Небо покоряется не только мужчинам
Когда речь заходит о женщинах в авиации, многие по привычке думают о бортпроводницах.

Но Казахстан давно вышел за рамки этого стереотипа. За последнее десятилетие доля представительниц прекрасного пола в авиационной отрасли заметно выросла. Сейчас свыше 40% специалистов гражданской авиации РК – женщины передает Liter.kz.
И это значит, что гендерное равенство в авиационной отрасли – цель хоть и амбициозная, но вполне достижимая. Такое мнение высказали участники прошедшего в Алматы регионального семинара Международной организации гражданской авиации.
Семинар Международной организации гражданской авиации “ИКАО”, проходивший в Алматы в течение двух дней, – событие уникальное. Во-первых, региональный воркшоп впервые был посвящен теме гендерного равенства, ну и во-вторых, площадкой для проведения неслучайно был выбран Казахстан. Именно наша страна на сегодняшний день является лидером в регионе по количеству женщин в гражданской авиации. Это успех, которым во многом республика обязана тем казахстанкам, которым пришлось быть первопроходцами, ломать барьеры и прокладывать путь для будущих поколений.
Прошедший семинар собрал немало представительниц прекрасной половины человечества, чей выбор пал на некогда сугубо мужскую профессию. Были и те, кто только начинает свой путь, – студентки главной кузницы кадров для авиации – Академии гражданской авиации. И хотя отношение к женщинам в авиации существенно изменилось, как отмечают профессионалы в юбках, есть большая вероятность столкнуться с мужским скептицизмом, особенно в начале карьеры. Справляться со всеми трудностями и недоверием помогают сильный характер и упрямство. Именно эти волевые черты характера помогли сделать первые и успешные шаги в карьере первой в Казахстане женщине-пилоту вертолета Акерке Шопатаевой. Ее путь в эту, казалось бы, мужскую профессию начался еще в школьные годы.
“Когда я училась в старших классах к нам в школу № 139 в Алматы пришли представители республиканского аэроклуба, и в их числе был легендарный летчик-истребитель, ветеран Великой Отечественной войны Василий Леонтьевич Жовтый. На чистом английском он пригласил нас пройти курсы в аэроклубе. Я, если честно, к этому предложению тогда осталась абсолютно равнодушна, в отличие от моей мамы, которой я вечером рассказала об этом. По ее настоянию я оказалась сначала на курсах, где уже на теоретическом этапе во мне проснулся “дикий” интерес к тому “а каково это, управлять самому воздушным судном?”. Ученицей я оказалась, по всей видимости, способной, так как сам Жовтый рекомендовал мне поступать в Академию гражданской авиации. Прислушалась, тем более и у самой появился большой интерес к этой сфере”, – поделилась воспоминанием Акерке Шопатаева.
Акерке Шопатаева попала в число первых девушек, ставших студентками академии, обучающимися на пилота. Выдержать непростой путь первопроходцев сумели не все. На вручении дипломов об окончании Акерке была единственной девушкой со специализацией “пилот самолета АН-2”. Как вспоминает пилотесса, недоверие и скептицизм во время учебы проскальзывали со стороны не только сокурсников, но и педагогов.
“Было, конечно , обидно, но именно это чувство помогло мне дойти до конца. Хотелось доказать не столько мужчинам-коллегам, сколько самой себе, что я могу все это преодолеть и стать высококлассным пилотом”, – говорит Акерке.
После окончания академии девушку пригласили работать в МЧС “Казавиаспас” на должность второго пилота вертолета МИ-8, где она трудится уже 17 лет. На ее счету – эвакуация больных, тушение лесных пожаров, поисково-спасательные операции. Свою вторую половинку Акерке нашла среди коллег-спасателей. Сейчас у них подрастают четверо детей. Как признается пилотесса, даже после самых сложных вылетов ей и в голову не приходило бросить службу.
Ни разу не пожалела о своем выборе стать авиамехаником и 25-летняя Жанайым Адиль. Девушка пошла по стопам своего дедушки, который всю жизнь проработал авиамехаником.
“Когда пришло время определяться с будущей профессией, мой выбор сразу пал на авиацию.Это сфера, которой я доверяла, с которой больше всего была знакома. В детстве я часто бывала в Академии гражданской авиации, так как мой дедушка здесь преподавал. Многие меня спрашивают, почему именно механиком, все-таки это и физически тяжелая работа. Но это, скорее, благодаря моему боевому характеру”, – рассказывает Жанайым.
В 2019 году Жанайым окончила колледж, поступила в академию и параллельно была зачислена в Air Astana, где прошла обучение по специальной программе подготовки технического персонала. Спустя два года девушка стала не просто дипломированным, но и сертифицированным специалистом по европейским стандартам.
Строить карьеру Жанайым начала в компании Air Astana. Работать приходится на перроне в аэропорту Астаны в любую погоду: и в морозы ниже сорока градусов, и в снежные бури. На семинаре Жанайым поделилась воспоминаем, как однажды сумела выявить поломку самолета, которую долго не могли определить ее коллеги-мужчины.
“Это было ночью, у самолета не закрывался реверс двигателя. Так получилось, что к этой работе я присоединилась совершенно случайно, хотя не была на нее распределена. У меня было свободное время, и я, находясь рядом с ломающими головы коллегами, сумела определить причину. Этот случай запомнился, скорее, не из-за того, что я, молодой специалист, сумела выявить проблему, а потому что меня похвалили, а это, если честно, в мужском коллективе большая редкость”, – поделилась авиамеханик.
В коллективе из 25 специалистов-авиамехаников Жанайым – единственная девушка. Как она вспоминает, мужской коллектив не сразу принял “специалиста в юбке”.
“Никто под меня, естественно, не подстраивался, не помогал, не подсказывал, были даже и такие, кто подшучивал надо мной, но меня это не задевало, так как я морально была готова к любой реакции. Я знала, куда иду, с кем мне придется работать. Я не шла конкурировать с мужчинами, моя цель была работать на равных и делать то, что мне больше всего нравится. И мне это удалось”, – рассказывает Жанайым.
Сейчас Жанайым Адиль находится в декретном отпуске. Супруг девушки к авиации отношения не имеет, он медик, но жену-авиамеханика во всем поддерживает. Вот и на семинар, на котором Жанайым рассказала участникам встречи о своем опыте в необычной для женщин профессии, супруг пришел, чтобы поддержать свою отважную половинку.
В завершение регионального семинара было объявлено о создании Ментор-клуба выпускниц и студенток Академии гражданской авиации, где члены комьюнити будут делиться опытом и поддерживать тех, кто пока только на пути к профессиональной реализации. Клуб станет не просто площадкой для общения и обмена идеями, но и сообществом, где можно найти практичные советы, делиться кейсами в правовом, психологическом, культурном и других планах. При успешном развитии сообщества планируется привлечение специалиста для юридической поддержки женщин в отрасли авиации.