На крыльях прогресса
Авиакомпания Air Astana провела самую тяжелую форму технического обслуживания (ТО) воздушных судов – 12-летний С-check на самолете Airbus A321. Такое событие произошло в Казахстане впервые.
Самолет – сложное техническое устройство, для безопасной эксплуатации и функционирования которого требуется совершение большого количества операционных работ. Поэтому с определенным интервалом проводятся “чеки” – обслуживание воздушных судов.
“Важно понимать, что ТО проводится не потому, что самолет сломан. Завод-изготовитель рекомендует к этому сроку заменить запасную часть или расходный материал. Это как замена масла, свечей или фильтров в автомобиле – аналогичный процесс. Это не те запчасти, которые сломались, а расходные материалы, такие как фильтры, которые требуется обновить. Завод-изготовитель дает рекомендации. Мы следим за безопасностью полетов и не экономим на этом, а вкладываем средства, чтобы самолеты летали безопасно и без проблем для наших пассажиров”, – рассказал менеджер по поддержке техобслуживания Air Astana Темирлан Багашар.
Для выполнения этой проверки необходимо вывести самолет из эксплуатации на определенный период, обычно около 40–50 дней. Также требуется достаточно много места, поэтому проверка проводится в большом ангаре. Сроки выполнения зависят от множества факторов, включая тип самолета.
12-летний C-check является максимальным видом технического обслуживания для самолетов типа Airbus 320/A321. Он выполняется только в календарный срок, не обращая внимания на количество совершенных посадок или наработку планеров.
“Данный C-check, можно сказать, впервые проводится в Казахстане. До этого не было специалистов и нужного опыта. Раньше самолет проходил данное ТО в других странах, сейчас же мы делаем это самостоятельно и силами наших профессионалов”, – комментирует ведущий инженер Air Astana Александр Сабад.
Прежде были подобные формы работ, но не в таком большом объеме. В общей сложности компания Air Astana провела 32 C-check-а в своих технических центрах.
Первый С1-check был проведен Air Astana в 2019 году, в 2022 году компания выполнила С2-check. Первый самостоятельный 6-летний C-check завершен в 2023 году. В том же году Air Astana получила одобрение от Европейского агентства авиационной безопасности (EASA) на проведение 12-летних C-Check на самолетах Airbus A320/A321.
Airbus A321, первым прошедший 12-летний C-check, находится в эксплуатации компании с 2012 года. Компания планирует выполнить еще один 12-летний C-check до конца текущего года.
“Центр планирования технического обслуживания и его организации называется control room. В нем находится стенд, где сегментарно расположены зоны самолета и рабочие карты нарядов по этим зонам. Всего карт нарядов свыше 850, их все необходимо выполнить в рамках нашего 12-летнего ТО”, – рассказывает Александр Сабад.
В ходе 12-летнего C-check проводятся углубленные проверки и тестирование всех частей самолета. Воздушное судно разбирается, проводится полная инспекция структуры самолета и компонентов, в том числе проверка внутри топливных баков. Некоторые проверки выполняются с помощью методов неразрушающего контроля для обнаружения дефектов, скрытых повреждений, трещин и других аномалий.
Основные компоненты, например, такие как двигатели, снимаются для проверки их креплений и структуры. Для подтверждения корректности выполненной работы действует система, когда два ответственных лица, независимо друг от друга, по очереди, удостоверяются в том, что все сделано правильно.
После завершения всех работ выполняется проверочный технический полет для тестирования правильного функционирования всех систем: начиная с системы управления полетом и заканчивая системой развлечений на борту. Только после этого самолет возвращается к обслуживанию пассажиров.
“В процессе приобретения опыта мы выявляем наиболее подверженные дефектам места и стараемся начать обслуживание с этих зон, чтобы предотвратить задержку выпуска самолета”, – говорит Александр Сабад.
Ежедневно на самолете задействуют 40 специалистов. Среди них – инженер по планеру и двигателю, инженер по радиоэлектронному оборудованию и навигационным системам, инженер по структурным ремонтам, инженер по методам неразрушающего контроля. Также не стоит забывать про специалистов инженерного технического обеспечения и технического сервиса. Они являются звеном коммуникации с заводом производителя, чтобы при необходимости связаться и получить корректные рекомендации.
“Мы постоянно общаемся с производителем. Существуют ситуации, не описанные в методичке, и никто кроме них не сможет помочь, поэтому очень важно все фиксировать и вовремя реагировать”, – делится Александр Сабад.
Директор Технического центра в Астане и отдела технического обслуживания C-Check Роберт Дандо отмечает, что успешное завершение первого тяжелого технического обслуживания по форме 12-летнего C-check на Airbus A321 подтверждает высокий и растущий потенциал инженерных ресурсов и персонала Air Astana.
Сравнивая с мировыми показателями, сегодня Air Astana занимает лидирующие позиции по возрасту. По этой причине компания и осваивает “чеки”. Это также стимулирует создание рабочих мест, повышение квалификации специалистов, которые останутся внутри Казахстана.
Ян Савицкий