Начался крах? Почему вторичный рынок автомобилей в Казахстане приостановился

Что "убивает" рынок б/у авто в Казахстане и чего ждать дальше?

Зифа Хабирова

Рынок подержанных автомобилей в Казахстане переживает глубокий кризис. Пока автосалоны с трудом распродают залежавшийся товар, клиенты не спешат покупать — доходы падают, ставки по кредитам растут, а рынок завален новыми иномарками. Эксперты считают, что это начало масштабной трансформации автоторговли в стране, а не временный спад. Подробнее – в материале Liter.kz.

“Обвал, крах начался. Автомобильный рынок встал в Казахстане… У людей нет денег, высокие ставки по кредитам…” — эмоционально описал ситуацию блогер Ерлат Танов.

Его наблюдения находят подтверждение у экспертов и в цифрах.

В 2024 году в Казахстане был зафиксирован рост импорта подержанных автомобилей на 17,6 % — всего ввезено 73 200 единиц. Основные поставщики по-прежнему остаются те же: Южная Корея (28 % от общего объема), Япония (19 %) и Китай (17 %). На фоне спада на вторичном рынке продажи новых автомобилей, напротив, демонстрируют исторический рост.

Серьезным фактором, влияющим на спрос на вторичном рынке, остаются условия автокредитования. Средняя ставка по автокредитам в Казахстане варьируется от 17 до 23 % годовых. При таких условиях приобретение поддержанных автомобилей, особенно с крупным первоначальным взносом, становится менее привлекательным для покупателей.

По словам директора автосалона “PROauto01” в Караганде Ислама Хабирова, кризис на вторичке начался еще в начале 2025 года, но особенно остро стал ощущаться с апреля.

“Сейчас ежедневно в страну заезжает огромное количество машин из Грузии, Южной Кореи и Китая. Рынок перенасыщен. Людям проще взять кредит и купить новую машину, чем рисковать с б/у авто”, – говорит эксперт.

Среди наименее востребованных оказались китайские машины на вторичке. А вот такие модели, как Toyota Camry, Kia Rio и Hyundai Accent, по-прежнему сохраняют спрос, хотя и хуже, чем раньше.

Снижение доверия к продавцам также усугубляет ситуацию. Многие покупатели боятся скрытых дефектов и обмана, особенно при покупке через неофициальных дилеров. Это приводит к отказу от рисков и выбору нового авто с гарантией.

“Мы видим, как продавцы снижают цену “в минус”, лишь бы избавиться от автомобиля. Это не рынок, а хаос. Чтобы удержаться, мы дарим подарки, предлагаем выгодные кредитные условия и даже иногда продаем ниже закупочной цены”, — делится Ислам Хабиров.

В то же время столица остается центром притяжения для региональных покупателей:

“Из Актобе, Костаная, Тараза — все едут в Астану, потому что здесь выбор больше. Но даже тут рынок замедлился. Без государственной поддержки или роста доверия покупателей ситуация вряд ли быстро улучшится”, — отмечает собеседник.

Эксперты осторожно прогнозируют восстановление рынка ближе к концу 2025 года — при условии, что курс доллара стабилизируется, а банки продолжат предлагать доступные кредитные продукты. А пока вторичный рынок вступает в фазу переосмысления: выигрывают те, кто работает через цифровые платформы и готов адаптироваться.

“Рынок б/у авто ещк не умер. Он просто перешел в затишье. И из него выйдут сильнейшие — честные, гибкие, готовые к цифровизации”, — уверен Хабиров.

Новости партнеров