятельностью и представления казахстанской уникальной музыкальной культуры в зарубежных странах. В этой связи деятельность Центра направлена на качественное формирование концертно-гастрольной деятельности казахстанских организаций без привязки к форме собственности организаций».
Возникает вопрос: какими правовыми рычагами намеревается воспользоваться государственный уполномоченный орган, регулируя тем самым деятельность частных организаций? И как в этом случае будут обстоять дела со свободой самовыражения, без чего настоящее творчество невозможно? Наиболее прагматичный и не противоречащий правовой логике ответ содержится в рассуждениях профессора Мухтара Утеуова, заслуженного деятеля РК:
"Контроль за качеством концертной продукции, тиражируемой казахстанскими концертными организациями, во время заграничных гастролей нужен, но только не субъективный. Хотя творчество – субстанция субъективная. В художественный совет Центра концертно-гастрольной деятельности государственных концертных организаций должны войти достойные деятели культуры из различных сфер, а решения приниматься должны путем тайного голосования. Можно и нужно привлекать международных экспертов, общественность, СМИ. Отодвинуть ведомство в сторону, оставив себе при этом субсидии, гранты и бюджетные ассигнования – странное и безосновательное требование, которое прозвучало со стороны некоторых моих коллег. Призыв «Долой государство из сферы культуры!» –утопический.Централизация гастрольной политики повлияет на свободу творчества и творческого самовыражения – вот чего, откровенно говорю, боятся деятели культуры. Творческая свобода у нас есть. К этому мы шли долгие годы. На свободу творчества сильно оказывает влияние рынок. В данном вопросе вполне возможна другая система, я думаю, она должна быть аналогичной государственно-частному партнерству в экономике – взаимодействие государства, творческого коллектива, бизнеса (вот в этом случае я имею в виду и спонсорскую помощь). Если коллективы самостоятельно нашли спонсоров, получили приглашение от заграничных продюсеров, то они могут отправляться на гастроли. В этом нет ничего плохого. Коллективы, театры, солисты должны развиваться; обмен опытом, общение необходимы. Времена, когда коллективы варились в собственном соку, прошли. Сейчас надо двигаться вперед, не стоять на месте, потому что мир сильно меняется.
Если мы серьезно поднимем вопрос государственно-частного партнерства в культуре, может тогда мы, наконец, определимся, чего мы от нашей культуры хотим и что готово ведомство ей дать. Ни в коем случае нельзя поднимать только вопрос контроля. От него мы уже подустали. Центр концертно-гастрольной деятельности государственных концертных организаций должен поддерживать гастроли всех коллективов, несмотря на форму собственности. Поддержка ведь не заключается только в денежных средствах, поддержка нужна на уровне продвижения, маркетинга, менеджмента. Мне кажется, что с этими функциями мог справиться международный отдел ведомства, и для этого не стоило бы создавать новую структуру. Это сугубо мое личное мнение", - говорит Мухтар Утеуов.
При Центре планируется создание художественного совета. Артистов волнует, по какому принципу он будет формироваться, как будут приниматься решения и будут ли они прозрачными? Как будет осуществляться принцип прозрачности? Войдут ли в худсовет представители общественности и СМИ? К сожалению, в письме
Министерства мы не увидели ответов на эти вопросы. Ведомство ограничилось общей информацией:
«В 2017 году регламентация деятельности художественных советов была закреплена на законодательном уровне путем введения в Закон «О культуре» новой статьи о художественных советах. Работа худсоветов дает свои плоды: в театрах улучшился репертуар, признано повышение качества кинопроектов, произведения литературы и искусства также подняли свой уровень. На постоянной основе выносятся на обсуждение и находят свое решение спорные вопросы отрасли. Между тем практика показала, что охватить многие проблемные вопросы всех отраслей в рамках республиканского худсовета фактически невозможно.
В этой связи проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам культуры» предполагает создание региональных художественных советов, в том числе по музыкально-концертной деятельности, основной задачей которых будет являться выработка предложений по координации деятельности региональных организаций культуры».
Между тем вопросы эти для деятелей культуры, выступающих за свободу творчества, очень актуальны. Это подчеркнул в беседе с ЛИТЕРом Мухтар Утеуов:
"Споры вокруг нужности художественных советов, контроля и насчет цензуры в среде творческой интеллигенции идут. Все обеспокоились тем, не возвращаемся ли к советской практике, когда при принятии фильма или спектакля что-то вырезали, что-то пропускали. Утверждали перед гастролями программу и сценарии концертов. Никакая общественность не имела права высказать свое мнение. Но сейчас немного другая ситуация, отсюда, мне кажется, происходят некоторые непонимания. Как говорил классик Виктор Гюго: «Свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого». Это и есть свободное общество, и к этому, видимо, надо привыкать.
Разумеется, ведомство должно контролировать допустимость тех или иных вещей в культуре и, кстати, рассматривать это в мировом контексте, но ни в коей мере не запрещать.
Свобода творческого выражения это – явление, и надо относиться к нему гораздо спокойнее и с пониманием. Без выражения творческого «я» не было бы Чайковского, Толстого, Жубанова, Ауэзова, Айманова да и Димаша, в том числе", – считает Мухтар Утеуов.
Дав высказаться обеим сторонам, мы снова пришли к выводу, что принцип президента Токаева о «слышащем государстве» актуален как никогда. Мы должны научиться слушать друг друга. Только так можно найти точки соприкосновения при решении спорных вопросов. Особенно если они касаются такой тонкой материи, как культура. Надеемся, что Министерство культуры и спорта услышало мнение творческой интеллигенции, и, возможно, примет его.