Молочные братья
Февраль для вайнахов Акмолинской области особенный. Каждый год 23 февраля в их дома стучится суровая память прошлого. И они еще острее ценят мир и покой в своих сердцах.
Аким Бирликского сельского округа Сандыктауского района Ансар Ибаев рассказывает о селе Красная поляна, в котором живут чеченцы. Если быть точнее, всего жителей 1 066, из них только трое немцев и одиннадцать русских. Аким делится, что миграция в селе нулевая, и каждый год население растет на 20-25 малышей. Молодежь отсюда не рвется в большие города, а слово старейшин непререкаемо. В 2006 году краснополянцы отказались от спиртного в магазине, и даже курение считается беспорядком. При этом жизнь в селе кипит, развивается бизнес, и предприниматели щедро делятся заработанным. Вот, к примеру, руководитель ТОО СХП «Первое мая» Магомед-Сали Абуев. На собственные средства он построил спортзал для молодежи в селе Красная Поляна, снабдил оборудованием, стоимость проекта – 22 млн тенге. В 2019 году при содействии Совета общественного согласия села принято решение о строительстве современной спортивной площадки, мини-центра в селе Абузинка и двухквартирного жилого дома для молодых специалистов. Спонсор проектов снова Абуев.
– Это наша ответная благодарность казахской земле, ставшей спасительницей для депортированных народов. Ассамблея народа Казахстана активно ведет работу по укреплению межэтнического согласия. Ингуши и чеченцы, объединенные в одно этнокультурное объединение «Вайнах», активно содействуют реализации государственной политики. Ежегодно в день депортации вайнахов, 23 февраля, мы проводим поминальные обеды в память о погибших во время ссылки, в своих молитвах просим мира и благополучия. В те далекие годы наши соотечественники выстояли, состоялись и сохранили свои национальные традиции только благодаря огромной поддержке и вниманию казахского народа. До сих пор из ближнего и дальнего зарубежья приезжают уроженцы села, чтобы поклониться своей малой родине, отдать дань уважения священной для нас, вайнахов, казахской земле, – говорит Ансар Ибаев.
В каждой семье в селе Красная Поляна – своя память. Мало осталось тех, кто стал участником страшных лет насильственного переселения с Кавказа в Казахстан. Ансар вспоминает историю бабушки, как она рассказывала о дедушке, пропавшем в застенках НКВД, а она с пятью детьми, где младшему – всего несколько месяцев, отправилась в холодную неизвестность. Два месяца жизни в теплушках, и она – в Костанайских степях. Бабушка вспоминала, как казахи приезжали к поездам на санях, закутывали в тулупы незнакомых им людей, и увозили в свои скромные жилища. Мазаная печь, кошма и теплый запах горячих баурсаков. Вкуснее нет. Все лучшее для гостей отдавали казахи.
Этот аромат хранит в душе каждый вайнах. В Чечне есть улица Атбасарская, и стоит памятник в виде спасительной юрты.
Чеченцы помнят, что от самых границ Астраханской области лежат в Казахстане останки их сыновей и дочерей, которых спешно хоронили по пути в ссылку.
– Разве это можно забыть? – спрашивает себя Ансар Ибаев. – Никогда! Нам дали здесь не только тепло и кров, мы выжили и сохранились благодаря простым казахам. Мы бережем свои традиции, наши дети учат чеченский, мы живем здесь, как одна семья. Я всегда говорю: я казахстанец!
Он рассказывает про Зою Юраеву. До своего ухода из долгой жизни бабушка каждую пенсию на несколько тысяч тенге покупала конфеты и раздавала детям. И каждый день несколько литров молока – по давней традиции. У этого поступка – своя история. Чтобы выжить в те страшные годы, Зоя, еще ребеноком, заходила в сараи казахов и пила молоко из-под коров. Тот вкус жизни она не забыла.
Свои семейные истории у директора филиала Академии государственного управления при Президенте РК по Акмолинской области Беллы Газдиевой. Первым удар репрессий принял в 1937 году ее дедушка. Его отправили в Казахстан, ему повезло, религиозного мусульманина сразу приветили казахи, помогли обжиться, у него появился даже свой скот, когда настала основная волна депортации в 1944 году. Приехала его ингушская семья, и они жили на лесной заимке в Зерендинском районе. Бабушка Беллы вспоминала, как поддерживали всех репрессированные немцы и коренные жители. Как вместе они ели картошку в молоке, и как она слово дала: вырасту, заживу хорошо, и картошки будет вдоволь. Так и случилось позднее.
Сама Белла работала в известном селе Родина в Целиноградском районе. Там тоже немало семей депортированных. Есть село Садовое, и по левую сторону от него неприметные бугорки земли за оградой. Оказывается, в те суровые годы случился тиф, и мертвых ссыльных-немцев, поляков, чеченцев сваливали в кучу и хоронили в общей могиле. Но в один из дней пришли казахи и сказали: нельзя мусульманам лежать так, в общей могиле. И похоронили всех по-мусульмански на отдельном кладбище…
– Для меня Казахстан – единственная Родина, потому что другой не знаю, здесь родилась, выучилась, состоялась. Меня никто не упрекал в моей национальности. Каждому дано право жить и творить, как хочешь. Главное – желание. Я мечтала о «Болашаке», сбылось, защитилась как ученый. Работала с людьми и сейчас работаю для людей на новой работе. Я горжусь тем, что живу здесь и никуда не собираюсь, потому что – это моя земля, земля моих родных. У меня друзья – казахи, друзья моих детей – казахи. Сейчас, когда поднимается вопрос о конфликтности, говорю: это от безделья, незанятости. Дома надо прививать базовые принципы, уважать землю, на которой живешь. Много я ездила по миру и могу сказать уверенно: как у нас редко, где живут. В мире. Это так важно. Он такой хрупкий. Надо ценить его и уметь защищать.
– Для нас понятие Туған жер – не просто красивые слова, или одно из направлений программы «Рухани жаңғыру», это родные и любимые села, земля, на которой живем, растим вместе со всеми детей, сеем хлеб и пасем скот. Хотим сделать наш край богаче, на этой земле жить нашим потомкам. А сохранить, приумножить созданное за эти годы, можно только вместе, живя в согласии и мире, – сказал Ансар Ибаев.
И напоследок – еще одно мгновение реальной жизни. Им поделился житель Кокшетау Герихан Яндиев.
"Мама рассказывала, что когда родила меня много лет назад, кормила в роддоме мальчика-казаха. Пути-дороги разошлись, и имени друг друга они не знали. Но несколько лет назад возле нашего дома поселилась новая семья. Сидит как-то их бабушка возле дома и все смотрит на мою маму. Потом подходит к бабушке и спрашивает: у тебя есть сын? А ты помнишь, как 60 лет назад ты спасла своим молоком моего сына, которому не хватало молока"
Теперь молочные братья дружат.
Сауле КУСАИНОВА, Кокшетау