Гауһар ИСМАГУЛОВА: «Нет ничего сложного, если есть поддержка и любовь к делу»
Наша страна всегда была кузницей талантов. Множество выдающихся казахстанцев в спорте, музыке и искусстве представляют нашу культуру и прославляют ее по всему миру. Особенно культура и традиции отражены в народных танцах, передавая национальную идентичность. Об этом мы и поговорили с хореографом Гауһар ИСМАГУЛОВОЙ.
«Возможность проявить себя»
– Гауһар, наверняка первый интерес к танцам и Ваш творческий путь начинались в юности. Что именно привело Вас в этот мир?
– Добрый день! Мой творческий путь начался в детстве – во втором классе, когда мама привела меня в Детскую музыкальную школу № 1 в Астане в класс хореографии, где моим первым педагогом стала Тазабике Алиевна Салиева. Параллельно я изучала сольфеджио и класс домбры. К сожалению, музыкой прозанималась только два года, а в хореографическом классе отучилась семь лет и получила диплом. Я очень благодарна своему педагогу, за то что она выдвигала меня как солистку: еще будучи ребенком, у меня было очень много сольных номеров.
– Расскажите, пожалуйста, про Ваши студенческие годы.
– Когда при Казахском национальном университете искусств открылся факультет хореографии, я поступила в колледж на специальность «Артист ансамбля», бакалавриат окончила в Казахской национальной академии хореографии с квалификацией «Педагог-хореограф». А свою сценическую деятельность как артистка я продолжила в Государственном театре танца «НАЗ», где мой художественный руководитель Хадиша Ермекбаевна Ағымбаева давала мне возможность проявлять себя в сольных номерах как в спектаклях, так и в концертных выступлениях. И для того чтобы продолжить путь своих преподавателей, я хочу перейти в педагогику. На данный момент я являюсь магистрантом второго курса Казахской национальной академии хореографии.
– С какими трудностями Вам доводилось сталкиваться в начале пути?
– Знаете, сложности они всегда были, есть и будут, тем более в такой сложной профессии, как хореографическое искусство. Это, во-первых, физический труд. Победить себя и свою лень. Но мой талант и любовь к хореографии меня никогда не подводили. Ничего не сложно, если есть поддержка родителей, педагогов, которые меня обучали, и художественного руководителя.
«Создать общие воспоминания»
– Вы часто путешествуете по миру. Как воспринимаются наши национальные танцы зарубежной публикой?
– Да, я побывала во многих странах, и публика наш национальный казахский танец воспринимает с восхищением. Потому что наш костюм, наш танец и наши аксессуары – все это отдельный вид искусства. Манера исполнения, гибкий корпус, плавные руки, утонченные девушки и мужественные парни передают наш необыкновенный колорит.
– Расскажите об иностранных фестивалях.
– Иностранные фестивали действительно проходят очень интересно, как профессиональные, так и детские. В них участвуют множество стран. Международные фестивали – это не только возможность насладиться искусством и культурой, но и шанс для людей из разных стран обменяться опытом, узнать что-то новое и создать общие воспоминания.
– Гауһар, Вы также являетесь и педагогом. Что можете сказать о своих учениках?
– Да, на сегодня я являюсь педагогом в Центре мультиразвития «Onpai». Работаю с детьми от 4 до 13 лет. Мои ученики очень разные, но в любом случае я требую профессионализма. Мой профессор и педагог Айгуль Кенесовна Кульбекова всегда говорит: «Где бы ты ни работал и с кем бы ты не работал – никогда не теряй свой профессионализм», и эти слова у меня всегда на устах. Я очень требовательный педагог: от прически и единой формы до посещения занятий. Но, самое главное, я хочу прививать каждому ребенку любовь к хореографии, а особенно к казахскому танцу.
– Ваши ученики взяли гран-при и призовое место на Международном детском творческом фестивале «Шелковый путь тюркского мира», прошедшем в Стамбуле. Поделитесь своими впечатлениями.
– В Турции прошел масштабный конкурс-фестиваль с участием четырех стран, где наши ученики заняли два гран-при и еще места в сольных номерах. Это очень волнительно – представлять на сцене другой страны национальную хореографию. Я была горда своими постановками и тем, как выступили наши ученики. Где-то я даже всплакнула от чувства гордости.
«Любовь к казахскому танцу»
– Народные танцы всегда сопровождаются национальными костюмами. Как разрабатывается Ваш образ?
– Для ансамбля я ставлю танцы разных стилей – и казахские, и народные. Уже при постановке танца я представляю, каким должен быть костюм, какого он цвета, какие будут детали. Далее, в рабочем порядке, мы разрабатываем концепцию со швеей.
– Что, на Ваш взгляд, важно передать ученикам, чтобы они понимали всю глубину культуры и истории казахского танца?
– Чтобы ученики не просто научились танцевать, но и поняли глубину культуры и истории казахского танца, важно передать им несколько ключевых аспектов, которые связаны как с техникой исполнения, так и с культурным контекстом, в котором этот танец существует. Казахский танец – это не просто движения, это выражение целой культуры, ее истории, ценностей и мировоззрения. Каждое движение в казахском танце имеет свое значение, и мы должны понимать, что оно не случайное. Например, многие элементы имитируют движения животных, природы. Это также движения, взятые из быта, связанные с жизнью кочевого народа.
«Не теряй свой профессионализм»
– Есть ли у Вас кумиры среди известных хореографов или танцоров, на которых Вы ориентируетесь?
– Скажу кратко, мои кумиры – это мои преподаватели и профессора. Каждый внес свою лепту в становление меня как личности. Я благодарна каждому своему преподавателю, который меня обучал и видел во мне возможный потенциал.
– Наверняка, среди наших читателей найдутся и те, кто уже добился каких-то результатов, но все еще мечтает о мировой славе. Прошу Вас поделиться советом для молодых и начинающих танцоров.
– Работайте над собой, найдите своего педагога, который заметит ваш талант и дар, и направит вас, чтобы вы становились все лучше и лучше. И еще хочется сказать, что хореография нужна не только для красивой осанки и фигуры. Хореография – это не просто набор движений, а искусство, которое сочетает в себе творчество, технику и эмоциональную выразительность, воспитывает, дисциплинирует и при этом требует большого мастерства. В этом заключается ее привлекательность и важность.
– Что Вас вдохновляет?
– Если честно, очень сложный вопрос. Для меня очень важна музыка. Прослушав ее, я могу тут же вдохновиться и в уме начать ставить постановку. Вдохновение приходит по-разному: в разговоре с педагогами или творческими людьми, во время походов в театры или же зависит от моей наполненности энергией. Кроме того, я пропагандирую казахский танец и веду социальные платформы, такие как Instagram и TikTok, куда выкладываю обучающие уроки, короткие танцевальные учебные материалы, где также расписываю правильную терминологию. Хочется, чтобы каждый изучал это правильно – не только хореографы, но и вся наша молодежь. И меня очень вдохновляют комментарии подписчиков о том, что они научились танцевать благодаря моему контенту. Или же в далеких селах, где нет педагогов, учатся через мои соцсети.
– Какую бы одну мечту Вы хотели бы осуществить в своей карьере?
– Непростой вопрос, но пока ответ таков, что на данный момент это цели, которые я продумываю и которых должна достичь – как в качестве исполнителя, так и будущего педагога и постановщика. Но и еще одна мечта связана с будущим национальной хореографии – чтобы она была на мировом уровне. Благодарю за интервью!
– Благодарю вас, Гауһар! Было приятно с Вами побеседовать.
Мадимит ЧУЛЕМБАЕВ, Астана
Врезка: «Наш костюм, наш танец, наши аксессуары – все это отдельный вид искусства»