На выходе в стратосферу
Глава “Kazakh Tourism” рассказал о проблемах и перспективах внутреннего туризма.

Сегодня Казахстан нацелен на создание конкурентоспособной и привлекательной туристической отрасли, которая обеспечит экономический рост и укрепление международного имиджа страны. О ключевых направлениях развития отрасли в Казахстане рассказал нашему корреспонденту председатель правления АО “Национальная компания “Kazakh Tourism” Кайрат Садвакасов.
“Уметь преподнести себя”
– Кайрат Серикович, в далеком 2001 году вы начинали свой путь в гостиничном бизнесе, в отеле InterContinental. Как повлиял на вас этот опыт, и какие уроки вы вынесли из него для своей карьеры?
– “Интерконтиненталь” был первым серьезным работодателем по специальности. Работа во фронт-офисе напрямую с гостями, в том числе и иностранцами, научила меня находить общий язык и разрешать конфликты. Это помогает мне и в сегодняшней работе постоянно быть на острие, работая и во внешнем контуре с зарубежными партнерами и иностранным медиа-пространством. Очень важно уметь преподнести себя. Внутри одной отрасли у нас очень много заинтересованных сторон, у которых порой бывают полярно противоположные мнения касательно развития туризма. Здесь нужно уметь находить общий язык, брать на себя лидерство, проявлять инициативу. Я думаю, что отель – это хорошая школа для тех, кто дальше хочет работать в туризме, в туроперейтинге, или же прийти заниматься развитием дестинаций в акимате или же на республиканском уровне.
– После многих лет работы в бизнесе, как вам удается поддерживать уровень энергии и держать руку на пульсе? Есть ли у вас какие-то личные ритуалы или привычки, которые помогают оставаться сосредоточенным и не терять баланс?
– Это здоровый сон. Я часто выступаю в университете и говорю: “Если у вас есть возможность отдохнуть и не посетить очередной ночной клуб, это очень важно”. Хотя я и сам в студенчестве не всегда этому следовал ввиду графиков, фултайм работы. Также спорт достаточно серьезно приводит в тонус. Еще важна возможность путешествовать – например, хайкинг загород или возможность выехать куда-то за рубеж. В нашей работе важна насмотренность. Использую любую возможность побывать где-то на природе. Понятно, у тех, кто около госслужбы, график всегда ненормированный, поэтому любая смена обстановки дает заряд энергии, расширяет кругозор, а где-то даже восполняет пробелы в знаниях. Ведь отрасль туризма очень быстро и стремительно меняется под воздействием трендов, технологий, и, возможно, каких-то геополитических изменений, катастроф или пандемий. Нужно постоянно ездить, общаться с коллегами и туристами, чтобы лучше понимать этот рынок.
“Во избежание застоев”
– Какую роль в вашем успехе сыграла команда, с которой вы работаете? Как вы подходите к выбору людей и созданию условий для их развития?
– Еще на момент создания Kazakh Tourism в 2017 году, находясь у ее истоков, когда создавалась структура и велась организационная работа, я смог собрать костяк людей, например, из тех, с кем мне довелось поработать еще в сфере отельного бизнеса. И вместе мы смогли пройти все первые сложности становления компании. К примеру, было время, когда мы по 3-4 месяца не получали зарплату ввиду бюджетных проволочек. То есть это люди, которые прошли и пандемию, и сделали очень многое для туризма в стране в целом. Я сумел их собрать, наверное, за счет доверия, какого-то авторитета или же профессионально-дружественных отношений. И в первую очередь это люди, которые изначально «заражены» туризмом, готовые пойти работать за идею, чтобы что-то поменять в этой важной отрасли. И этот костяк сегодня практически полностью представлен в команде KazakhTourism и по-прежнему принимает участие в развитии страны.
– В данный момент вы возглавляете одну из крупнейших компаний страны. Какие ключевые задачи стоят сегодня перед вами как лидером?
– Сейчас мы на том этапе, когда необходимо трансформироваться. Мы понимаем, что какую-то часть становления мы уже провели. Мы попробовали несколько организационных структур, попробовали различные ниши, где мы приносим ценность. Я думаю, что сейчас достаточно высокие, и, может быть, местами даже завышенные ожидания от общества. Также есть серьезные задачи, которые поставлены руководством страны. С учетом всего этого необходимо трансформировать компанию во избежание застоев в масштабе развития отрасли. Если мы по-прежнему хотим занять серьезную позицию на глобальной карте туризма. И, конечно, как компании нам необходимо больше ресурсов, больше полномочий, больше финансирования, чтобы хотя бы достойно конкурировать в регионе.
“Что мы проглядели?”
–В нашей стране сегодня активно развивается туристическая отрасль. Какие направления в туризме, по вашему мнению, могут стать визитной карточкой Казахстана в будущем?
– Ставка всегда шла и идет на экотуризм. Немного избитое понятие, и где-то кому-то уже набило оскомину. Некоторые используют его достаточно дежурно, но, если углубиться в дефиницию, если посмотреть на тренды, – в общей массе идет недопонимание экотуризма. Потому что экотуризм – это не только про отдых на природе или же отдых, который не приносит вреда природе. Экотуризм – это еще про то, что необходимо оставлять место отдыха лучше, чем оно было до твоего приезда. Экотуризм – это такая просветительская миссия.
Несомненно, здесь нужны природные ресурсы, и они у нас есть. Единственное, чего нам не хватает, – нам нужно углубиться в плане устойчивости, и sustainability – это сейчас достаточно серьезный мировой тренд. Пока в мире это перетекает из тренда в мейнстрим, нам необходимо где-то изменить законодательство, где-то провести обучение и в целом менять сознание населения на пути к осознанному потреблению в туризме. То есть, если выбрать какой-то фреймворк, то мы знаем про ESG (Environmental, Social, Governance – Экологическое, социальное и корпоративное управление – прим. автора), мы знаем про PPP – People, Planet, Profit. Если будем выстраивать этот бизнес и госрегулирование вокруг устойчивости, то мы сможем прийти к правильному экотуризму.
То, что мы, откровенно говоря, проглядели за последние годы, и на что необходимо сейчас делать ставку: во-первых, это агротуризм, который во многих местах рассматривают как часть экотуризма, но я бы рассматривал его как отдельное большое направление. Еще одно направление, наша новая визитная карточка – это космодром Байконур и околокосмический туризм. То есть это могут быть и наблюдения за звездами, и изучение истории космоса, и даже полеты в космос, пусть даже суборбитальные.
– Давайте поговорим об этом подробнее. Расскажите, пожалуйста, про агротуризм.
– Есть страны, где работают организации, в том числе квазигосударственные структуры, которые занимаются развитием агротуризма. Например, в Италии этот рынок составляет порядка 1,4 миллиарда долларов. Также во многих частях Европы или даже в Китае наблюдается стремительный рост.
У нас в стране сейчас порядка 200 тысяч фермерских хозяйств, нодо сих пор существуют запреты на развитие агротуризма, то есть нельзя земли сельхозназначения использовать по-другому. Мы сейчас хотим добиться изменений в законодательстве, чтобы, помимо административных объектов, фермеры могли строить и некапитальные сооружения на землях сельхозназначения. Мы не говорим о больших пятизвездочных отелях, мы говорим о глэмпингах, кемпингах и небольших домиках. Тренд серьезный, и он имеет все шансы перейти в мейнстрим и закрепиться. У нас с учетом наших территорий и ландшафтов более 30% населения до сих пор проживает в сельской местности, но идет очень серьезный отток, и во избежание демографической проблемы одним из решений может стать агротуризм.
“Если быть, то быть первым”
– Также вы упомянули Байконур. Что представляет из себя астротуризм и в чем его преимущества?
– Историю Байконура и историю полетов в космос у нас не отнять: я думаю, что за этим большое будущее как во внутреннем туризме, так и для привлечения иностранных гостей. Мы видели в новостях, как погибали иностранцы, которые пытались добраться до территории, как сталкеры. Мы видим, как кого-то арестовывают за незаконные фотографии. Мы видим органический интерес к этому месту силы. Действительно сакральное место.
Сейчас используются те территории, которые выходят из-под аренды РФ и передаются под космическую программу “Байтерек”. Речь идет о бывшей площадке “Зенита”. Ведутся переговоры о передаче казахстанской стороне “Гагаринского старта”, где совместно с “Казкосмос” мы будем уже развивать данную площадку в туристических целях. Далее мы хотим ставить вопрос о передаче музея Космонавтики, домика Гагарина, домика Королева, а также ангара, где хранятся макеты шаттла “Буран”. Прикоснуться к этому в прямом и переносном смысле становится возможно. Это большой блок истории, на котором можно сформировать современный сторителлинг, можно проводить мероприятия.
Возможно, вы слышали про “Yuri’ Night”, когда космическое сообщество собирается в разных уголках планеты. Мы хотим проводить их и у нас. Хотим, чтобы проводились аналоги “BurningMan”, потому что космодром сегодня – это практически две территории Москвы, там огромные площади, где можно проводить различные мероприятия – от марафонов до фестивалей. С точки зрения брендинга, этот вопрос никак не продвигался. Рано или поздно эта территория вернется к нам, и я думаю, что нам нужно делать серьезные шаги по брендированию уже сейчас, возможно, уже с этого года мы начнем развивать это направление.
“Необходима трансформация”
– Какие изменения в государственной политике могли бы помочь в дальнейшем развитии туризма и бизнеса в Казахстане?
– Мы проделали большой путь. Создание самой национальной компании – это был серьезный прорыв. Впервые в истории независимого Казахстана были введены меры господдержки. На сегодня есть стимулы как для населения (к примеру, программа по стимулированию путешествий внутри страны “Kids go free”), так и для инвестиционных преференций, – возврат 10% при строительстве отелей или тематических парков, также 25% при покупке автобусов или другого транспорта туристического класса, покупке горнолыжного оборудования и так далее.
Многие такие вещи были сделаны, но процесс “трансформации” необходимо запускать уже сейчас. И идти на какие-то более смелые вещи, даже если некоторые покажутся антирыночными, но их необходимо провести. Я приведу пример: когда-то и национальная компания AirAstana считалась не только флагманом, но и монополистом. Так же можно сказать и про телекоммуникационную сферу, в случае с KazakhTelecom, когда государство вырастило серьезного игрока на рынке, затем произошла либерализация, и вот на основе того был сильный игрок, и повысился спрос, отрасль смогла диверсифицироваться. То же самое можно сказать и про другие отрасли. В туризме вот этого “якоря” никогда не было, который тянул бы за собой развитие.
“По пути устойчивого развития”
– Какова роль вашей компании в этом направлении?
– Мы хотим поднять вопрос, о том, чтобы Kazakh Tourism становился оператором в каких-то определенных нишах, куда не всегда зайдет обычный бизнес. Если вернуться к развитию Байконура, это стратегический объект, и туда просто так пускать бизнес будет не совсем правильно. Нужно сохранять интересы государства, и здесь могла бы выступить нацкомпания KazakhTourism. Говоря об астротуризме, речь идет не только о космодроме Байконур, мы говорим и о Тянь-Шанской астрономической обсерватории, и об обсерватории на плато Ассы. И таких объектов стратегического характера у нас очень много. Даже всем известный военный туризм активно процветает где-нибудь в Польше и даже в Беларуси. Всегда есть люди, готовые приезжать и платить за поездку на снятом с учета танке или пострелять из оружия. Мы начинали эти переговоры с Минобороны о развитии данного направления и готовы продолжить диалог. Или же охотничий туризм – это тоже стратегические объекты, где необходимо присутствие и защита интересов государства.
– В чем ключевые функции туризма?
– Мы социальное государство, что президент в очередной раз подчеркнул в своем интервью газете “Ana tili”. Туризм определенно несет социальные функции и также является частью решения многих социальных проблем.
К примеру, это региональное выравнивание. Если правильно развивать, регулировать и стимулировать туризм, мы можем распределить и нивелировать доходы по всей территории страны. Также это рабочие места, которые всегда нужны, и, при всем уважении к искусственному интеллекту и прочим технологиям, туризм – это трудоемкая отрасль, где всегданужны люди, которые будут создавать впечатления, улыбаться и давать живые эмоции.
Туризм также несет и идеологическую функцию. Не стоит пренебрегать туризмом как инструментом взращивания патриотов. Например, раньше были такие предметы, как краеведение. И нам очень важно, чтобы наши дети могли увидеть урочище Бозжыра, мавзолеи в Туркестане или же Катон-Карагай. У нас был проект “Живые уроки”, когда привозили детей из Павлодара в Туркестан или же детей из Туркестана привозили в Астану и в павильонах “Нур Алем” проводили уроки физики. Так мы взращиваем будущего внутреннего туриста и прививаем ребенку любовь к Родине, в унисон программе “Таза Қазақстан”.
– Есть ли у вас видение того, как Казахстан может привлечь больше иностранных инвестиций в туризм? Какие шаги могли бы улучшить инвестиционный климат?
– Прежде чем привлекать иностранные инвестиции в эту отрасль, я бы заглянул все-таки внутрь страны. К примеру, в Алматы небывалый бум, и те же отели бывает сложно забронировать за месяц вперед. Спрос достаточно серьезный. И в регионах не везде есть хотя бы один брендовый отель. Например, Шымкент: это город в самой густонаселенной части Казахстана вдоль Туркестанской дуги. Нужно больше отелей, и в первую очередь на это должны отреагировать местные инвесторы. Когда появится достаточно серьезная критическая масса, тогда иностранные инвесторы станут обращать внимание. Иностранных инвесторов отпугивает отсутствие нас на глобальной карте. Мы недостаточно тратим на маркетинг, чтобы бренды слышали о нас как о популярном направлении. Есть очень много пробелов, которые мы не закрываем. Допустим, международные новостные порталы по типу CNN или BBC, мы редко там выходим, по сравнению с тем же Азербайджаном. Эти 360 градусов маркетинговой коммуникации у нас очень слабо ведутся, и это тоже влияет на инвестиционную привлекательность. Также, говоря о инвестиционных преференциях, мы смогли внести некоторые изменения в Предпринимательский кодекс, но процесс продолжается, и многие вопросы еще предстоит пересмотреть.
– Туризм неизбежно связан с экологией. Какие меры предпринимает ваша компания, чтобы минимизировать негативные последствия и развивать экологически устойчивый туризм в Казахстане?
– Сегодня мы находимся в процессе, чтобы внести предложения о пересмотре Закона о туризме. Профильный закон декларирует наши стратегии и направленность на устойчивый туризм. Но при этом регуляторного фреймворка нет. С учетом международных соглашений у нас усиливаются обязательства. Если взять 17 целей устойчивого развития, нас рассматривают в рамках восьмой цели – это рабочие места и равные возможности и так далее. Но на самом деле туризм может принимать участие как минимум в пяти из этих целей, в том числе касательно воды и использования природных ресурсов.
Допустим, какие-то меры господдержки, в том числе льготные кредиты или послабления по налогам, можно будет выдавать в случае, если определенные отели или турфирмы переходят на устойчивость – например, отказавшись от пластика, или при их переходе на ВИЭ. Мы должны признавать этих игроков рынка.
Сейчас мы в процессе того, чтобы обосновать эту необходимость, и в данном случае мы внесем эту инициативу в Министерство туризма и спорта, чтобы инициировать изменения нашего профильного закона и пересмотреть его полноту с точки зрения устойчивого развития. Это не веяния времени и далеко не тренд, ауже серьезные обязательства, и для этого нам нужно серьезно адаптироваться. В рамках подготовительного этапа мы идем к этому.
“Овервью на завтрашний день”
– Как вы видите будущее туристической отрасли Казахстана и компании Kazakh Tourism через 10 лет?
– Я вижу Kazakh Tourism как оператора по определенным нишевым видам туризма и как бренд-менеджера страны. С пониманием того, что есть туристический бренд, который помогает многим странам, в том числе и в привлечении инвестиций и создании хорошего имиджа страны.
Я бы хотел, чтобы мы также являлись “медиа окном” в страну. Сегодня мы содействуем иностранным компаниям в съемках документальных фильмов. От китайского национального телевидения до различных греческих телешоу или французских студий. Когда эти люди к нам приходят, они видят в нас единое окно. И, используя эту возможность, и то, что мы рекламируем нашу страну за рубежом, мы хотели бы стать единым бренд-менеджером, который регулировал бы данную повестку в нашей стране. Часто бывает так, что от нас идут разрозненные месседжи во внешний контур, и у людей, не знакомых с нашим регионом, могут сложиться неправильные впечатления об отдыхе внутри нашей страны.
Кроме того, я бы хотел, чтобы мы стали экспертным центром в плане подготовки кадров совместно с Всемирной туристской организацией и, может быть, с некоторыми университетами. На сегодня в Kazakh Tourism, не побоюсь сказать, сконцентрированы лучшие кадры в дестинационном менеджменте. В этом году мы уже сделали первую попытку, обучив представителей шести регионов, а уже в феврале ожидается второй поток обучения.
– Вы – человек с богатым и насыщенным бэкграундом. Скажите, был ли момент, когда вы почувствовали, что уже достигли того, к чему стремились?
– Обычно, отвечая на такой вопрос, я часто шучу, что как выпускник одного из первых выпусков специальности “Туризм” Евразийского национального университета я достиг своего пика. Но как выпускник Нью-Йоркского университета я чувствую, что все еще впереди и многое еще предстоит сделать. Зарубежное образование на многое открыло глаза и дало “овервью” того, куда можно было двигаться. В принципе все эти знания я использую, и я думаю, что как внутри KazakhTourism, так и за его пределами можно еще расти. Какую-то промежуточную точку я установил, и определенный гештальт закрыт. Но все-таки думаю, что есть, куда расти, потому что туризм в нашей стране пока далек от совершенства, и, чтобы произошли кардинальные изменения, нужно еще много лет двигаться в этом направлении.
Мадимит ЧУЛЕМБАЕВ, Астана