Новости Казахстана Новости мира Политика Экономика Регионы Лайфхаки Спорт Amanat

Не впускали в автобус “колясочников”: как активисты отвоевывают безбарьерную среду в Казахстане

Проект партии AMANAT “Кедергісіз келешек” помог внести десятки поправок в законы.

07.04.2023, 09:38
Не впускали в автобус “колясочников”: как активисты отвоевывают безбарьерную среду в Казахстане
Фото: pixabay.com

Вот уже пятый год в Казахстане работает проект партии AMANAT “Кедергісіз келешек”, который призван улучшить качество жизни казахстанцев с особыми потребностями. Паралимпиец и активист движения за права людей с инвалидностью Ардак Отарбаев рассказал Liter.kz, как инициатива помогла создать городскую среду.

Ардак Отарбаев оказался в инвалидной коляске после ДТП в 2006 году, в котором он получил перелом позвоночника. Около двух лет у него ушло на восстановление и осознание на то, что ходить своими ногами он уже никогда не сможет. А когда осознал, то решил стать примером для других людей с похожей историей.

Мне хотелось, чтобы меня видели и понимали, что колясочники есть, им тоже нужно гулять, работать, заниматься спортом. Для меня было важно быть на виду у всех, чтобы другие люди, которые передвигаются на коляске, также активно участвовали в общественной жизни и не думали, что теперь они должны остаться в четырех стенах квартиры до конца жизни, – вспоминает Ардак Отарбаев.

Чтобы быть на виду у людей, он решил устроиться на работу в ЦОН. Однако его не приняли даже после многократного обивания порогов. О настойчивом мужчине узнал руководитель филиала, проникся его историей и пригласил стать одним из специалистов учреждения.

Так, каждый день тысячи людей стали видеть меня, человека в инвалидной коляске. Их удивлению не было предела, оказалось, что люди с инвалидностью могут полноценно работать. Потом обо мне узнали журналисты, и таким образом я стал одним из активистов движения за права людей с ограниченными возможностями, – поделился своей историей активист.

Затем вместе с коллегами из общественного фонда "ДОС" он инициировал создание СТО для ремонта инвалидной техники. По его словам, ремонт и техническое обслуживание инвалидных колясок – услуга редкая в Казахстане, хотя потребность огромная. В итоге в год специалисты СТО, среди которых и Ардак Отарбаев, оказывают до 2 500 услуг.

Оказавшись в инвалидном кресле, Ардак воочию убедился, что для людей с инвалидностью почти не созданы условия для передвижения в коляске. Кроме них в городах сложно ориентироваться слабослышащим или незрячим. В автобусах не было специальных пандусов, не созданы тактильные дорожки, светофоры работали беззвучно, в магазин и вовсе невозможно было попасть, так как даже имеющиеся пандусы были слишком крутыми для подъема.

Проблемы взялись решать активисты. Начали со столицы, где в 2018 году передвижение на общественном транспорте для жителей в инвалидных колясках было почти невозможным, далеко не каждый автобус был оборудован для их перевозки. Кроме этого, горожане на колясках сталкивались тем, что некоторые водители и вовсе отказывались пускать их в салон или использовать специальный откидной пандус. В каких-то автобусах не было ремней безопасности для инвалидных колясок.

На жалобы отреагировала партия AMANAT. Вместе с активистами она также стала проверять общественный транспорт на его доступность для лиц с инвалидностью.

В ответ в транспортной компании сообщили, что 70% городских автобусов оборудованы всем необходимым для передвижения лиц с ограниченными возможностями. В дальнейшем пообещали условия улучшать.

До проекта “Кедергісіз келешек” каждое общественное объединение, фонд, человек с инвалидностью или родители, воспитывающие особенных детей, ежедневно сталкивались с барьерами в городской и сельской среде. Для людей с инвалидностью было трудно попасть на большинство объектов – магазины, аптеки, больницы, многоэтажные дома, торговые центры, административные здания. Сложности возникали и при обычной прогулке – пешеходные переходы, съезды, входы в общественный транспорт были затруднены. Даже на автобусную остановку было попасть непросто. Мы говорили о проблеме давно, ведь каждый человек имеет право на равный доступ работать, заниматься спортом. И нас услышала партия AMANAT, которая тогда носила название “Нур Отан”. Совместно с партией мы начали претворять в жизнь проект “Кедергісіз келешек”, то есть будущее без барьеров, – рассказал Ардак Отарбаев.

Главная цель проекта – создание безбарьерной среды для граждан с инвалидностью, инклюзивное образование, помощь в трудоустройстве, совершенствование законодательства страны в этой сфере.

Ошибочно думать, что безбарьерная среда важна только для людей, которые передвигаются на колясках или лиц с инвалидностью по зрению, слуху и т. д. Через правильно сооруженные пандусы удобно подниматься родителям с детскими колясками, пожилым людям с больными суставами. Даже бытовую технику, вроде холодильников и стиральных машин, обычно в квартиры доставляют по пандусу, – говорит активист.

За время работы партийного проекта "Кедергісіз Келешек" аманатовцы приняли свыше 80 поправок в законодательство по вопросам защиты прав граждан с особыми потребностями, пересмотрены СНИПы. Через ярмарки вакансий трудоустроено свыше 35 тысяч человек, адаптировано более 20 тысяч социально значимых объектов и др.

Законы должны быть одинаковы для всех. У всех граждан Казахстана равные права, неважно, ходит ли он на своих двоих, передвигается с тростью или на инвалидной коляске. Но первое время мы сталкивались с сильным сопротивлением со стороны бизнеса. Нам говорили, что мы не имеем права приходить и проверять доступ к зданиям, так как действует мораторий на проверки. Но этот запрет действует на финансовую сторону, люди тем временем не могут попасть в аптеку или магазин. Сначала им делали замечания, затем подавали в суд, – говорит Ардак Отарбаев.

По мнению активиста, в крупных городах существует топ-3 проблемных сфер для людей с инвалидностью – это строительный бизнес, гостиницы и парковки.

Дома у нас строят, почти не учитывая, как маломобильные граждане будут подниматься в свои квартиры. Делают высокие пороги, неудобные лифты, где не дотянуться до кнопок, по пандусам самостоятельно не подняться. Также в гостиничном бизнесе – строят огромные пафосные здания, куда на инвалидной коляске не въедешь, та же проблема с парковками – мест для автомобилей людей с инвалидностью мало и их стремятся занять здоровые граждане. Но мы стоим на своем. Ищем ответственных лиц и через уполномоченные органы указываем на ошибки, – рассказал Ардак Отарбаев.

Как отметил активист, необходим строгий контроль строительства и со стороны госорганов, и со стороны граждан. Сейчас примерно 65% зданий в столице стали доступными для людей с инвалидностью.

Новости партнеров
×