"Мы отстояли сельскую школу": история одной династии казахстанских учителей

Глава династии учителей высказался о статусе педагога и школах с казахским языком обучения. 

Редакция Liter.kz

Гордостью любой отрасли поистине считаются представители трудовой династии. В Казахстане немало семей, которые посвятили себя одной профессии, следуя по стопам предков. Житель столицы Кажымурат Насиулы не раз награждался в конкурсах, посвященных трудовым династиям. О том, как семья Насиулы спасла сельскую школу, историей своей жизни и профессионального пути он поделился с редакцией Liter.kz.

Кажымурат Насиулы пенсионер, который всю жизнь посвятил педагогике. Из членов его семьи можно открыть целую школу — ведь там есть весь набор учителей — истории, физики, русского языка и литературы, математики, трудового обучения, английского языка.

Мой дедушка был муллой. Мы с супругой педагоги. Два моих брата и их жены, сестра и ее супруг — учителя. Дочь и сын — учителя. Еще один сын тоже работал учителем, потом ушел в Министерство образования на госслужбу, его супруга — учитель английского языка. Дяди и тети мои тоже учителями и директорами школ много лет проработали, — рассказывает Кажымурат Насиулы.

Сам он окончил педучилище в 1965 году, поработал учителем в родном ауле Бостандык, ушел в армию, а потом поступил в Северо-Казахстанский педагогический институт им. Ушинского на исторический факультет. Там познакомился с супругой, которая тоже стала учителем. Поженились они на четвертом курсе.

Фото из архива Кажымурата Насиулы

Мы оба окончили отделение "История и педагогика". Получили профессию учителя истории и обществоведения, методист пионерской комсомольской работы в то время. Нам дали свободный диплом. Но мы хотели вернуться в родной аул, чтобы поднять культуру, образование там. Раньше такого направления не давали в свои аулы, сельские районы. Сейчас молодежь направляют, дают специальные льготы, подъемные. Мы вернулись в родной аул. И в 1974 году с 1 сентября я начал работать учителем истории, супруга тоже. Через два месяца меня назначили замдериктора по учебной части. Уже через год я стал директором. Это была единственная казахская школа в районе, — вспоминает Кажымурат Насиевич.

Материальная база национальной школы в советское время была очень слабой. Казахским школам власти особого внимания не уделяли.

Нашу школу вовсе хотели закрыть и объединить с центральной типовой школой. И мы организовали не митинг, но такое общественное мнение села, писали в газеты. Почему в казахском ауле казахскую школу закрывают? Почему мы не хотим создать материальную базу для этой школы? Поднимали и вопросы национального характера. Мы отстояли школу, — рассказывает Кажымурат Насиулы.

В родной школе он проработал директором 28 лет.

Фото из архива Кажымурата Насиулы

В 1991 году нам построили типовую школу на сто мест. Я сам проектировал ее. Воспитал ученика-преемника. Позже эта школа вошла в число лучших ста школ. Потом переехал в Петропавловск, оставил должность своему ученику. И поучаствовал в конкурсе управления внутренней политики города. Стал первым начальником отдела внутренней политики Петропавловска. Потом переехал в Астану, так как дети тут. Ухаживать за внуками нужно было. Перевелся в департамент образования. Контролировал работу военруков всех школ, вопросы питания школьников в Астане, пожарного состояния школ, подготовку к новому учебному году. В 2010 году вышел на пенсию, — делится воспоминаниями педагог.

Но и после пенсии Кажымурат Насиулы продолжил работать уже учителем начальной военной подготовки. Позже, все-таки уйдя на заслуженны отдых, наш собеседник не стал сидеть без дела, а занялся общественной работой.

Участвовал в референдуме. Наблюдателем был. Участвовал в президентских выборах, доверенным лицом Токаева был, получил от президента "Алғыс хат", — с гордостью говорит Кажымурат Насиулы.

Фото из архива Кажымурата Насиулы

Вспоминая свой трудовой путь, он объясняет, почему стал учителем и почему вся семья выбрала эту профессию.

В то время почетно было стать учителем. Особенно в деревне, казахском ауле. Учитель — самая священная профессия. Основу всех будущих специалистов закладывают учителя. И на выбор детей я повлиял, потому что после получения независимости нужно было продвигать государственный язык, готовить учителей казахского языка и литературы. Дочь хотела в мединститут поступить, я сказал поступать на учителя. Младший сын хотел в таможню пойти. Я ему сказал: "Давай по стопам, учитель – это священная профессия". В любой момент у него работа будет. Мы в свое время подняли культуру села. Третье поколение моих учеников работает в Бостандыкской школе, — рассказывает Кажымурат Насиевич.

Говоря о работе учителей сегодня, он считает, что в возвышении статуса педагога еще есть куда стремиться. Да, закон принят, но в этом направлении еще предстоит большая работа.

Сейчас учитель проработал 40 лет, уходит — у него ни одного значка нет. Не знаю, почему так. У военных свои ведомственные есть награды. Это ведь стимулирует. А то я вижу учителей, которые иногда жалуются. Хоть и статус учителя подняли, но ведь и контроль усилили, — считает он.

Фото из архива Кажымурата Насиулы

Кроме того, по его мнению, в Казахстане нужно развивать народную педагогику в школах, национальный колорит и идеологию.

Наши дети не знают историю. Даже мы не знаем, хоть и окончили исторический факультет. У нас в университете лишь два месяца был скачок по истории Казахстана. Также воспитательный аспект отстает в школах. Особенно, что касается нашего государственного языка. Нужно поднимать его статус, говорить на нем как можно больше, — отмечает педагог.

Впереди у Кажымурата Насиевича большое дело — он вовлечен в предстоящие выборы, является доверенным лицом одного из кандидатов в маслихат Астаны.

Дина Алиева

Новости партнеров