Первый Президент Казахстана – Елбасы Нурсултан Назарбаев написал статью «Духовное завещание Абая». Абай Кунанбаев, написал Назарбаев, стал той личностью, которая приходит в переломные моменты истории. Абай – явление знакового периода, отметил Елбасы, когда происходит смена вех – между прошлым и будущим, передает Liter.kz.
Абай жил в те времена, когда казахи утратили привычный уклад жизни, выстроенный вокруг ханской власти. Общество оказалось перед неясным, туманным будущим. Народ становился все более оседлым, начинался век «поворота к современным знаниям».
«Великий поэт, гениальный мыслитель Абай стал основоположником начавшейся на рубеже XIX и XX столетий эпохи Просветительства и Пробуждения в казахской степи, его бесценное наследие стало нравственным ориентиром народа на пути в будущее. Сопоставляя Абая с деятелями европейской культуры, видный ученый Кудайберген Жубанов отмечал, что Абай подобен тому, «кем был Данте для своего времени» – то есть сыграл эпохальную роль мастера слова, силой творческого прорыва осуществившего кардинальную реформаторскую новацию традиционного словесного искусства народа, а значит и системы его мировоззрения и морально-психологического склада. Сколь неоспоримым авторитетом является для россиян – Александр Пушкин, для англичан Уильям Шекспир, для немцев – Иоганн Гете, для американцев – Уолт Уитмен, столь же великим носителем духовности является для казахстанцев Абай», - сказал Первый Президент Казахстана.
По его словам, он «с детства впитал в себя дух его творчества».
«Обладавшие даром стихосложения и хорошо знавшие народную литературу казахов моя бабушка Мырзабала и мать Альжан в рамках идущего издревле традиционного домашнего воспитания с самых ранних лет рассказывали мне множество народных сказок, легенд и поэтических сказаний. И это стало для меня началом дороги, ведущей в мир Абая», - вспомнил Елбасы.
На ход его жизни, продолжил Нурсултан Назарбаев, повлияли известные выражения Абая, которые он приводит в своей статье: «талапты ерге нұр жауар» – «стремящегося ждет успех»; «жалға жүр, жат жерге кет, мал тауып кел» – «работай по найму, ступай на чужбину, вернись домой с прибылью»; «алыс-жақын демей, баратын жеріңе барып, маңдай тер, табан ақың арқылы кәсіп үйрен, нәпақаңды жи» – «не дели мир на ближний и дальний, путешествуй в поисках знаний, осваивай профессии, трудись в поте лица и наживай состояние» и другое.
Назарбаев подчеркнул, что люди его поколения с малых лет приобщались к труду. Всех их он назвал учениками великой школы Абая – «непрестанно черпающие знания из безбрежной как океан сокровищницы мыслей Наставника».
«Во времена Абая казахская земля была разделена на части, пребывая в колониальной зависимости. Некогда вольный мир номадов погружался в пучину исторического небытия. Давно утратил свое былое значение древний Туркестан, прежде связывавший главные дороги обитаемого мира и служивший гордым символом единства и неделимости страны казахов. Увы, у Абая не было и такой столицы, в которой он мог бы искать понимания, опоры и поддержки. Наверное, нет большей скорби для гения, всю жизнь жаждавшего свободы и единства для своего народа. Ныне живущее поколение получило возможность гордиться прекрасной столицей собственного независимого государства и должно осознавать это преимущество, дорожа им как бесценным национальным достоянием. Я премного благодарен судьбе за то, что мне выпала честь возглавить строительство новой столицы на берегах Есиля и тем самым осуществить эту мечту Абая», - написал Елбасы.
Абай в XIX веке, отметил Назарбаев, определил сплочение нации как условие ее вступления на путь современного развития человечества: «Біріңді, қазақ, бірің дос, көрмесең істің бәрі бос» – «Если в ближнем ты не видишь друга, бесполезны все твои дела». В этом, пишет Елбасы, и проявилась исключительная прозорливость гения.
Перед тем, как сложить полномочия Президента РК, продолжил Нурсултан Назарбаев, он подолгу размышлял о качествах политического деятеля, знаниях и опыте, которыми должен обладать человек, руководящий страной. В этом отношении, признался Назарбаев, ему было важно не допустить повторения ситуации, когда-то ввергнувшей Абая в неизбывную скорбь:
Бас басына би болған өңкей қиқым
Мінеки, бұзған жоқ па елдің сиқын?
... Бірлік жоқ, береке жоқ, шын пейіл жоқ,
Сапырылды байлығың, баққан жылқың.
Баста ми, қолда малға талас қылған,
Күш сынасқан күндестік бұзды-ау шырқың.
Все ничтожества бредят славой мирской,
Суетятся, шумят, нарушая покой.
...Нет единства, согласья, нет правды в душе,
Потому табуны твои тают как снег.
Все не впрок: и богатство, и ум, и родство, –
Только зависть съедает твое естество.
«Не говоря о том, что, работая со мной с первых дней нашей Независимости Касым-Жомарт Кемелевич Токаев подавал пример высокой гражданственности и честного, ответственного служения, я принял во внимание накопленный им солидный багаж профессионала: его знание как собственной страны, так и внешнего мира, его знание языков и культур Востока и Запада, его работу в должности заместителя Генерального секретаря Организации Объединенных Наций и, конечно же, его дипломатические заслуги в деле защиты интересов страны и позиционирования Казахстана в глобальном политическом процессе. Вместе с тем я поверил в его способность находить гармоничный баланс между идеалами национального единства и приверженностью общечеловеческим ценностям», - сказал Елбасы.
В 2019 году было принято решение о проведении 175-летнего юбилея великого поэта. Это стало логическим продолжением выполнения задач, сформулированных в статьях Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» и «Семь граней Великой степи». Стала актуальной идея переосмысления наследия Абая в свете современных реалий.
В завершение Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что «слова и идеи Абая, служащие краеугольными камнями нашего современного повседневного бытия, будут и впредь находить конкретное воплощение в наших созидательных делах и прогрессивных устремлениях».
С полным текстом статьи можно ознакомиться здесь.