Не бит, не крашен: как идея открыть базу страховых компаний скажется на автовладельцах

История автомобиля станет известна всем покупателям.

Маржан Бакиева

В Казахстане планируют открыть доступ к базе данных страховых компаний, для того чтобы покупатели могли проверить, бывал ли автомобиль в ДТП или нет. Эта новость вызвала у автовладельцев смешанные чувства. С одной стороны, нововведение снижает риск купить битую и вторично крашеную машину, с другой – собственное авто, однажды засветившееся в базе, будет сложнее в дальнейшем продать. Эксперты поделились мнением с Liter.kz, как инициатива повлияет на дорожную обстановку.

В настоящее время в Казахстане каждый владелец автомобиля обязан оформить обязательный полис автострахования (ОГПО). За невыполнение требования на автовладельца налагается штраф в размере 20 МРП. В случае ДТП страховая компания возмещает ремонт автомобиля третьего лица, которому нанес ущерб автомобиль владельца страховки ОГПО.

В середине мая в Казахстане запущен сервис “История авто”. Теперь перед покупкой подержанного авто можно узнать дату первичной регистрации автомобиля в стране, количество предыдущих владельцев, залоги и обременения на транспортное средство и так далее.

Кроме того, МВД РК планирует подключение “Единой страховой базы данных”. Это в дальнейшем позволит дополнительно проверить, попадало ли авто в ДТП или нет.

В соцсетях пользователи поделились мнением, к чему может привести открытие базы данных. Главное опасение заключается в том, что теперь участники ДТП будут стараться решить вопрос возмещения ущерба без привлечения полиции и страховой компании, так как никому не хочется “светиться” в этой базе.

В таком случае возрастает риск, что водитель, виновный в ДТП, постарается избежать выплаты денег. Подобная история случилась с Еркином К.

Два года назад со мной на перекрестке в Щучинске столкнулась другая машина. Ущерб – помятое крыло. Решили не привлекать полицию и страховую, договорились оценить ущерб у костоправа в СТО. Приехали на станцию, нам насчитали стоимость восстановления крыла на 450 тысяч тенге. Виновник ДТП выслушал мастера, повернулся ко мне со словами: “Извини, у меня нет таких денег”, и уехал. Привлечь к ответственности я его не смог, так как он открестился от собственной расписки, – говорит собеседник.

В соцсетях комментаторы также поделились мнением о нововведении:

- Все мы знаем, что какая-то доля ДТП минует базы данных.

- О ДТП сообщают, только если есть серьезные дорогостоящие повреждения. А крашеное крыло или бампер роли не играют, особенно если авто далеко не новое.

- Считай, мотивация решать на месте, чтобы метку не получать. В плюсе огромном, конечно же, сами страховщики – обращений будет меньше.

Инициатива с новой силой заставила обсуждать казахстанцев недостатки автострахования в Казахстане. Сейчас, если владелец автомобиля стал виновным в ДТП, он выплачивает солидный штраф и стоимость его новой страховки ОГПО возрастает, так как в глазах страховой компании он становится ненадежным клиентом.

Кроме этого, стоимость страховых выплат может быть недостаточна, чтобы возместить ущерб. И тогда виновный водитель должен будет доплатить деньги добровольно или в рамках суда. А выплаты почти всегда неизбежны, так как, по многочисленным отзывам водителей, страховые компании сильно занижают стоимость страховых выплат, ссылаясь на возраст автомобиля и другие причины.

Мнения экспертов

Председатель Ассоциации страховщиков Казахстана Виталий Веревкин считает, что инициатива МВД РК повысит безопасность на дорогах.

Каждый владелец автомобиля имеет право знать историю своего транспорта. Бывал ли он в ДТП, если да, то какие части были повреждены. Так как сильно пострадавшая машина или некачественно восстановленная влияет на безопасность при вождении. Во многих странах подобные базы давно находятся в свободном доступе. Например, в США это базы Carfax, Carchek, – говорит Виталий Веревкин.

Автоэксперт, журналист Алексей Алексеев отметил, что такая инициатива готовит Казахстан к введению европротокола, который позволяет оформлять аварии, в которых нет пострадавших, по упрощенной схеме, не обращаясь в полицию.

Участники мелкой аварии могут самостоятельно договориться о возмещении ущерба. Таким образом, будет разгружена полиция. Сейчас водители, попавшие в ДТП, часами ожидают сотрудников. Потому что в полиции мало экипажей, которые занимаются оформлением аварий. И приоритет они отдают ДТП с пострадавшими, – рассказал Алексей Алексеев.

Эксперт отметил, что если в ДТП снесли зеркало или поцарапали бок машины, нет пострадавших и ущерб небольшой, то проще договориться на месте. Иначе виновный в ДТП будет обязан заплатить штраф, теряет страховку, а за следующую придется платить гораздо больше. Если водитель имеет небольшой стаж вождения, до двух лет, то суд в 90 процентах случаев может его лишить прав в наказание за несоблюдение ПДД.

В то же время в Казахстане часто возникает ситуация, когда виновный в ДТП отказывается возмещать ущерб даже после расписки. В суде он может заявить, что был в состоянии аффекта и не взвесил все риски. Поэтому сторонам важно тщательно фиксировать схему ДТП, рисовать схему, снимать фото, видео, писать расписку по всем правилам, – говорит автоэксперт.

Руководитель независимого оценочного центра Auto Expert, член Палаты юридических консультантов Костанайской области “Заңгер” Арман Божатов считает, что предложенная задумка хорошая, но при условии, что идея будет грамотно реализована.

И до данной инициативы водители старались на месте решить вопрос возмещения ущерба за мелкие ДТП. Потому что в Казахстане штраф за ДТП составляет 50 МРП, или 70 тысяч тенге. За царапину на 50 тысяч тенге проще договориться на месте. А попадание в базу полиции и страховых компаний влечет за собой неприятные последствия. Но если водитель аккуратно водит авто много лет, и у него максимальный 13-й класс страховки, при страховой премии в размере 15 тысяч выплаты могут быть до 600 МРП, или 2 миллиона 70 тысяч тенге. В таком случае избегать оформления ему невыгодно, – говорит Арман Божатов.

Эксперт прокомментировал жалобы казахстанцев на занижение сумм страховых выплат.

Такая проблема существует много лет, и она не решается. Я был членом рабочей группы по внесению изменений в действующие нормативно-правовые акты по расчетам и по внесению изменений в профильный закон. К сожалению, ни одну из наших инициатив государство не услышало. Мы говорили о том, что необходимо разграничить понятия оценки и калькуляции. Потому что на сегодняшний день от страховой компании определяют ущерб далекие от этого люди, без профильного образования и требования к стажу. По закону они никакой ответственности за свою работу не несут. В то время как требования к независимым оценщикам, в соответствии с законом об оценочной деятельности, достаточно серьезные. Если будут выявлены нарушения, независимый оценщик на первый раз может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, а также приостанавливается его членство в палате до шести месяцев. При повторном нарушении последствия более серьезные, вплоть до полного исключения из палаты, – рассказал юрист.

Арман Божатов подверг критике методы оценки ущерба, которые применяют страховые компании. По его словам, независимые оценщики определяют стоимость запасных частей из цен, сложившихся в регионе. А страховые компании определяют стоимость из интернет-источников, как правило, это сайты магазинов. Но их достоверность сомнительная, так как нельзя определить ценовую накрутку и цены доставки до региона.

Остается проблемным и вопрос применения коэффициента амортизационного износа автомобиля, который в максимальном размере составляет 75%. При большой стоимости ремонта износ может съесть всю страховую выплату. Мы пытались донести, что не нужно применять коэффициент износа средствам пассивной безопасности, а именно к подушкам, ремням безопасности, но и этот вопрос не был решен, – резюмировал эксперт.

Стремясь облегчить жизнь водителей, ставших участниками ДТП, независимые оценщики создали бесплатный бот в Telegram @dtp_konsul_kst_bot. Бот помогает в том числе получать бесплатный расчет стоимости ущерба.

Новости партнеров