Мобильные операторы вновь повышают цены: куда уходят деньги казахстанцев

Платить будем больше за то же качество.

Жулдыз Жапарова

Сотовые операторы Казахстана решили встретить весну не только первыми цветами, но и традиционным повышением тарифов. С 1 марта, 21 апреля и далее по списку — каждый из крупнейших игроков телеком-рынка объявил о подорожании услуг связи. Причины называют разные, но суть одна: платить будем больше. Подробнее на Liter.kz.

Activ: “Понимаем, что неприятно, но...”

Абоненты тарифа “Топ М” от Activ с 21 апреля увидят новую цифру в своих платежах: вместо 3 690 тенге им придется платить 4 090 тенге за 30 дней. Компания объясняет рост цен увеличением затрат на оборудование и его обслуживание.

“Понимаем, что повышение абонплаты — не самая приятная новость. Расходы на технику и ее обслуживание растут, поэтому мы не можем удерживать стоимость услуг на прежнем уровне”, — говорится в сообщении оператора.

Altel: “Держим качество, но дороже”

Другой оператор, Altel, тоже объявил о пересмотре цен с апреля 2025 года. Причины все те же: инвестиции в сети, модернизация оборудования, растущие издержки. Впрочем, в пресс-релизе компания делает упор на то, что остается “самым быстрым оператором в Центральной Азии”. И даже приводит цифры: средняя скорость интернета в Казахстане по данным Speedtest Intelligence — 55,12 Мбит/с, в Алматы — 102,99 Мбит/с.

О чем не сказано — это насколько пользователи готовы платить за скорость?

Beeline: архивные тарифы и “Безлимитный 4G”

Beeline уже с 1 марта повысил цены на архивные тарифные планы “Интернет Дома”. Конкретные суммы в объявлении не указаны, но компания обещает продолжение акции “Безлимитный 4G” до 30 июня 2025 года. Это должно, видимо, подсластить пилюлю.

А еще в феврале оператор поднял цену на интернет с 4 990 до 5 990 тенге. Объяснение стандартное: инфляция, девальвация тенге, рост потребления данных. Заодно упомянули, что если не повышать тарифы, это приведет к “деградации качества, как в энергетике”.

Сомнительная аналогия, учитывая, что государство хотя бы частично контролирует энергетиков, а телеком-рынок давно предоставлен сам себе.

Tele2: мобильные игры и “Выгодный” тариф

С 24 февраля Tele2 обновил линейку тарифов “Выгодный”. К примеру, новый “Выгодный Pro” теперь предлагает 25 ГБ интернета и 150 минут за 5 790 тенге. Кроме того, подписка Mobile Games Club подорожала с 45 до 75 тенге в день.

Если складывать сумму за месяц, это плюс 900 тенге только за подписку на игровую услугу. Вопрос: кому это действительно нужно?

Kcell: "Дарим бонус, но платить будете больше"

Kcell решил действовать хитрее. 21 апреля цена на архивный тариф “Престиж S” вырастет с 3 990 до 4 490 тенге. Но чтобы пользователи не слишком возмущались, компания предложила “утешительный приз” — 3 ГБ бесплатного интернета. Этот бонус будет начисляться до сентября 2025 года, но только если пользователь остается на тарифе.

В целом — маркетинговый трюк, но попытка засчитана.

Если коротко: казахстанский рынок мобильной связи, а именно Kcell, Beeline и Tele2/Altel контролируют 100% мобильного сегмента. Конкуренции почти нет, регулирование слабое, а “монопольно высокие цены” запрещены только на бумаге.

В МЦРИАП ранее заявляли, что они не регулируют цены на услуги связи, и сослались на Закон "О связи". 

“Учитывая, что тарифы на услуги связи устанавливаются операторами связи самостоятельно, информацию по увеличению тарифов в министерство не направляют”, – заявили в ведомстве. 

Если верить министерству, то операторы связи не уведомляют их о росте тарифов. Проще говоря, операторы поднимают цены, потому что могут. Здесь стоит отметить, что государство пусть и не может диктовать условия, но может договориться. Как это было перед новым годом, когда условились о “заморозке цен”, но после новогодних праздников мобильные операторы, видимо подумали, что повышать цены можно. В январе 2025-го сразу два оператора (Beeline и Tele2) повысили цены на архивные тарифы на 1 000 тенге, Activ/Kcell добавили еще 300-400 тенге сверху.

Альтернатив у потребителей немного: оставаться на своих тарифах, искать семейные пакеты или минимизировать потребление мобильного интернета. Правда, в эпоху цифровизации последнее уже мало кому подходит.

Операторы продолжают повышать цены, объясняя это ростом затрат и инвестициями в сети. Государство формально “следит” за ситуацией, но не вмешивается. Потребители возмущаются, но выбора у них нет. И пока цены растут, остается только один вопрос: когда будет следующее повышение?

Новости партнеров