Может ли закон управлять искусственным интеллектом в Казахстане? Мнения экспертов
Разбирались, нужен ли Казахстану закон о регулировании ИИ.
В 2024 году Казахстан официально утвердил Концепцию развития искусственного интеллекта (ИИ) до 2029 года и создал Комитет ИИ при Министерстве цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК. Сейчас идет обсуждение нового законопроекта, который определит принципы работы с ИИ, обеспечивая защиту личных данных граждан и правовую поддержку внедрения технологий. Эксперты считают, что законодательное регулирование ИИ не только своевременно, но и необходимо для устойчивого развития индустрии. Каковы ключевые проблемы и возможные решения в этом процессе? Какие рекомендации дают специалисты, читайте на Liter.kz.
ИИ в Казахстане — это требование времени
Создание правовой базы для ИИ в Казахстане — это требование времени. По словам Алишера Даржановича Кадырбекова, магистра юридических наук и преподавателя в Maqsut Narikbayev University, законопроект — это шаг в правильном направлении, поскольку мировые лидеры, такие как США, Китай и страны ЕС, уже разработали собственные нормативные документы по регулированию ИИ.
“Эта инициатива полностью соответствует мировой тенденции и является ответом на вызовы времени, когда каждая страна стремится успеть за технологическим прогрессом, — сказал Кадырбеков, напоминая, что аналогичное законодательство уже было принято для технологий блокчейн. – В Казахстане также принят важный документ — Постановление Правительства № 592 от 24 июля 2024 года, утверждающий Концепцию развития ИИ до 2029 года”.
Эту позицию поддерживает и Георгий Орешкин, эксперт Ассоциации по развитию ИИ в Казахстане.
“Ассоциация по развитию искусственного интеллекта в Казахстане считает, что инициатива по созданию законопроекта, регулирующего использование ИИ, своевременна и крайне необходима. В условиях, когда технологии стремительно развиваются, важно обеспечить правовую защиту интересов граждан и государства. Создание четких регуляций поможет минимизировать риски злоупотреблений и повысить доверие общества к ИИ. Более того, это даст бизнесу и научным организациям определенные рамки для ответственного использования и разработки ИИ, способствуя устойчивому развитию индустрии, — сказал Орешкин.
Потенциальные проблемы и сложности регулирования
Регулирование ИИ несет множество вызовов. Одной из основных проблем является баланс интересов. Кадырбеков объясняет, что вопросы государственной безопасности и защиты персональных данных должны находиться на первом месте, однако, с другой стороны, существует необходимость учитывать интересы частных компаний, разрабатывающих ИИ.
“Опять же, как показывает мировая практика, главным препятствующим фактором может выступать конфликт интересов. С одной стороны, стоит вопрос государственной безопасности, в интересах которой защитить персональный данные, что гарантируется Конституцией РК в части неприкосновенности частной жизни и законных прав и интересов граждан. А вот уже с другой стороны – частные интересы IT-гигантов, которые в погоне за новыми открытиями в области ИИ могут быть против законодательного регулирования своей деятельности, что, по их мнению, может тормозить начатые проекты. Однако для Казахстана данный вопрос не столь существенен, поскольку в нашей стране нет такого влияния IT-компаний, как это есть, например, в США”, — отметил он.
Кадырбеков также обратил внимание на проблему авторских прав: “Как мы будем относиться к продуктам, сгенерированным ИИ? Кто является их автором? Эти вопросы требуют тщательного анализа”.
“Второй вопрос касается авторского права, то есть как мы будем относиться к продуктам сгенерированным ИИ – кто их автор? Где здесь субъект, а где объект права? Третий вопрос больше технического характера, нежели юридического, он касается способов защиты персональных данных, ведь в большинстве своем главный повод беспокойства граждан это сохранность их персональных данным и защита от инцидентов с их утечкой”, — считает Кадырбеков.
По его мнению, важно включить в процесс разработки закона гибкие механизмы для своевременного пересмотра и корректировки норм.
Универсальные принципы или дифференцированный подход?
Один из ключевых вопросов — необходимо ли создавать универсальные правила для всех видов ИИ или же требуется индивидуальный подход для различных технологий. Как отмечает Кадырбеков, основные принципы регулирования могут быть общими для всех типов ИИ.
“ИИ — это инструмент для обработки больших объемов данных, и общая природа этой технологии позволяет применять универсальные принципы регулирования”, — сказал он.
Эти принципы, утвержденные в Постановлении № 592, включают такие понятия, как строгое соблюдение этических требований, безопасность, конфиденциальность и экономическая целесообразность.
Однако Георгий Орешкин считает, что в случае с ИИ может потребоваться более гибкий подход.
“Разные ИИ-системы сталкиваются с уникальными этическими и правовыми вызовами. Мы рекомендуем дифференцированный подход к регулированию, чтобы учитывать особенности каждого сектора”, — отметил он.
Адаптация текущих норм к развитию технологий
Законодательство часто не успевает за темпами развития ИИ. Это может стать вызовом для казахстанских законодателей, полагает Орешкин. Он предлагает пересматривать правовые нормы через определенные промежутки времени, чтобы устранить несоответствия и поддерживать актуальность.
Кадырбеков, однако, уверен, что возможность адаптации существует.
“Законы проходят апробацию и могут быть изменены при выявлении пробелов. Нормативные акты можно корректировать в зависимости от требований населения и экспертов”, — сказал он, добавив, что гибкость — это основа успешного законодательного регулирования в условиях быстрой технологической эволюции.
Рекомендации для казахстанских властей
Оба эксперта сходятся во мнении, что разработка закона должна учитывать как международный опыт, так и внутренние особенности Казахстана. Кадырбеков считает, что законопроект должен быть тщательно проработан с участием специалистов по кибербезопасности, защите персональных данных и прав человека.
“Законопроект должен охватывать морально-этическую сторону защиты прав граждан. Спешка в этом вопросе неуместна”, — отметил он.
Эксперт Ассоциации по развитию ИИ в Казахстане также поделился своими рекомендациями для властей.
“Необходимо создать гибкую нормативную базу, которая будет адаптироваться к изменениям в ИИ. Важно привлечь экспертов и представителей гражданского общества к процессу разработки законов. Также следует учитывать международный опыт, чтобы перенять лучшие практики”, — сказал Орешкин.
Он добавил, что государству необходимо инвестировать в просвещение населения и государственных служащих, чтобы облегчить внедрение ИИ.
Сбалансированное регулирование ИИ позволит Казахстану не только защитить интересы граждан, но и создать благоприятные условия для развития ИИ-индустрии. Гибкость законодательства, привлечение экспертов и адаптация международного опыта — это три ключевых элемента, которые, по мнению экспертов, помогут Казахстану стать одним из лидеров в области ответственного использования ИИ.