Некоторые проблемные вопросы конституционно-правового развития Казахстана
Провозглашенный и проводимый в настоящее время президентом РК Касым-Жомартом Токаевым в стране курс на построение Нового Казахстана со справедливым обществом вселяет в рядовых казахстанцев надежду и веру в светлое будущее своей страны и своих детей.
Начатые главой государства политические и социально-экономические реформы должны основываться на стабильной, научно обоснованной нормативно-правовой базе, которая, в свою очередь, должна стать основой и гарантией успеха всех проводимых в стране преобразований.
Прошедшая в прошлом году конституционная реформа существенно модернизировала политическую систему Казахстана и демократизировала казахстанское общество в целом.
Вместе с тем имеется целый ряд проблемных вопросов, требующих своего решения именно на уровне Конституции, что является сегодня предметом серьезных дискуссий, проводимых в обществе в целом, и особенно в интеллектуальной его части — творческой интеллигенции. Некоторые из нижеследующих проблемных вопросов мною ранее уже были освещены на страницах СМИ, научных журналов и научных конференциях.
Тем не менее полагаю, что из ряда проблемных вопросов конституционно-правового развития Казахстана необходимо выделить следующие, являющиеся наиболее актуальными для нашей правовой действительности.
Развитие отечественной науки
На данном этапе серьезную обеспокоенность в научном сообществе Казахстана вызывает проблема развития науки в нашей стране. При этом основным и главным условием ее развития является расширение сферы ее конституционно-правового регулирования.
Конституция РК, в пункте 1 статьи 20, лишь констатирует, что свобода слова и творчества гарантируется. Однако в современных условиях этого явно недостаточно.
Расширив сферу конституционно-правового регулирования научно-исследовательской деятельности, государство может реально повлиять на усиление интенсивности ее развития и, как следствие, успешно диверсифицировать производство и всю экономику страны.
В отдельных странах — участницах ЕАЭС это уже сделано на уровне основных законов. К примеру, в России в соответствии с пунктом 1 статьи 44 Конституции каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научно-технического и других видов творчества. Кроме того, конституционная реформа 2020 года в России также существенно расширила государственно-правовое регулирование сферы науки, результатом чего стало конституционное установление п.п. в. 1) п. 1 ст. 114 Конституции РФ, в соответствии с которым правительство РФ обеспечивает государственную поддержку научно-технологического развития Российской Федерации, сохранение и развитие ее научного потенциала.
Аналогичные нормы также закреплены в Конституциях Беларуси, Армении и Кыргызстана.
Закрепление подобной нормы в Основном законе Республики Казахстан создаст условия и гарантии для дальнейшего прогрессивного развития науки и наукоемких технологий в нашей стране. Более того, ст. 61 п. 3 п.п. 1) — 11) Конституции РК в императивной форме дает исчерпывающий перечень общественных отношений, по которым Парламент РК вправе принимать законы.
Все иные отношения регулируются подзаконными актами. Однако в настоящее время приняты и действуют законодательные акты, регулирующие сферу науки, космической деятельности и другие общественные отношения, не входящие в вышеуказанный перечень. Налицо противоречие между конституционным установлением и рядом принятых и действующих законов. Полагаю, что для устранения данного противоречия необходимо исключить из пункта 3 статьи 61 перечень, регулирующий общественные отношения, по которым Парламент РК вправе издавать законы, оставив за ним право издавать те, которые регулируют важнейшие общественные отношения, устанавливают основополагающие принципы и нормы важнейших сфер общественной жизнедеятельности.
Усиление роли государственного языка
Учитывая роль и значение государственного языка в вопросах укрепления и защиты суверенитета нашей страны, следует пункт 1 статьи 7 Основного закона РК дополнить словами: "как язык государствообразующей нации" и изложить в следующей редакции: "В Республике Казахстан государственным является казахский язык, как язык государствообразующей нации". Данное предложение не является новым, поскольку оно уже закреплено в Конституции многонациональной и полиязычной России последней конституционной реформой. Дополнение это в нашей Конституции никоим образом не принизит роль русского и других языков, употребляемых в Казахстане и будет способствовать укреплению национального суверенитета, построению демократической правовой государственности в нашей стране. Более того, данное изменение и дополнение в полном объеме будет соответствовать положению преамбулы Конституции РК, где записано: "Мы, народ Казахстана, объединенные общей исторической судьбой, созидая государственность на исконной казахской земле...".
Нормы, регламентирующие отношение граждан к труду
В условиях мирового кризиса, постпандемии, санкционной политики в отношении соседней России вопросы социальной защиты сегодня встают в обществе наиболее остро. Так, высокий уровень безработицы создает социальную напряженность в обществе. Проблема эта требует своего решения также на уровне Конституции.
Конституция как акт высшей юридической силы государства, закрепляя основные права и свободы человека и гражданина в самых различных сферах общественной жизни, закрепляет их в сфере труда. В этой связи видится необходимым рассмотреть право граждан на труд, что особенно важно в рамках функционирования ЕАЭС.
Если обратиться к текстам Конституций России и Казахстана, то можно констатировать примерно схожие нормы, регламентирующие отношения граждан к труду. Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 37 Конституции РФ: "Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию".
Аналогичная норма прописана в пункте 1 статьи 24 Конституции РК: "Каждый имеет право на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии...". Как видно из вышеизложенного, в основе этих конституционных установлений заложено право на свободу труда, но не право на труд.
В свою очередь содержание принципа свободы труда вызывает активные дискуссии в обществе. В данном случае принцип свободы труда понимается как гарантия реализации возможности трудиться (или не трудиться), то есть заниматься (или не заниматься) общественно-полезным трудом в любых формах. Данная норма, если рассматривать ее в широком аспекте, предоставляют каждому трудоспособному право альтернативного личного волеизъявления: хочешь — работай, не хочешь — не работай.
Тем самым государство как субъект данного конституционного правоотношения, оставаясь основным гарантом регулирования трудовых отношений, пытается либерализировать эту сферу, отдавая приоритет свободе труда, снимая тем самым с себя обязанность заниматься трудоустройством своих граждан.
В то же время смысловая нагрузка категории "право" состоит в предоставлении определенного социального блага, то есть конституционное право всегда предполагает корреспондирующую ему обязанность другого субъекта, как правило, государства.
Сегодня экономика Казахстана обладает более сильным потенциалом по сравнению с экономиками Беларуси, Армении и Кыргызстана, что уже позволяет государству гарантировать своим гражданам право на труд.
В данном аспекте важно отметить, что пункт 1 статьи 23 Всеобщей декларации прав человека устанавливает для каждого право на труд. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах в пункте 1 статьи 6 также устанавливает право на труд. То есть ни о какой свободе труда в данных международных правовых актах речи не идет.
Наиболее социально-гуманистическими, на мой взгляд, являются конституционные нормы, регламентирующие право на труд в Основном законе Республики Беларусь. Так, согласно статье 41 Конституции РБ, гражданам гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда. Здесь же констатируется, что государство создает условия для полной занятости населения. В случае незанятости лица по не зависящим от него причинам ему гарантируется обучение новым специальностям и повышения квалификации с учетом общественных потребностей, а также пособие по безработице в соответствии с законом.
Таким образом, основой создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, должен являться свободный, достойный и гарантированный труд. Именно право на труд способно должным образом обеспечить достижение целей социального государства, которое предполагается построить согласно пункту 1 статьи 1 Конституции РК.
Сохранение традиционных духовно-нравственных ценностей и усиление со стороны государства заботы в отношении семьи и воспитания детей
Особую обеспокоенность в обществе сегодня вызывает необходимость сохранения наших традиционных духовно-нравственных ценностей и усиление со стороны государства заботы в отношении семьи и воспитания детей. Вопрос этот напрямую связан с необходимостью конституционно-правового регулирования брачно-семейных отношений.
В противовес так называемым "западным ценностям", проповедующим толерантность к ЛГБТ-сообществам, однополым бракам и даже усыновлению (удочерению) ими детей, например, конституционной реформой 2020 года в России было внесено в Основной закон положение, в соответствии с которым в совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся в том числе вопросы защиты семьи, материнства, отцовства и детства; защита института брака как союза мужчины и женщины; создание условий для достойного воспитания детей в семье...
Более того, принятие отдельного закона, запрещающего пропаганду ЛГБТ в России, стало правовой гарантией сохранения общих традиционных ценностей, что также, по моему мнению, должно быть интегрировано в законодательство Республики Казахстан.
Необходимо отметить, что данная конституционная норма была успешно интегрирована в Конституцию Республики Беларусь, где трансформировалась в статью 32, в соответствии с которой женщина и мужчина по достижении брачного возраста имеют право на добровольной основе вступить в брак и создать семью, что явилось следствием проведенной в РБ конституционной реформы 2022 года.
Предварительно, в ходе конституционной реформы 2021 года норма эта была также успешно интегрирована и в Основной закон Кыргызской Республики, где в пункте 1 статьи 26 закреплено следующее: "Семья создается на основе добровольного вступления в брак мужчины и женщины, достигших установленного законом брачного возраста".
Аналогичным образом данная конституционная норма была интегрирована в 2021 году в Конституцию Республики Армения, где в статье 35 нашла закрепление в следующем виде: "Женщина и мужчина, достигшие брачного возраста, при свободном волеизъявлении имеют право на вступление в брак и создание семьи...".
Необходимо констатировать, что прошедшая в июне 2022 года в Республике Казахстан конституционная реформа не затронула данную сферу общественных отношений, а в пункте 1 статьи 27 ее Конституции закреплено следующее: "Брак и семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства". При этом надо отметить, что казахстанскому обществу всегда были присущи традиционные ценности и общепринятые взгляды на брак и семью, а большинство населения страны исповедует ислам, отвергающий и осуждающий любые однополые связи.
Опасность вышеуказанного положения заключается в том, что нормы Конституции обладают высшей юридической силой и имеют прямое действие, поэтому данная проблема требует своего безотлагательного решения на уровне Конституции.
Отсутствие должного внимания к ней может в будущем вызвать социальный взрыв в традиционном казахском обществе.
Закрепление в России, Беларуси, Кыргызстане и Армении на конституционном уровне правовых норм, определяющих брак как союз мужчины и женщины, направлен не против сексуальных меньшинств, а на установление государствами реальной правовой преграды в целях защиты присущих народам этих стран морально-нравственных и духовных ценностей, основанных на традиционном подходе к вопросам семьи и брака. Поэтому можно полагать, что законодатель Казахстана все же интегрирует в будущем данную норму в Конституцию республики.
Деидеологизация общества
Вышеуказанные отдельные проблемные вопросы в основном являются вопросами идеологического характера. Деидеологизация общества, начавшаяся после распада СССР, нанесла ощутимый ущерб духовно-нравственному развитию общества.
Пункт 1 статьи 5 Конституции РК устанавливает, что в Республике Казахстан признается политическое и идеологическое разнообразие. Из этого следует возможность и необходимость существования в стране государственной идеологии. Идеология эта должна проповедовать общесоциальные, общегуманные ценности и не иметь классового характера. За 30 лет суверенитета и независимости в стране выросло целое поколение людей, воспитанных в условиях идеологического вакуума. Отсюда у молодежи наблюдается потребительское отношение к жизни, культ денег, чуждых нам западных ценностей, отсутствие должного патриотизма.
В такой ситуации необходимо формирование новой идеологии, направленной на воспитание истинных патриотов своей страны. Более того, проводимые сегодня в стране политические и социально-экономические реформы нуждаются в их идеологическом обеспечении. Новая система идеологических воззрений должна стать залогом и гарантией успешной реализации всех проводимых в стране реформ, что позволит существенно продвинуться в построении Нового Казахстана как Справедливого государства.
Противодействие сепаратизму
Унитарное устройство, территориальная целостность нашей страны относятся к наиболее значимым ценностям и в соответствии с пунктом 2 статьи 91 Конституции Республики Казахстан не подлежат изменениям.
Вместе с тем есть основания полагать, что назрела необходимость конкретизации и детализации правовых преград от возможных посягательств на унитарное устройство и территориальную целостность нашей республики. В связи с этим полагаю возможным внести дополнения в пункт 2 статьи 39 Конституции и изложить его в следующей редакции: "Признаются неконституционными и преследуются по закону любые действия, способные нарушить межнациональное, межконфессиональное согласие и посягающие на государственное устройство Республики Казахстан".
Актуальность предложенной новеллы обусловлена многими факторами как внешнего, так и внутреннего характера. К внешним факторам относятся угроза международного терроризма, религиозного радикального экстремизма, вынашивание идей создания халифата и, как следствие, раскола унитарного устройства и территориальной целостности нашей страны.
Внутренними факторами являются многонациональность и многоконфессиональность нашего общества, компактное проживание в определенно-конкретных административно-территориальных единицах этносов, деидеологизация и все еще низкий уровень правовой культуры населения. Кроме того, огромная, зачастую малонаселенная территория и богатые запасы природных ресурсов делают наш Казахстан лакомым куском для многих зарубежных деструктивных политических сил.
Опыт многих образованных на постсоветском пространстве стран показывает, что идеи сепаратизма возникают, развиваются и подпитываются в том числе финансовыми ресурсами извне именно в странах с многонациональным и многоконфессиональным обществом. Поэтому государство в целях собственной защиты обязано создавать правовые преграды для развития сепаратистских идей, прежде всего, путем своевременного законодательствования. Даже при том, что Уголовный кодекс РК содержит в себе статью 180 "Сепаратистская деятельность", предусматривающую уголовную ответственность за сепаратизм, а также имеются законы Республики Казахстан "О противодействии терроризму", "О противодействии экстремизму", есть все основания полагать, что на данном этапе Казахстану крайне необходим отдельный закон о противодействии сепаратизму. Предложенная модернизация пункта 2 статьи 33 Конституции может послужить одной из основ для принятия такого закона. Причем идеологическое обеспечение в реализации такого закона должна в большей степени взять на себя Ассамблея народа Казахстана.
Помимо вышеобозначенных, в Конституции РК имеется немало других проблемных вопросов, требующих своего решения и которые невозможно обозначить в рамках одной статьи. Причем положительное их решение в полной мере будет соответствовать пункту 1 статьи 1 Конституции, в соответствии с которым Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы, и способствует ускорению процесса построения Нового Казахстана как Справедливого государства.
Еркин ДУЙСЕНОВ, доктор юридических наук