Названы недочеты импортных автомобилей, ввезенных из ЕАЭС
Сенатор Андрей Лукин раскритиковал действия правительства и представительства ЕАЭС по таможенному сотрудничеству, передает Liter.kz. Критика поступила за то, что они не обеспечили надлежащую реализацию норм, заложенных в договорах о присоединении стран к Таможенному союзу с учетом требований национального законодательства.
Как отметил Лукин, волну недовольства вызвало принятые МВД меры, направленные на регистрацию автомобилей из Армении и Кыргызстана.
"После регистрации необходимо уплатить разницы между таможенными пошлинами стран ЕАЭС при растаможивании, утилизационного сбора, НДС 12% от стоимости автомобиля, то есть приблизительно за каждый транспорт автовладелец должен заплатить более 2 млн тенге. Кроме того, ввозимый автомобиль должен соответствовать Техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». В связи с чем, владельцы таких автомобилей в разных регионах страны начали стихийно собираться, посещать госорганы и призывать к акциям протеста, - констатировал сенатор.
Он напомнил, что с 2014 года автомобили из Армении и Кыргызстана могут ввозиться в Казахстан без уплаты таможенных пошлин и налогов только лицами, постоянно проживающими в этих странах, и только на срок до 1 года без права отчуждения и передачи в пользование и распоряжение.
"Для казахстанцев ввоз и эксплуатация подобных авто допускается после процедуры госрегистрации, включающей процедуру растаможивания, которая должна быть произведена в течение 10 рабочих дней. В 2015 году Армения и Кыргызстан вошли в состав ЕАЭС. До 1 января 2020 года у Армении и Кыргызстана действовал льготный период для растаможивания автомобилей. А у остальных стран ЕАЭС были единые ставки таможенных пошлин. Поэтому цены на автотранспорт в Армении и Кыргызстане были значительно дешевле, - уточнил депутат.
С целью предупреждения возможного массового ввоза автомобилей из Армении и Кыргызстана в Договоре о присоединении Республики Армения к Договору о ЕАЭС и Договоре о присоединении Кыргызской Республики к Договору о ЕАЭС условие об оплате разницы в таможенных пошлинах при растаможивании транспорта.
"Вместе с тем, в этих Договорах содержится запрет на передачу права распоряжения временно ввезенных иностранцами автомобилей иным лицам. Казахстанцы, пользуясь открытыми границами и значительной разницей в цене, стали массово завозить автомобили из этих стран. Это привело к тому, что на сегодня в Казахстане эксплуатируются порядка 200 тысяч автомобилей с иностранным учетом, владельцы которых отказываются их растаможивать, - указал сенатор.
Исходя из изложенного, соответствующими госорганами не в полной мере проведена информационно-разъяснительная работа среди граждан. Парламентарий назвал еще ряд серьезных упущений, при этом остановившись на каждом из ведомств по отдельности. Таким образом:
- МВД не обеспечило госрегистрацию автомобилей из Армении и Кыргызстана путем принятия административных мер воздействия на их владельцев (нарушены ст.63 и пп.1 п.2 ст.66 закона «О дорожном движении», водители не привлечены к ответственности по ч.2 ст.590 (управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке) КоАП).
- Министерство финансов не обеспечило взыскание таможенных пошлин путем истребования сведений из таможенных органов Армении и Кыргызстана, пограничной службы КНБ и МВД (нарушены пп.3 п.2 ст.12 Кодекса «О таможенном регулировании в Республике Казахстан», п.31 Договора о присоединении Республики Армения к Договору о ЕАЭС и п.27 Договора о присоединении Кыргызской Республики к Договору о ЕАЭС).
- Министерство юстиции не обеспечило запрет на удостоверение доверенностей по передаче права распоряжения завезенных автомобилей между казахстанскими гражданами, нотариусами по сей день выписываются на них генеральные доверенности (нарушены пп.108-110 п.16 Положения о Министерстве юстиции, пп.2 п.1 ст.18 Закона «О нотариате», п.35 Договора о присоединении Республики Армения к Договору о ЕАЭС и п.31 Договора о присоединении Кыргызской Республики к Договору о ЕАЭС).
- Правительство и представительство ЕАЭС по таможенному сотрудничеству не обеспечили надлежащую реализацию норм, заложенных в договорах о присоединении стран к Таможенному союзу с учетом требований национального законодательства (нарушены п.40 Договора о присоединении Республики Армения к Договору о ЕАЭС и п.43 Договора о присоединении Кыргызской Республики к Договору о ЕАЭС).
Несмотря на принятие Постановления правительства РК от 31 января этого года по данному вопросу просим вас проинформировать о деятельности уполномоченных органов по исполнению поручения Главы Государства и сообщить о принимаемых мерах, попросил Лукин.
Ранее, Токаев, заявил, что до 1 марта необходимо уплатить все таможенные пошлины. Вместе с тем, добавил Глава государства, такие автомобили должны соответствовать требованиям технического регламента. При этом, граждане должны платить регистрационные сборы и госпошлину.
О том, как получить желтый 18-й номер можно прочитать здесь.