Новости Казахстана Новости мира Интервью Life style Спорт Культура Регионы Amanat
$ 522.63  548.66  5.07

Нацфонд в полной мере выполняет возложенные на него функции

Фонд выполняет роль «подушки безопасности» для казахстанской экономики.
14.07.2021, 08:40
Нацфонд в полной мере выполняет возложенные на него функции

В августе 2000 года был опубликован исторический Указ Первого Президента Нурсултана Назарбаева о создании Национального фонда, который со временем стал «подушкой безопасности» для казахстанской экономики, что особенно остро проявилось в прошлом году, в пик коронакризиса. Первый вице-министр национальной экономики РК Тимур Жаксылыков в интервью газете «ЛИТЕР» рассказывает о роли Елбасы в общем развитии казахстанской экономики, текущем состоянии Нацфонда, планах по добыче нефти и многом другом.  

– Как известно, Нацфонд создавался Елбасы по норвежской модели с двумя основными функциями – сберегательной и стабилизационной. Насколько в итоге Фонд сумел выполнить эти две задачи? Особенно в периоды кризисов и продолжающейся пандемии?

– Действительно, за 20 лет существования Национальный фонд в полной мере выполняет возложенные на него функции. Его основной целью является сбережение финансовых ресурсов посредством формирования накоплений для будущих поколений и снижения зависимости республиканского бюджета от ситуации на мировых сырьевых рынках. Соответственно, функциями Нацфонда являются сберегательная и стабилизационная.

Так, в период высоких цен на нефть доходы от экспорта энергоносителей накапливались в Фонде, тем самым «стерилизуя» избыточный приток валюты в страну и предотвращая «перегрев» экономики и увеличение инфляции. Кроме того, Фонд выполняет роль «подушки безопасности» для казахстанской экономики. Так, из средств Фонда выделялись средства на финансирование госпрограмм развития в периоды спада экономики на социально значимые, инфраструктурные и прочие стратегически важные цели. Экстренные изъятия из Фонда в виде целевых трансфертов осуществлялись в разные периоды, в том числе для преодоления последствий кризиса в 2008-2009 годах.

В связи с пандемией короновируса и последующим экономическим спадом в 2020 году объем гарантированного трансферта был увеличен с 2,7 триллиона тенге до 4,77 триллиона тенге, а в 2021 году, помимо планируемого гарантированного трансферта в размере 2,7 триллиона тенге, в соответствии с Указом Президента РК планируется выделение целевого трансферта в республиканский бюджет в размере 1,85 триллиона тенге.

В части реализации сберегательной функции необходимо отметить, что Национальный фонд является фондом будущих поколений, в связи с чем его инвестиционная стратегия разработана на долгосрочную перспективу. В свою очередь дисциплинированная реализация этой стратегии Фонда является своего рода защитой от спекулятивных инвестиционных решений в периоды волатильности на финансовых рынках. Результатом реализации Нацбанком РК долгосрочной инвестиционной стратегии является инвестиционный доход Фонда, который с момента создания по конец 2020 года составил более 18,5 миллиарда долларов или порядка 32% от объема Фонда.

– Сколько сейчас средств аккумулировано в Национальном фонде?

– В соответствии с Отчетом о формировании и использовании Нацфонда РК за 2020 год, утвержденного Указом Президента 17 июня 2021 года, общая рыночная стоимость Нацфонда на 31 декабря 2020 года была равна 61,4 миллиарда долларам, в том числе валютного портфеля – 58,7 миллиарда долларов (95,60%), тенгового портфеля облигаций – эквивалент 1,7 миллиарда долларов (2,69%), остатка на тенговом счете – 1 миллиард долларов (1,71%). Рыночные стоимости стабилизационного и сберегательного портфелей в составе валютного портфеля Нацфонда составили 4,3 миллиарда (7,25%) и 54,5 миллиарда долларов (92,75%) соответственно.

По данным Нацбанка, на конец мая 2021 года объем валютной части Нацфонда, по предварительным данным, составил 58,6 миллиарда долларов.

– Когда в 2020-м на антиковидные и прочие стабилизационные меры в течение лишь полугодия было израсходовано 4 миллиарда долларов – столько, сколько копили первые пять лет существования Нацфонда, пошли разговоры, что такими темпами – и при отсутствии прежних доходов от продажи ресурсов – Фонд истощится за несколько лет. Возможно ли такое?

– В период до 2014 года поступления в Нацфонд превышали изъятия из него. Однако в период спада экономики и низкой цены на нефть наблюдалась обратная картина, и Нацфонд стал основным донором республиканского бюджета. Так, с начала 2015 по 2020 год нетто-изъятия из Фонда составили -7,8 триллиона тенге.

При этом для выполнения сберегательной функции Фонда в Концепции формирования и использования средств Нацфонда предусмотрен неснижаемый остаток в размере 30% от прогнозного значения ВВП на конец соответствующего года. В случае несоблюдения ограничения по неснижаемому остатку, размер гарантированного и целевого трансфертов подлежит уменьшению на соответствующую величину. С учетом сложившейся динамики изъятий соотношение объема активов Фонда к ВВП приближается к установленному порогу.

В этой связи в целях обеспечения сохранности активов Нацфонда Правительством совместно с Нацбанком РК была проведена работа по внесению изменений в Концепцию формирования и использования средств Национального фонда. Так, начиная с 2023 года для обеспечения выполнения сберегательной функции Фонда будет реализовано контрцикличное бюджетное правило, которое устанавливает ограничения на размер гарантированного трансферта из Нацфонда на уровне, не превышающем размер поступлений в Фонд от нефтяного сектора при некоторой консервативной цене на нефть, – цене отсечения, а также стабилизирует государственные расходы и ограничивает их темпы роста на уровне долгосрочного роста реального ВВП, увеличенного на целевой уровень инфляции.

– Какие ключевые моменты вы бы отметили в финансово-экономическом развитии страны за годы Независимости и вклад в этот процесс Елбасы?

– За годы независимости экономика Казахстана претерпела ряд структурных изменений, которые проводились в несколько этапов. Первый этап – 1991-2000 годы. После распада СССР произошел процесс перехода экономики Казахстана от плановой к рыночной. Переходный период ознаменовался спадом производства до 28,0% (1994 год), гиперинфляцией в 3 060,8% (1992 год), снижением реальных доходов населения.

В жестких экономических условиях государством были начаты реформы во всех сферах экономики. Большое внимание уделялось развитию частного предпринимательства. Подводя итоги этого этапа, можно отметить, что благодаря экономическим реформам, созданию благоприятного инвестиционного климата, обеспечению стабильности в обществе Казахстан смог выйти на траекторию постепенного роста. ВВП Казахстана в 2000 году в реальном выражении вырос на 9,8%.

Второй этап – 2001-2010 годы. На этом этапе Казахстану удалось значительно продвинуться в реализации Стратегии «Казахстан 2030». Экономика росла высокими темпами, приобрела качественно новую модель развития, основанную на ограниченном вмешательстве государства в экономику при активной роли частного сектора и поощрении конкуренции, улучшилось благосостояние населения.

Важную роль для динамичного развития экономики сыграли иностранные инвестиции. В период за 2001-2010 годы валовый приток иностранных инвестиций в Казахстане составил 115,1 милллиарда долларов.

Казахстану первому из стран СНГ был присвоен инвестиционный страновой рейтинг от трех ведущих международных рейтинговых агентств – Moody’s, Fitch, и S&P. На этом этапе в среднем ежегодный рост ВВП составил 8,5%. Уровень безработицы сократился с 10,4% до 5,8%.

Третий этап – 2011 год и по настоящее время. В 2011 году началась активная реализация Стратегического плана до 2020 года, который был принят в 2010 году. Он позволил стабилизировать ситуацию, сложившуюся в экономике страны после мирового финансового кризиса 2007-2009 годов. По итогам 2016 года объем ВВП вырос на 36,5% к 2009 году, что обеспечило досрочное достижение стратегической цели по росту экономики.

14 декабря 2012 года в Послании Первого Президента РК – Елбасы Н.А. Назарбаева народу была представлена Стратегия развития Казахстана до 2050 года. Она является продолжением курса реформ, которые проводились в рамках Стратегии-2030 и отвечает новым глобальным вызовам XXI века.

– 2020 год прошел под знаком коронавируса…

– В прошлом году экономика Казахстана развивалась в непростых условиях. Впервые в истории цена на нефть упала до отрицательного значения. Сократились мировые торговые потоки. Существенно замедлилась деловая активность в результате защитных мер от коронавируса.

Предоставлены налоговые стимулы для 700 тысяч предпринимателей в пострадавших отраслях на сумму 1,2 триллиона тенге и рефинансирование кредитов на льготных условиях (6%), 80% заемщиков пострадавших отраслей воспользовались отсрочками по кредитам. Мерами по поддержке занятости охвачено 1,4 миллиона казахстанцев, что позволило обеспечить стабильность на рынке труда и удержать уровень безработицы в пределах 5%.

В целом за годы независимости основные макроэкономические показатели Казахстана характеризуются следующими данными. ВВП Казахстана в 2020 году по сравнению с 1991 годом в реальном выражении вырос в 2,4 раза.

Рост реального ВВП сопровождался ростом доходов на душу населения. Если в 1993 году ВВП на душу населения составлял около 696,2 доллара, то в 2020 году – 9 130,7 доллара.

Инфляция значительно снизилась. Если в 1992 году была гиперинфляция на уровне 3 000%, то в 2020 году замедлилась до 7,5%. Самая низкая инфляция зафиксирована в 2013 году на уровне 4,8%. Одно из основных достижений – рост численности населения. В 2020 году в Казахстане проживало порядка 18,9 миллиона человек (1991 год – 16,4 миллиона человек). Средняя продолжительность жизни увеличилась до 71,4 года (1991 год – 67,6 лет).

– Диверсификация экономики и снижение зависимости от цен на сырье – какие шаги Казахстана в этом направлении под руководством Елбасы вы бы отметили за годы Независимости?

– После обретения независимости и разрушения прежних экономических связей страна утратила определенную долю промышленного потенциала. Кроме того, казахстанская промышленность столкнулась с такими факторами, которые сдерживали ее развитие, как высокий уровень износа оборудования, ограниченность инфраструктуры, дефицит электроэнергии, квалифицированные кадры и другое.

В этих условиях особую актуальность приобретают вопросы повышения конкурентоспособности национальной экономики, обеспечения ее устойчивости к усиливающимся внешним шокам, выстраивания новых моделей экономического развития, адаптированных к реалиям высокодинамичной глобальной среды.

В 2010 году Первый Президент – Елбасы Нурсултан Назарбаев объявил о запуске масштабной программы индустриализации. Курс был взят на диверсификацию и рост экономики, который имеет последовательную реализацию вот уже больше 10 лет.

За эти годы было сделано много. Создана необходимая транспортная, энергетическая и промышленная инфраструктура. В Казахстане появились новые сектора обрабатывающей промышленности – производство оптических приборов, трансформаторов, запорной арматуры, нефтегазовое машиностроение. Сформированы автомобильные кластеры, крупноузловая сборка автомобилей сегодня ведется в нескольких регионах. Появился кластер железнодорожного машиностроения.

Время показало, что решение взять курс на индустриализацию было правильным и сыграло знаковую роль в развитии всего Казахстана, и сегодня мы видим ее неоспоримые результаты.

– Какие планы Казахстана по добыче нефти – одного из основных экспортных продуктов страны – на ближайшую перспективу?

– Если на заре независимости добыча нефти едва ли превышала 25 миллионов тонн, то на сегодняшнее время мощность производства возросла в 3,5 раза, превысив 90 миллионов тонн.

В 2020 году, вследствие падения спроса на энергоносители и цен на сырую нефть, с учетом ограничений ОПЕК+ наша страна добыла 85,7 миллиона тонн. В этом году планируется сохранить текущий уровень добычи. В последующие годы по прогнозу, составленному на основании планов нефтедобывающих компаний, добыча нефти будет выглядеть следующим образом: в 2022 году – 88 миллионов тонн; в 2023 – 99 миллионов тонн; в 2024 – 103,7 миллиона тонн.

Ожидания Министерства энергетики основываются на плановых объемах добычи нефти на крупных месторождениях Тенгиз, Карачаганак и Кашаган.

Привлечение иностранных инвестиций – одна из центральных задач, которые ставят Елбасы и Президент. Ожидаются ли какие-то новации в этом направлении с учетом того, что инвестиции являются едва ли не основным драйвером экономики?

– Правительством в этом направлении проводится целенаправленная работа, так как в долговременном плане с ростом инвестиций связан и экономический рост. В целом же суть привлечения инвестиций в Казахстан заключается, в первую очередь, в привлечении иностранного капитала, новых рабочих мест, компаний с новыми технологиями и ноу-хау, что очень важно для будущей технологической трансформации страны.

В целом за годы независимости в Казахстан привлечено более 365 миллиардов долларов прямых иностранных инвестиций.

Вместе с тем с начала 2020 года мировой экономический кризис, вызванный пандемией COVID-19, существенно затронул сферу привлечения инвестиций. Согласно оценке Конференции ООН по торговле и развитию, по итогам 2020 года объем прямых иностранных инвестиций в глобальной экономике сократился на 42%. Особенно негативно кризис отразился на странах с переходной экономикой – падение на 77%. По данным Нацбанка, в отношении Казахстана в 2020 году снижение прямых иностранных инвестиций составило 29,8%.

Для нашей страны негативные последствия пандемии были нивелированы вследствие своевременно принятых мер. Правительству удалось не допустить «заморозки» проектов, реализация которых была начата ранее. Как результат можно отметить ввод в 2020 году в эксплуатацию 41 инвестиционного проекта с участием зарубежных инвесторов на общую сумму порядка 1,6 миллиарда долларов с созданием более 7,1 тысячи рабочих мест.

В целом, невзирая на обстоятельства, Казахстан намерен проводить и далее многовекторную внешнеэкономическую и инвестиционную политику, основные направления по которым заложены Первым Президентом – Елбасы Н.А. Назарбаевым. Инвестиционная политика в нашей стране направлена на создание максимально комфортных условий для инвесторов. Казахстан достаточно успешно реализует свой инвестиционный потенциал, являясь лидером по привлечению прямых инвестиций в Центральной Азии.

На сегодня ключевой задачей видится обеспечение системного подхода в привлечении инвестиций путем улучшения инвестиционного климата и усиления роли регионов. В этой связи реализованы меры системного и операционного характера. Среди них, помимо прочего, создана трехуровневая система привлечения инвестиций, утверждены страновые инвестиционные программы для загранучреждений РК, закреплена персональная ответственность за заместителями первых руководителей госорганов по привлечению инвестиций и работе с инвесторами.

Также с учетом изменившейся ситуации по поручению Главы государства в целях обеспечения притока новых инвестиций с начала этого года внедрен новый инвестиционный инструмент – Соглашение об инвестициях для стратегических инвесторов, предоставляющее им особые условия и помогающие разблокировать весь спектр инвестиционных возможностей РК.

Задаваясь вопросом, в чем заключаются план наших дальнейших действий по привлечению иностранных инвестиций, необходимо отметить наметившиеся тенденции.

Во-первых, пандемия COVID-19 продемонстрировала необходимость обеспечения экономической безопасности, в связи с чем будут приложены дополнительные усилия по привлечению инвестиций в фармацевтическую, обрабатывающую и продовольственную сферы.

Во-вторых, основной упор в реализации политики по привлечению инвестиций будет на отрасли, вызывающие наибольший интерес у зарубежных инвесторов, таких, как логистика, цифровые и «зеленые» технологии, разведка новых месторождений и другие.

Создан Совет по вопросам привлечения инвесторов (инвестиционный штаб) под председательством Премьер-министра РК.

– Какие меры Правительство Казахстана намерено предпринять для облегчения ведения малого и среднего бизнеса, который в некоторых странах занимает львиную долю экономики?

– Правительством Казахстана на постоянной основе проводится активная работа по поддержке малого и среднего бизнеса. Для обеспечения его правовой защищенности и уверенности принят Предпринимательский кодекс, создан институт бизнес-омбудсмена.

Для повышения квалификации трудовых ресурсов, развития массового предпринимательства и вовлечения в продуктивную занятость самозанятого и безработного населения в 2016 году утверждена соответствующая Программа до 2021 года. Она реализуется по 3 направлениям: обеспечение участников Программы техническим и профессиональным образованием и краткосрочным профессиональным обучением; развитие массового предпринимательства, развитие рынка труда через содействие занятости населения и мобильность трудовых ресурсов.

Также в начале 2019 года стартовала программа льготного кредитования «Экономика простых вещей». Кроме того, поддержка предпринимательства в 2019 году осуществлялась в рамках госпрограмм «Дорожная карта бизнеса» и развития продуктивной занятости и массового предпринимательства «Еңбек».

В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией в стране по распространению коронавирусной инфекции Правительством приняты и реализованы три пакета антикризисных мер на 6,3 триллиона тенге. Предоставлены налоговые стимулы для 700 тысяч предпринимателей в пострадавших отраслях на сумму 1,2 триллиона тенге.

Также с 1 января 2020 года действует трехлетний мораторий на проведение проверок с посещением субъектов МСБ. Кроме того, с 2014 года по 2020 годы проведены кардинальные реформы по улучшению позиций страны в рейтинге «Doing Business». В результате за 7 лет позиция страны была улучшена с 76 до 25 места по итогам 2019 года. Амбициозной целью Правительства является вхождение в 20 лучших стран в рейтинге Doing Business.

МНЭ разработан законопроект, предусматривающий внедрение новой регуляторной политики в сфере предпринимательской деятельности

В целом реализация новых подходов в регулировании предпринимательской деятельности позволит кардинально снизить нагрузку на бизнес и придать мощный импульс развитию деловой активности в условиях новой экономической реальности.

Новости партнеров
×