На более 17,5 млрд тенге обокрали казахстанцев интернет-мошенники
Количество таких преступлений выросло в 10 раз.
За последние семь лет число случаев интернет-мошенничества в Казахстане выросло в 10 раз – с двух до 20 тысяч преступлений. Об итогах работы по пресечению и раскрытию подобных правонарушений за год рассказали в МВД, передает Liter.kz.
В 2023 году интернет-мошенники причинили казахстанцам ущерб на сумму более 17,5 млрд тенге.
Самый распространенный способ обмана – получение оплаты или предоплаты при реализации несуществующих товаров или услуги по интернет-объявлениям, после идут звонки от имени сотрудников банков, далее – оформление онлайн-займов.
Ситуация, связанная с ростом киберпреступности и появлением ее новых видов, складывается не только в Казахстане и государствах – участниках СНГ, но и во всем мире. Сложность раскрытия таких преступлений в первую очередь связана с их трансграничностью. Как вам известно, в интернете границы отсутствуют. Криминалитет умышленно использует различные анонимные сервисы, в том числе расположенные в зарубежных странах, – сообщил начальник центра по борьбе с киберпреступностью департамента криминальной полиции МВД РК Жандос Суюнбай.
В этом году к уголовной ответственности привлекли 828 лиц, совершивших более трех тысяч интернет-мошенничеств. Так, в сентябре в Усть-Каменогорске задержаны трое жителей города, совершивших более 50 подобных преступлений. У них изъяли мобильные телефоны, ноутбуки, с помощью которых они находили жертв. Общий причиненный ущерб составил почти 80 млн тенге.
В декабре в столице полицейские выявили четыре мошеннических call-центра. В ходе обысковых мероприятий cтражи порядка изъяли более 170 ноутбуков с гарнитурой и сетевое оборудование.
Совместно с заинтересованными госорганами и операторами связи продолжается работа по блокировке звонков с подменных номеров. На протяжении года заблокировано свыше 43 млн звонков.
Кроме того, с 15 ноября запущена антифрод-система определения и блокирования международных звонков на стационарные городские телефоны жителей Казахстана. С момента ее запуска заблокировано свыше 278 тысяч звонков.
Также ужесточены процедуры получения займов, в том числе посредством SMS-подтверждения и биометрии.