Новости Казахстана Новости мира Политика Экономика Регионы Лайфхаки Спорт Amanat

Неизбежное будущее: “убьет” ли нейросеть художников и дизайнеров

Возможности нейросетей не ограничены.

Неизбежное будущее: “убьет” ли нейросеть художников и дизайнеров
Фотоколлаж: Liter.kz

Искусственный интеллект влился практически во все сферы жизни, в том числе и творчество. Чтобы создать картину, уже не нужно часами вырисовывать, достаточно вбить параметры. Многие рассматривают нейросеть как угрозу остаться без работы, другие – называют помощником. Что думают об этом люди искусства, читайте в материале Liter.kz.

Фото для коллажа из архива Ларисы Карчевской

"Художник – понятие широкое"

Художница, куратор современного искусства Лариса Карчевская занимается творчеством 12 лет, большая часть которой отдана искусству фотографии.  

Изучать искусство и позиционировать себя художником, работающим с разными инструментами, я начала пять лет назад. В своих работах стала использовать не только фотографию, но и перформативные практики, тексты, а потом и вовсе нейросеть, – сказала Лариса Карчевская.

С детства ее увлекала фантастика и киберпанк. Поэтому Лариса считает, что увлечение искусственным интеллектом было неизбежно.

Однажды, изучая диджитал художников, я наткнулась на работы Вадима Эпштейна. Он использует нейросетевые эффекты в графике. Меня очень впечатлила эта техника, и я начала ее изучать. Учеба давалась нелегко, времени на все не хватало. Когда же стали появляться готовые площадки для работы с нейросетью, сразу же ими воспользовалась. В общем-то я была в числе первых, кто начал рисовать в популярных нейросетях, – сказала она.

Как и в любом начинающем деле имеются свои трудности. Основной темой для работы с искусственным интеллектом для Ларисы стала национальная идентичность казахов и культурный код.

Трудность была с выбранной темой. Как выяснилось, в англоязычном сегменте очень мало информации о нашей стране и культуре. Нейросеть могла нарисовать что-то похожее на Астану и Алматы, но никакой информации о других городах у нее не было. Кроме того, казахов рисовала больше похожими на монголов, не способна была нарисовать орнамент, казахскую юрту и прочую айдентику, – дополнила Лариса Карчевская.

При этом художница отметила, что работа с нейросетью – это всегда непредсказуемость результата и невозможность повторить одного и того же персонажа много раз, если это не знаменитость.

Любой человек способен научиться работать с нейросетью. В этом его главный плюс. Раньше люди с богатой фантазией, множеством интересных идей были ограничены мастерством и навыками. Сейчас у каждого есть возможность самовыражаться. Отсюда такой всплеск нейросетевых рисунков в сети. Творчество в целом очень прокачивает эмоциональный интеллект, думаю, людям только на пользу такой инструмент, – добавила Лариса.

В привычном нам мире искусственный интеллект точно не вытеснит художников, считает она. Художник, по ее словам, понятие широкое, куда входят фотографы, перформеры, режиссеры, а нейросеть служит инструментом, чтобы выразить идею и концепцию автора.

Ремесленников вытеснит. К ним относятся дизайнеры, копирайтеры, люди, рисующие портреты на заказ и прочие подобные профессии. Многие со мной захотят поспорить, но я знаю, о чем говорю. Еще в сентябре нейросеть не могла нарисовать пальцы людей, а уже сейчас выигрывает конкурсы по фотографии, – сказала Лариса Карчевская.

Фото для коллажа из архива Малики Игибаевой

"Человек мыслит по-особенному, и этого не отнять"

Диджитал художница, cg generalist Малика Игибаева с детства в сфере искусства. На выбор оказало влияние мамы, которая на тот момент работала директором музея.

Я часто соприкасалась с творческими мероприятиями, для меня это было как что-то собой разумеющееся. В детстве хотела быть мультипликатором, уже тогда писала свои первые истории и делала первые шаги. Когда поступала в университет, не было творческих специальностей или курсов, поэтому отучилась на архитектора, – рассказала Малика.

К искусственному интеллекту девушка относится положительно. Как-никак это развитие и шаг в будущее. Учась на архитектурном, Малика писала научную работу о том, как раньше над чертежом могли сидеть 80 человек, а сейчас один. При этом эффективность увеличилась, а скорость уменьшилась в десятки раз.

Меня часто спрашивают: заменит ли он художников? И я всегда говорю твердое нет. На это есть свои причины. В первую очередь важна идея и мысль, которую вкладывает художник. Конечно, посредственных художников, которые рисовали без идеи, могут заменить. В индустрии низкие позиции тоже может забрать – это те, кто рисует рутинные вещи, которые просто надо сделать, но смысла в них нет. Не стоит забывать, чтобы вырастить художника высокого ранга, нужны и новички, так что не везде будет искусственный интеллект. Компании, которые вкладываются в качество, будут по-прежнему набирать новичков и взращивать профессионалов. Человек все равно мыслит по-особенному, и этого не отнять. Уникальные стили искусственный интеллект не создаст, ведь он учится на существующих. Так что художники всегда будут нужны, – утверждает Малика.

По ее словам, скорее всего, появится много новых профессий с учетом искусственного интеллекта, которые будут помогать художникам.

Возможно, искусственный интеллект будет учиться на стиле художника. Например, мне нужно нарисовать сложную сцену с большим количеством деревьев, а я, обучив нейросеть, могу сгенерировать лес, потом уже попутно меняя и дополняя каждую деталь отдельно, – пояснила она.

Художница отметила, что, если постоянно смотреть на картинки, сгенерированные искусственным интеллектом, то можно заметить некую схожесть.

Конечно, работы в определенных стилях могут запутать, но если приглядеться, заметны схожие паттерны поведения нейросети. Хотя, действительно, есть работы, которые сделаны очень хорошо, где нужно постараться понять. Но это значит, что человек долго работал над этой картинкой, а это уже другое. Он, можно сказать, создал ее. Но в целом ошибки типичные: глаза, руки, порой нечеткие края, перетекающие друг в друга. Некая замыленность, – подчеркнула Малика.

Девушка также затронула тему авторского права. Если раннее все пиратили музыку и ставили ее к своим клипам, то сейчас такое сложно представить и все отслеживается. У художников на сегодняшний день юридической защиты нет.

Даже большие корпорации относятся без уважения к понятию авторского права. Вопрос все еще открыт. Сейчас эта проблема остро стоит в индустрии, и одно из решений – не давать нейросетям авторского права. Тогда использование подобного рода иллюстраций будет коммерчески невыгодным. А что касается уникальных художников по нейросетям, то они будут вынуждены доказывать, что приложили максимум труда, чтобы картинка стала особенной и это предмет искусства. Еще одно из решений – это выплата роялти художникам, работы которых были использованы в создании нейросети, – сказала Малика.

Кстати, искусственный интеллект – отличный инструмент коммуникации с художником, когда заказчик может не просто описать, но и показать примерную идею, благодаря чему многим стало значительно легче.

Фото для коллажа из архива Руслана Есентаева

"Инструмент, обладающий невероятными возможностями"

Графический дизайнер, сооснователь студии графического дизайна “Гравитация”, член Quazar Art Group Руслан Есентаев, которого многие знают как Риз, в пятом классе вместе с другом увлеклись граффити-культурой и начали рисовать на стенах. В сфере графического дизайна Руслан больше 13 лет и около шести лет преподавал уроки дизайна. По его словам, эти знания очень помогают при работе с нейросетями.

При создании изображений и видео с помощью искусственного интеллекта первостепенное значение имеет идея, которую нужно правильно донести до искусственного интеллекта. А имея определенные знания и навыки в работе с цветами, концепциями, разной стилистикой и видами графики, решение этой задачи становится значительно проще, – рассказывает он.

Руслан регулярно расширяет свои знания, изучая смежные области. Благодаря тому, что он какое-то время интересовался фотографией, – это позволило улучшить дизайнерские навыки, связанные с ретушью и обработкой.

Я стал лучше понимать, как работает композиция, свет и тень, изучал каллиграфию и даже преподавал это направление. Улучшил навыки работы со шрифтами, стал лучше понимать, как они строятся, как с ними работать и создавать новые. Перед тем как увлекся сферой, связанной с искусственным интеллектом, активно изучал 3D-графику. Однако возможности создания графики с помощью нейросетей заставили меня полностью переключить внимание на искусственный интеллект, и вот уже год как я изучаю это революционное направление, – сказал Руслан.

Для дизайнера нейросеть – инструмент, который обладает невероятными возможностями, так как она берет на себя все рутинные задачи и решает их быстрее.

Возможности становятся гораздо обширнее, и вы самостоятельно можете решать значительно большее количество задач. Это как если бы у вас появился личный ассистент с опытом, включающим в себя все накопленное человечеством знание, - отметил он.

Если говорить о создании графики, то теперь Руслану не нужно привлекать к работе иллюстратора для реализации определенного проекта. Он просто указывает нужные параметры нейросети, иногда готовит основу или эскиз, а дальше нейросеть все делает сама.

Технологии искусственного интеллекта появились еще в середине XX века, а после появления генеративно-состязательных сетей (GANs) в 2014 году нейросети начали использоваться для генерации изображений. Я познакомился с этой технологией в июне 2022 года, до того как появились самые популярные на данный момент нейросети для генерации изображений Midjouney и StableDiffusion. Это позволило мне увидеть зарождение тренда и скорость его развития. Год назад скорость генерации изображений была в десятки раз дольше, а качество – хуже. Не было возможности так точно управлять результатом, как сейчас, и доступность в плане понятного интерфейса тоже была меньше, – рассказал собеседник.

Руслан также считает, что технология искусственного интеллекта не может пока вытеснить с рынка художников, потому что это лишь инструмент, которым нужно управлять. А для того чтобы делать это эффективнее, необходим человек, обладающий знаниями из этой сферы.

Но я думаю, что художникам нужно переживать о том, что их могут заменить художники, владеющие искусственным интеллектом. Вот это действительно существенная угроза, – смеется Руслан.

Искусственный интеллект – это неизбежное будущее, и нейросети уже давно окружают нас в повседневной жизни: голосовые помощники, роботы-пылесосы, противники в компьютерных играх, визуализация пробок на картах, поисковые системы и многое другое. Но, несмотря на большое количество рисков, нейросети приносят слишком много пользы, поэтому это не просто очередная хайповая тема, к ней нужно относиться очень серьезно. Какой будет следующая ступень в развитии цифрового искусства, остается только догадываться.

Новости партнеров
×