Системные изменения, внедрение современных технологий и грамотное планирование — ключевые факторы, которые помогут Астане справиться с нарастающими проблемами.
Каждый раз, когда на Астану обрушиваются сильные осадки, город превращается в настоящий водоем. Дороги становятся непроходимыми, а жители вынуждены буквально плыть через улицы, сталкиваясь с рисками для здоровья и безопасности. Несмотря на многочисленные заверения властей о модернизации и поддержке системы ливневой канализации, столица Казахстана продолжает утопать в воде с каждой серьезной непогодой. Особенно остро эта проблема проявилась в начале августа, когда двое суток шли проливные дожди с градом, полностью парализовав движение на многих улицах и создав критические ситуации для жителей города. Подробнее на Liter.kz.
Природный катаклизм или человеческая халатность?Согласно данным Казгидромета, за два дня, 8-9 августа, в Астане выпало 48 мм осадков, что значительно превышало месячную норму, составляющую 31 мм. Это привело к массовым подтоплениям, в результате которых город буквально утонул. Вода заполонила улицы, движение транспорта было ограничено, а жители оказались в ловушке на затопленных дорогах. Один из самых тревожных инцидентов произошел, когда женщина, пытаясь перейти дорогу, упала в глубокую лужу и едва не захлебнулась водой.
В ответ на это власти Астаны заявили, что коммунальные службы работали в усиленном режиме. В городе было задействовано более 200 единиц спецтехники для откачки воды, однако дождь продолжал идти, и ситуация оставалась крайне сложной. Вследствие этого власти даже призывали граждан не выезжать на улицы без крайней необходимости, однако это мало помогало, когда вода заливала даже тротуары и подземные переходы.
Системные проблемы ливневой канализацииАкимат Астаны утверждает, что коммунальные службы на постоянной основе ведут работы по прочистке коллекторов и дождеприемников, пропарке труб и строительству новых систем ливневой канализации. Однако, несмотря на эти заверения, критическая ситуация с затоплениями повторяется каждый год. Причиной тому может служить не только аномальное количество осадков, но и системные ошибки в управлении и эксплуатации городской инфраструктуры.
Особенно остро это проявилось в результате недавнего инцидента с прорывом канализационной трубы на одной из столичных улиц. Из-за ливней и неправильного обращения с трубопроводом во время строительства, вся траншея превратилась в котлован, заполненный водой и нечистотами. В результате, на протяжении 200 метров поврежденного трубопровода распространился невыносимый запах, который до сих пор беспокоит местных жителей.
И пусть коллектор уже восстановили, данный случай с прорывом канализационной трубы стал не только неудобством для жителей, но и реальной угрозой для окружающей среды и здоровья людей. Такие инциденты свидетельствуют о серьезных недостатках в контроле за качеством выполнения строительных работ и соблюдении технологий.
Это не первый случай, когда Астана сталкивается с подобными проблемами. Каждый раз, когда город оказывается под мощным ливнем, становится очевидным, что существующая система ливневой канализации просто не справляется с нагрузкой. Ситуация усугубляется тем, что несанкционированные врезки в коллекторы, сброс строительного мусора и бытовых отходов в систему канализации только усугубляют проблемы, перегружая инфраструктуру и приводя к частым поломкам насосных станций и очистных сооружений.
Что говорят в управлении коммунального хозяйства
В управлении коммунального хозяйства в ответ на запрос корреспондента Liter.kz рассказали, что система ливневой канализации Астаны включает в себя 18 очистных сооружений и один пруд. Общая протяженность сетей составляет 610 км. С 2019 по 2023 год было построено и реконструировано более 400 км сетей магистральных коллекторов ливневой, дренажной и лотково-арычной канализации. Также введены в эксплуатацию девять насосных станций и четыре новых очистных сооружения.
Однако, несмотря на столь масштабные работы, некоторые участки столицы все еще испытывают трудности с отводом дождевых и талых вод. Одним из таких проблемных участков, как признались в ведомстве, является проспект Туран.
“Функционирование канализационного коллектора по проспекту Туран и улице Улы Дала перегружается из-за незаконных врезок со стороны частных застройщиков и домовладельцев. Подобные несанкционированные подключения приводят к переполнению коллектора и, как следствие, к его частым поломкам. Кроме того, в систему ливневой канализации зачастую выбрасываются бытовые отходы, строительные материалы и другие предметы, что приводит к нарушению работы насосных станций и очистных сооружений”, – отметили в ведомстве.
В управлении также прокомментировали прорыв канализационной трубы, отметив, что история существующего коллектора в этом районе начинается 16 лет назад, и за это время нагрузка на него значительно возросла.
“В ответ на возникшие проблемы акимат города инициировал строительство нового магистрального канализационного коллектора в районе проспекта Туран. Этот коллектор будет иметь протяженность восемь километров, что превышает длину существующего. Завершение строительства нового коллектора планируется осенью текущего года, и часть работ уже успешно завершена”, – заметили специалисты.
В рамках проекта “Развитие системы ливневой канализации в городе Астане” завершилась работа по реконструкции коллектора ливневой канализации по проспекту Тауелсиздик на участке от проспекта Момышулы до улицы Ташенова. Этот объект уже введен в эксплуатацию и, как заверили в управлении, помогает улучшить систему отвода дождевых стоков в данной части города.
В 2024 году также продолжается работа по пяти другим проектам ливневой канализации. Три из них планируется завершить в ближайшее время. В рамках данных проектов будет проложено более пяти километров новых коллекторов, а также завершено строительство очистного сооружения в районе нового железнодорожного вокзала. Помимо этого, ведется проектирование еще восьми объектов сетей и сооружений ливневой канализации, что в будущем должно существенно повысить устойчивость городской инфраструктуры к осадкам.
Кроме того, в управлении говорят, что готовят к разработке технико-экономическое обоснование для проекта “Развитие системы ливневой канализации в городе Астане до 2035 года”.
“Этот документ станет основой для дальнейшего планирования и реализации мер по улучшению ливневой инфраструктуры на протяжении следующего десятилетия”, – отмечают в ответе на запрос.
К слову отводом поверхностных стоков в Астане занимается организация Elorda eco system. Она должна прочищать коллекторы и дождеприемники, пропаривать трубы и проводить другие работы по обслуживанию системы ливневой канализации.
Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что кризисная ситуация, сложившаяся в Астане после сильных дождей и града, подчеркивает необходимость радикальных изменений в управлении городской инфраструктурой. Проблемы, связанные с ливневой канализацией, требуют не только оперативных действий со стороны властей, но и системных решений, направленных на долгосрочную модернизацию и улучшение существующих объектов.
По крайне мере, аким Астаны Женис Касымбек признал проблемы и пообещал решить их.
"Проблемы никто не отрицает и не скрывает. Это связано также с тем, что у нас большое количество жилья строится. В прошлом году, по официальной статистике, 3,8 млн кв. м жилья возвели. Это почти четвертая-пятая часть всего, что строится в Казахстане. При этом необходимо успевать строить к этому жилью и школы, и сады, и ливневки, и так далее. Были определенные вопросы при начале этого строительства", – озвучил градоначальник.
Сейчас, когда город сталкивается с постоянными угрозами подтоплений и аварий в системе канализации, становится ясно, что текущие меры недостаточны. Требуется усиленный контроль за качеством строительных работ, строгий надзор за соблюдением технологий и ответственность подрядных организаций за свои действия. Лишь в этом случае можно будет надеяться на улучшение ситуации и предотвращение новых катастроф.
Системные изменения, внедрение современных технологий и грамотное планирование — ключевые факторы, которые помогут Астане справиться с нарастающими проблемами. Только так столица сможет стать безопасным и комфортным местом для жизни своих граждан, не опасаясь каждый раз, что после очередного дождя город снова “поплывет”.