Новости Казахстана Новости мира Интервью Life style Спорт Культура Регионы Amanat
$ 522.49  547.88  5.06

На вершине Тик Тока

10.04.2023, 14:16
На вершине Тик Тока

Похоже, найден рабочий способ стать знаменитым и богатым, не дожидаясь совершеннолетия. И речь не о подпольном бизнесе, а о съемках коротеньких видео продолжительностью пару десятков секунд. За это время автору нужно успеть удивить мир или просто заставить зрителя улыбаться и петь. Такова суть Тик Тока. Эта социальная сеть, как никакая другая, породила тонны гнева и недовольства с одной стороны и восторженные отзывы с другой. Казахстанские тиктокеры отлично справились с последней задачей и уверенно штурмуют самую противоречивую социальную сеть.

Под шквалом критики

Tик Toк – это не просто соцсеть для подростков, а круглосуточное место работы для новоиспеченных блогеров. Многие не воспринимают ее всерьез, но факты говорят сами за себя и заставляют считаться с этой молодой платформой. За последние годы Тик Ток был самым скачиваемым приложением в AppStore и Google Play. Все больше крупных брендов обращают внимание на эту платформу. Netflix, Fashion Nova, McDonald's были среди первых, кто поверил в возможности Tик Toка, и сейчас у их официальных аккаунтов миллионы подписчиков.

Основное ядро платформы составляют молодые люди в возрасте от 13 до 17 лет, а основная аудитория Tик Toка в Казахстане – это девушки от 13 до 24 лет. Большинство людей не воспринимают платформу всерьез, скептически относятся к блогерам, которые «зарабатывают кривлянием на камеру». На тиктокеров традиционно обрушивается шквал негативной критики за “глупое и несерьезное” занятие. Ведь большинство пользователей Tик Toка снимают видео под звуки, которые находятся в тренде, не придумывая свой оригинальный контент. Однако некоторые известные Tик Toк-блогеры затмевают по популярности общепризнанных звезд эстрады и кинематографа. А подрастающее поколение интересуется, подражает и фанатеет по Tик Toк-звездам по ту сторону экрана.

Несмотря на весь хейт, в прошлом году в Алматы прошел самый крупный в мире Tик Toк-фестиваль. Туда съехались популярнейшие российские звезды этой соцсети. В том числе Даня Милохин, Аня Pokrov и Артур Бабич. Так что казахстанский Тик Ток стал большой силой, и есть смысл разобрать его содержимое.

Самые-самые

Казахстанские подростки быстро поняли весь потенциал платформы и ворвались в Тик Ток, расталкивая всех топовых зарубежных блогеров. Достаточно сказать, что самый популярный тиктокер Казахстана – Алина Ким (больше известная под ником «Хомяк») – самая популярная девушка-тиктокер на просторах бывшего СССР. Ее аудитория насчитывает 49,2 млн подписчиков. Общее количество лайков на ее странице перевалило за миллиард. За игривым ником скрывается девушка Алина. Контент ее аккаунта состоит из традиционных для Tик Toка танцев, взаимодействий с вопросами на экране и «липсининга» (пение губами). Девушка из Алматы с миловидными ушами и розовым носиком обошла по количеству подписчиков даже известную российскую телеведущую Ольгу Бузову. А в 2021 году она приняла участие в одном из выпусков юмористического шоу Comedy Club. На улицах Алматы ее частенько узнают и просят сделать совместное селфи. Ее влияние на юную аудиторию не осталось без внимания чиновников. Она встретилась в онлайн-формате с акимом Алматы, которым на тот момент был Бакытжан Сагинтаев. Стороны обсудили вопрос о том, каким образом городские власти могут содействовать “самореализации талантливой молодежи”.

Другой популярный аккаунт Kagiris Twins ведут сестры-близняшки Томирис и Наргиз (18,4 млн подписчиков). Основной контент состоит из смешных зарисовок и танцев. Также девочки ведут Инстаграм-блог и Ютуб-канал.

Еще одна рекордсменка по количеству лайков (1,3 млрд) – Дарья Перова из Алматы. На ее аккаунт i_am_ doshik подписаны 21,8 млн пользователей. Как и Алина, Даша в основном снимает юмористические зарисовки из жизни, липсининг и танцы. Также Дарья Перова – одна из самых популярных тиктокеров не только в Казахстане, но и во всем СНГ. Сейчас девушка работает над разнообразием своего контента. Добавились бьюти-ролики, социальные, развлекательные и разговорные видео. Наиболее популярным форматом ее страницы являются обзоры косметики. Девушка тестирует на себе различные тканевые маски, помаду и многое другое. Формат подачи отличается от обычных бьюти-обзоров – Дарья дополняет видео юмористическими рассказами, и обычная реклама превращается в запоминающийся контент.

Разбавляет танцы и пляски в казахстанском Тик Токе Сергей Цырульников (3,8 млн подписчиков). Он – основатель первой школы силовых упражнений «Изометри» . Основной контент – это силовые трюки. А вот Абдикадыр из Жамбылской области прославился еще более необычным способом. На его аккаунте Avdi Senpal (203,5 тыс подписчиков) можно узнать о буднях чабана. Он стал популярным благодаря тому, что искренне рассказывал подписчикам о тяготах этой работы. Сейчас снять совместный ролик с Абдикадыром хотят все казахстанские тиктокеры. Интересна судьба аккаунта Simbachka (8,4 млн подписчиков), который ведет парень по имени Артем. Его ролики посвящены кошкам и юмористическим видео. Раньше основным персонажем канала была кошка Симбочка, которую позже сбила машина. Артем завел новую кошку, но очень часто вспоминает Симбочку и посвящает ей видео.

Не только танцы

Как и другие соцсети, TикToк тоже эволюционирует. Информативные ролики с недавних пор стали вытеснять развлекательный контент. В свою очередь контент разделился на различные профессиональные сферы. Теперь в Тик Токе в тренде не только танцы. За прошлый год в числе самых популярных оказались видео необычного портрета Абая из слов от алматинской художницы Асель Сабыржанкызы и спортивного трюка на фоне видов Астаны от Элены Золотухиной. Кроме того, одним из самых просматриваемых стало видео молодых домбристов, которые исполняют знаменитый кюй “Адай”.

Видеограф и фотограф Арман Томато (162,4 тыс. подписчиков) нашел в Тик Ток свою аудиторию. Арман начал заниматься ведением аккаунта в ноябре 2020 года по рекомендации сестры. Тематика контента – фото, видеосъемка и монтаж. Аудиторию привлекает качество его роликов. Как говорит сам Арман, камера, на которую он снимает, стоит две тысячи долларов, а качество картинки больше всего зависит от объектива.

Как и любая соцсеть, Тик Ток манит к себе путешественников. Асет и Мухаббат Мурзабаевы (689,7 тыс. подписчиков) делают обзоры городов Казахстана и их инфраструктуры. Они включают в себя достопримечательности, заведения, плюсы и минусы городов. Асет и Мухаббат придерживаются live-контента. Живые и искренние видео привлекают аудиторию и собирают тысячи просмотров. Супруги также ведут общие аккаунты в Инстаграм и Ютуб, где рассказывают о жизни и заработке в США и ОАЭ. А вот Карина Юнусова (406,1 тыс. подписчиков) наработала свою аудиторию во время карантина после увольнения с работы. Сначала основой контента были обзоры доставки еды на дом. С отменой карантинных мер контент расширился, к нему добавились салоны красоты, рестораны, фитнес и другие услуги. Она также создала свой авторский курс по ведению и продвижению аккаунта в Tик Toке. Как говорит Карина, социальная сеть круто изменила ее жизнь, и скромная заработная плата в найме сменилась достаточным доходом. Ее узнают на улице, PR менеджеры проявляют к ней интерес, и аудитория ждет честных обзоров.

Весьма необычный контент для Казахстана делает Мутали Москеу (15, 9 тыс. подписчиков) – тиктокер, поддерживающий феминизм и ЛГБТ-коммьюнити в Казахстане. Он выступает за развитие толерантного общества. Его ролики – это совокупность развлекательного и назидательного контента, направленного на раскрытие темы. На данный момент Tик Ток является для Мутали хобби, которое он совмещает с фрилансом в области digital-коммуникаций. Также он является диджеем и выпустил дебютный мини-альбом Skin Everywhere. Однако в дальнейшем, по словам тиктокера, эта социальная сеть станет для него полноценной работой.

Еще один фрилансер Нуриля Кусайын (13 тыс. подписчиков) позиционирует себя в Tик Toке как графический дизайнер. В своих видео девушка рассказывает про различные кейсы на тему фриланса и делится полезными материалами для начинающих дизайнеров. Благодаря своей страничке девушка продвигает личный бренд и показывает аудитории процесс создания дизайна. В ее портфолио более 200 проектов по созданию логотипов на платформе Fiverr. Как рассказывает сама Нуриля, стимулом делиться полученными знаниями и обучать аудиторию через Tик Ток стали ее учеба в Италии и международный опыт. Цель ее аккаунта – транслировать креативный контент, который запомнится и будет полезен казахстанскому зрителю.

Дом, милый дом

С приходом популярности Тик Тока во многих странах мира появились так называемые Тик Ток-дома. Это дом в буквальном смысле слова, где группа видеоблогеров проживает под одной крышей и снимает короткие развлекательные видеоролики для совместного аккаунта в TикToке. Этакая команда мечты. Количество подписчиков у совместного аккаунта участников дома растет за счет обмена аудиторией всех влогеров.

Самый популярный Тик-Ток-хаус в Казахстане – Yolo house (27,3 млн подписчиков). Эта команда уже собрала больше миллиарда лайков. Посты публикуются несколько раз в день, в основном контент состоит из танцев и шуточных видео. Группа из нескольких подростков стала самой популярной в мире командой тиктокеров. Им удалось привлечь самую большую в мире аудиторию среди Tик Ток-домов. Даже больше, чем у первого в мире тиктокерского дома – американского «The Hype House», который был сформирован в декабре 2019 года в Лос-Анджелесе.

Контент YOLO HOUSE – забавные танцы, включая простые постановочные движения, которые смогут повторить обычные подростки. Ролик, в котором трое лежащих на траве подростков синхронно двигают ногами в такт мелодии, за несколько дней собрал 3 миллиона просмотров. В целом для роликов характерно отсутствие текста, а если он и есть, то в основном на английском и русском языках, чтобы привлечь зрителей из самых отдаленных уголков планеты.

Название проекта отражает его концепцию: Yolo – это аббревиатура от You Only Live Once (“Ты живешь только раз”). Каждый день участники размещают несколько роликов продолжительностью около 10–15 секунд каждый. Такой темп необходимо поддерживать, чтобы оставаться в ленте рекомендаций Tик Тока.

Так называемый офис Yolo представляет собой трехкомнатную квартиру на девятом этаже расположенного в Алматы жилого здания. Каждое утро участники проекта проводят мозговой штурм, набрасывая на доске свежие идеи. Живущие вместе в квартире подростки частенько экспериментируют со своей внешностью: парни красят волосы в разные цвета, а девушки наносят яркий макияж.

Еще один Тик Ток-хаус из Казахстана BIP house также добился мирового признания. Он победил по итогам премии российской версии канала Nickelodeon в номинации “Любимый дом блогеров российских зрителей”. При этом казахстанцы обошли самых знаменитых конкурентов из зарубежья. За победу BIP house боролся с российскими “гигантами” – Тик Ток домами Dream team house во главе с Даней Милохиным, Super house во главе с Давой, XO Team (продюсер – видеоблогер Герман Черных). Казахстанские ребята снимают ролики в Тик Токе, где весело проводят время. BIP-house появился летом прошлого года, над проектом работают продюсер и девять участников. У канала 26,4 млн подписчиков.

“Вы просто мне завидуете!”

Естественно, что образы и творчество обитателей Тик Ток-домов  вызывают как положительные эмоции, так и неприятие. Как и у всех публичных фигур в интернете, у них есть свои недоброжелатели или хейтеры. “Почему они набирают столько просмотров?”, “Вы думаете, это забавно?”, “Удалите аккаунт!”, – это, пожалуй, самые мягкие из негативных комментариев пользователей.

Они злятся, когда тратят много времени на создание хорошего, но непопулярного контента, и думают, что нам достаточно улыбнуться в камеру, чтобы собрать миллионы просмотров, – говорит инициатор создания YOLO HOUSE, продюсер Азат Халимов. – Но никто не видит за этим нашей тяжелой работы – мы снимали по 140 роликов в месяц в течение года, прежде чем стали теми, кто мы есть сейчас.

Комментарии к новостям в местных СМИ о том, что Yolo стал самым популярным в мире Тик Ток-домом, были в основном полны раздражения. Под статьей одного из интернет-порталов читатели написали следующее: “Мы не гордимся, потому что гордиться нечем”. “О чем эти видео? Каков посыл? Это деградация молодежи”. “Их нужно проверить на наркотики, очень странные персонажи”. “Так вот они какие – герои нашего времени? Печально”. Некоторые комментаторы высказываются конкретнее, выражая обеспокоенность по поводу того, что Yolo подталкивает подростков к праздному образу жизни.

Айман Жусупова, социолог и руководитель проектов в консалтинговой компании “Евразийский центр управления человеческими ресурсами”, считает, что участники Yolo ломают стереотипы, сложившиеся в консервативном казахстанском обществе, а с этим старшему поколению сложно примириться.

У выросших в СССР людей высокие доходы сетевых инфлюенсеров вызывают недоумение, – сказала Жусупова. – Я не встречала родителей, которые хотели бы, чтобы их дети стали блогерами, когда вырастут.

Однако ребят из Yolo это не останавливает.

Мы любим своих хейтеров, потому что каждый пользователь, который пишет нам, ставит лайки или дизлайки, комментирует, фактически делает нам своими отзывами рекламу на Tик Toке, – сказал Азат Халимов.

На службе образования

Работники сферы образования быстро смекнули, что популярнейшая  среди подростков соцсеть может сослужить хорошую службу педагогам. В прошлом году Tик Toк и Министерство просвещения РК провели конкурс “#УчителяКазахстана”. Два месяца учителя со всей страны снимали и публиковали в Tик Токе познавательные видеоролики по своему предмету.

Видеоролики, опубликованные под хэштегами #УчителяКазахстана и #ҚазақстанМұғалімдері, посмотрели более 190 млн раз – это одни из самых популярных хэштегов в казахстанском сегменте Tик Тока за прошлый год. Преподаватели делились самыми разными роликами – от зарисовок на тему повседневной школьной жизни до полезных лайфхаков по математике, казахскому языку, информатике и другим предметам. Участники соревновались в трех номинациях. Победа в номинации “Самый креативный учитель” досталась молодому учителю математики Хасену Мухамади, который на простых примерах рассказывает, как решать сложные математические задачи. В аккаунте можно найти множество полезных лайфхаков, а для объяснения одной из задач автор даже использовал участников популярного казахстанского бойзбенда Ninety One. Звание “Учитель-открытие” получил преподаватель, аккаунт которого набрал наибольшее количество просмотров в период проведения конкурса. Победителем стал учитель математики Бекболат Комолов, основная часть роликов которого посвящена разбору школьной программы. Бекболат также делится с пользователями различными лайфхаками по решению математических уравнений и разбавляет контент интересными задачами на логику. Всего за месяц количество просмотров роликов педагога выросло в десятки раз, превысив отметку в 800 тыс, а количество подписчиков аккаунта удвоилось. В номинации “Лучший видеоролик” победителем стал учитель, видео с хэштегом которого за время конкурса получило больше всего просмотров. Победа досталась Жансае Мейрбеккызы, учителю казахского языка и литературы. Видео, в котором она разбирает типичные ошибки в написании повседневно используемых слов на казахском языке, набрало огромную популярность – его посмотрели более 550 тысяч раз.

Темирлан Куспаев, Астана

Новости партнеров
×