Новости Казахстана Новости мира Политика Экономика Регионы Лайфхаки Спорт Amanat

"Не то что ударить, голос нельзя повышать": как изменилась учительская этика в Казахстане

Для решения проблемы насилия в школах нужен комплексный подход, считает эксперт.

02.02.2023, 16:41
"Не то что ударить, голос нельзя повышать": как изменилась учительская этика в Казахстане
Фото: pixabay.com

На днях в социальных сетях широкий резонанс получило видео, на котором учитель физкультуры одной из столичных школ толкнул второклассницу и накричал на нее. Дело дошло до управления образования, которое вскоре объявило об увольнении педагога. Но в комментариях было немало тех, кто сочувствовал уволенному учителю, отмечая, что дети сегодня "пошли слишком нежные, а потом вырастают непонятно кем". Кто-то вообще не увидел в поступке педагога ничего страшного. Liter.kz решил поразмышлять об учительской этике, насколько она важна и как изменилась спустя много лет.

“Учителя физкультуры проходят минимальный фейс-контроль”

Неприятный инцидент вызвал бурные обсуждения среди профессионального сообщества, особенно среди столичных учителей физкультуры. Один из них поделился видением ситуации. Он работает в другой школе и пожелал остаться анонимным.

Лично я оцениваю этот поступок негативно, крайне непедагогично. В любом случае нужно держать себя в руках, потому что это твоя работа, и вне зависимости от того, какое у тебя настроение, что происходит у тебя дома, в твоей душе, ты должен выполнять свою работу качественно. Не все коллеги думают однозначно про случившееся. Кто-то считает, мол, бедолага, перегорел, а другие, и я в том числе, что это крайне непедагогично и таким не место в школе, — говорит собеседник.

Он также отмечает, что сегодня учителя физкультуры при приеме на работу проходят минимальный "фейс-контроль".

А в частности не рассматриваются какие-то психологические, может быть, проблемы самого преподавателя. Порой из-за отсутствия возможности выбирать преподавателей именно со стороны психологического аспекта эти требования перед учителями порой на очень низком уровне. То есть может, грубо говоря, совсем недалекий человек трудоустроиться в школу и работать, — считает он.

Учитель поделился, как организовывает дисциплину на своих уроках, какие использует методы.

Работа со свистком, работа над посещением самого урока, сдача сотовых телефонов мне на хранение. Тем самым делаешь их более серьезными. Сейчас у нас давно нет оценочной системы, мы просто ставим зачет или незачет. Но я все же ввожу какие-то нормативы, чтобы ребенок понимал, насколько он достигает прогресса. Я веду такой некий мониторинг его успеваемости. Озвучиваю им их прошлогодние результаты, к примеру, в прошлом году за шесть минут пробежал 21 круг, а в этот раз 23 круга. "Молодец, растем”, значит, уроки физкультуры проходят недаром. Стараюсь их этим мотивировать, — продолжил учитель.

Он отметил, что на уроках ни в коем случае не должно быть места насилию в адрес ребенка.

Нужно исключать даже какие-то шуточки или выражения в адрес ребенка или целого класса. Сейчас детям многое доступно, они понимают, что могут пожаловаться родителям, а те, в свою очередь, спросить со школы. В мои школьные годы, конечно, такого не было. Учитель был как повелитель на уроке. Боялись и слова сказать, не то что пререкаться. Но как тогда, так и сейчас работа с детьми — это большая ответственность, — отметил он.

Но эта работа, по его словам, приносит и много положительных моментов.

Посмеяться можно с ними, обсудить какие-то фильмы, чемпионаты мира. Я с ними общаюсь. Узнаю у них об успеваемости, какие предметы лучше получаются, чем они увлекаются, чем живут, — отметил наш собеседник.

"Нужна персональная ответственность директоров"

Экс-вице-министр образования и науки Хафиза Утеулина считает, что сегодня в Казахстане активно поднимаются вопросы насилия в детских садах и школах. И наша страна идет по пути, чтобы подобные факты были достоянием общества, потому что дети порой бывают беззащитными перед взрослыми людьми. Но чтобы решить эту проблему, нужен комплексный подход.

Педагоги должны проходить психологическую оценку. Во-первых, при поступлении на педагогические специальности: насколько этот человек готов к работе в детских учреждениях и умеет разрешать конфликты с детьми. Так и при поступлении на работу. Потому что есть люди, которые учатся на педагогов, хотя, возможно, это не их работа и не их призвание. И чисто психологически они устают. И им лучше не быть в стенах школы, если это не их призвание, если они не понимают детей. Если не умеют их останавливать, не умеют с ними ладить и разрешать конфликты, вести переговорный процесс. Сейчас мы говорим о случае, где учитель толкнул ребенка, мы должны воспринимать это как ЧП. Также в соцсетях ходит очень много видео, где воспитатели издеваются над детьми совершенно беспомощными. Помните видео, где воспитатели издевались над детьми с особенностями. Я считаю, что это вопиющий случай. Насколько нужно ненавидеть свою профессию, детей, идти туда работать, поднимать руку на беспомощного маленького ребенка. В любом случае, что бы там ни произошло, насилие ни в коем случае нельзя оправдывать. И что бы ни происходило, какие бы доводы ни приводились, насилие должно наказываться, — отметила Хафиза Утеулина.

К тому же, по ее мнению, в детсадах и школах нужно вводить персональную ответственность директоров за все эти случаи.

Тогда первый руководитель, который набирает персонал, уже будет понимать, что в первую очередь он будет нести ответственность. И он будет более тщательно подбирать персонал, не просто каких-то родственников или знакомых. Обязательно нужно вносить изменения в законодательство по персональной ответственности руководителей. Это будет затрагивать как Административный кодекс, так и закон об образовании, возможно вплоть до Уголовного кодекса. Потому что если ребенок пострадал серьезно, должен отвечать не только учитель, который позволил себе насилие. Там не только физическая, но и психологическая травма, это уже уголовное наказание, и первый руководитель должен понимать, что он тоже будет нести ответственность, — считает Хафиза Утеулина.

Кроме того необходимо проводить доступные лекции для учителей от сотрудников правоохранительных органов, психологов — о законодательстве, об ответственности, о методах разрешения конфликта.

Во многих школах, я уверена, даже не знают мер ответственности за такое поведение. В данном случае учителя уволили. Я считаю, что это правильно. Ни в коем случае учитель не должен доводить до физического насилия. Как бы его не доводили. Он может написать заявление, жалобу, может отказаться вести уроки в этом классе. У взрослого есть масса инструментов отрегулировать этот конфликт. Поэтому насилие в любом случае, каким бы ни был ученик, неприемлемо, — говорит она.

Если отойти конкретно от этого случая, бывают и факты насилия учеников над учителем. Здесь тоже нужна большая работа.

Есть и случаи, когда учителя жалуются на детей, которые привыкли к вседозволенности. В этом случае должны нести ответственность родители. В первую очередь семья воспитывает. Школа дает образование, знания. Говорят, что невозможно воспитать ребенка, нужно воспитывать себя. Потому что ребенок копирует поведение родителей, — говорит Хафиза Утеулина.

"Попечительские советы в школах могут влиять на принятие решений"

Магистр наук в образовательном лидерстве и анализе законодательства Бауыржан Абуов отмечает, что сегодня повышенный спрос с учителя в плане этики — запрос времени.

Раньше мы и наши родители могли получить указкой от учителя, особенно в начальных классах. Дома жаловаться тоже было себе во вред, ведь родители были на стороне учителя. К 2011 году я сам начал учителем. Тогда уже, если пытался говорить с мальчиками чуть жестче, чем с девочками, появлялись вопросы от родителей. Не говоря уже о недопустимости рукоприкладства или повышения голоса. Это запрос времени. Родители хотят обезопасить своих детей. И я тоже буду так или иначе отстаивать интересы своего ребенка, потому что в школу отправляю не для того, чтобы его били или на него кричали, — отмечает он.

Бауыржан Абуов рассказал, что в школах сейчас действуют попечительские советы, которые могут не согласиться с принятием на работу того или иного учителя.

Порой они бывают действенными. Но там, где этот институт работает, и попечительские советы имеют довольно сильную позицию. Однако в большинстве случаев решение о приеме на работу принимает директор или заместители, — сказал Бауыржан Абуов.

Осознанное родительство уже давно становится хорошим трендом для Казахстана. Это, как показывает практика, влечет за собой и повышенные требования к учителям. Девяностые и начало двухтысячных, когда не было социальных сетей и повсеместных разговоров о детской психологии и детских травмах, уже давно позади. Но чтобы не было перегибов, как отмечают наши эксперты, у государства должна быть четкая и выверенная политика по этому вопросу. А всем сторонам этих "школьных отношений" важно сделать шаги навстречу друг другу.

Дина Алиева

Новости партнеров
×