Низкие зарплаты и непризнанный статус: с чем сталкиваются казахстанские школьные библиотекари

Читающая нация начинается с библиотеки. 

Жулдыз Жапарова

Библиотеки всегда были оплотом знаний и культуры, но в последние годы их судьба оказывается под вопросом: что станет с библиотекарями в условиях цифровизации? Многие полагают, что эта профессия скоро исчезнет, уступив место технологиям. Однако, как показывает опыт, библиотечное дело не только остается актуальным, но и претерпевает значительные изменения. А еще, назревает вопрос о повышении статуса школьных библиотекарей и повышении их зарплат, которые, к 2024 году, остаются на редкость низкими. Подробнее на Liter.kz.

Понять, как живут школьные библиотекари в 2024 году, нам помогло интервью с заведующей библиотеки школы-лицея №62 Тлектес Кутубаевой, которое к слову, не случайное – 24 октября в Казахстане празднуется “День библиотекаря”. Путь в профессию нашей героини начался, как это часто бывает, с любви к книгам. Она вспоминает, что в детстве много читала и часто бывала в сельской библиотеке.

"Я очень любила читать в детстве. В день могла одну книгу прочитать. В сельской библиотеке бывала каждую неделю. После школы мне предложили там работу, и я осталась работать библиотекарем. С тех пор работаю уже 31 год", — рассказала она.

Ее страсть к книгам и стремление развивать культуру чтения среди детей стали основой для долгой карьеры, наполненной множеством мероприятий и проектов, направленных на привлечение школьников к книгам.

Изменения в библиотечной сфере

Несмотря на сложные разговоры о "вымирающей профессии", Тлектес Омерзаковна отмечает позитивные изменения в школьных библиотеках. Появляется больше литературы, обновляются фонды, а библиотеки становятся современными и комфортными для детей.

"В последние годы в школьные библиотеки начало поступать больше литературы. Также в некоторых школах прошел редизайн, библиотеки стали красивыми, с современной мебелью. Пооткрывались “комфортные школы”. Кстати, в этом проекте я приняла активное участие. Все это создает условия как для детей, так и для нас – библиотекарей", — отметила она.

Кроме того, значительные изменения произошли в работе благодаря внедрению цифровых технологий.

"В этом году была поставлена электронная программа для облегчения нашей работы. Она пока сыровата, но уже помогает. Мы начали использовать искусственный интеллект, чат GPT, что делает работу быстрее и удобнее", — рассказала Тлектес.

Миф о “нечитающих детях”

Бытует мнение, что современные дети мало читают. Однако Тлектес Кутубаева с этим категорически не согласна. По ее наблюдениям, чтение среди школьников становится популярным трендом.

"Раньше говорили, что дети не читают, но я вижу обратное. Дети нашей школы читают много. Постоянно приходят ко мне с запросами, и мы закупаем литературу по этим заявкам. Комиксы, фантастика, классика — все это есть в нашей библиотеке", — подчеркнула она.

Школьная библиотека регулярно организует проекты и мероприятия, направленные на привлечение детей к чтению. Среди них проект «Один класс — одна книга», где каждый класс читает определенную книгу и устраивает мероприятия по ее итогам, а также букчеллендж «Прочитай книгу и получи подарок», по результатам которого активные участники могут получить даже ценный приз, такой как велосипед.

“Также в школе был реализован проект READx, где учащиеся делились о прочитанном. Каждый год проводятся акции, такие как “Подари библиотеке книгу”, где учащиеся дарят книги, тем самым пополняя фонд библиотеки. В этом году запустили букчеллендж “Прочитай книгу и получи подарок”. Основная цель букчелленджа – поощрение учащихся к чтению литературы; научиться читать книгу и рассказать ее содержание; обогащать творческие способности учащихся, исследовательские способности, словарный запас и развивать их мышление”, – рассказывает с упоением заведующая библиотеки.

Библиотекарь как наставник

Одной из ключевых ролей библиотекаря остается не только выдача книг, но и наставничество. Тлектес Омерзаковна подчеркивает, что никакие технологии не смогут заменить живое человеческое общение и эмоциональную связь между библиотекарем и учеником.

"Когда ребенок приходит в библиотеку, особенно первоклассник, ему нужно помочь с выбором книги. Мы помогаем советом, поддержкой. Библиотекари — это не просто хранители книг, это еще и эмпаты. Мы видим, какое настроение у ребенка, можем понять, какая книга поможет ему. Если не библиотекари, кто будет продвигать чтение? К примеру, у нас, каждый день библиотеку посещают около 40 человек. Я их каждый раз консультирую, они мне рассказывают, что они прочитали. Мы с детьми, бывает, изучаем госсимволы, гимн поем. Иногда проходимся по разным странам, знакомимся с их литературой. А дети –  они благодарные, целуют даже. Одна девочка недавно подбежала, обняла и поцеловала, спасибо сказала за сказку. Многие думают, что библиотекари сидят, ничего не делают, просто книжку выдают и все. Это уже давным-давно не так. Сейчас от подачи библиотекаря, его энергии, его работы очень многое зависит. Я такой человек, я не могу на месте сидеть. У меня в день сегодня три мероприятия было. Я все время бегаю. У меня, честно говоря, ноги вечером болят. Для первых-четвертых классов у меня отдельные полки; для пятых – седьмых классов другие книги, для восьмых - отдельные. И даже одиннадцатиклассники приходят когда, советуются, какую литературу прочитать", — поделилась библиотекарь.

И хотя цифровизация проникает в библиотечную сферу, она уверена, что ни один искусственный интеллект не сможет заменить профессионализм библиотекаря.

Проблемы профессии

Несмотря на все положительные изменения, профессия библиотекаря сталкивается с рядом проблем, главной из которых является низкий статус и заработная плата. Тлектес Кутубаева считает, что библиотекари должны быть приравнены к педагогам, так как они играют важную роль в образовательном процессе.

"В России у библиотекарей есть статус, и даже в некоторых библиотеках Казахстана, в тех же Назарбаев школах, специалистов называют библиотекарь-педагог. У них достойные зарплаты и есть доплаты. У нас же мы просто школьные библиотекари. А когда речь идет о повышении заработных плат, мы вдруг не относимся ни к министерству культуры, ни к минпросвещения. Молодежь не идет в профессию из-за низких зарплат. Хотя факультеты “Библиотечное дело” открыли во многих педагогических вузах страны. Но работают пока что, те, кто любит профессию и те, кому скоро на пенсию. Для привлечения кадров нужно повысить статус библиотекаря, а также зарплаты", — объяснила она.

Сейчас заработная плата библиотекарей варьируется от 80-200 тысяч тенге, в зависимости от ставки, категории и образования. В селах и вовсе, зарплата ниже прожиточного минимума. 

Важной частью работы библиотекаря является постоянное повышение квалификации, однако, по словам Кутубаевой, обучающие семинары и курсы проводятся недостаточно часто.

"Хотелось бы, чтобы повышение квалификации проходило чаще, а не раз в год или два. Также было бы полезно организовать поездки за рубеж, чтобы мы могли увидеть, как работают наши коллеги в той же России, Грузии и других странах СНГ. Я, например, хотела бы посмотреть работу библиотекарей Екатеринбурга, Омска. Еще, конечно, хотелось бы увидеть и перенять опыт работы библиотек в Европе и США. Пока нам предлагают поездки за рубеж только за собственный счет. Но, куда, с такими зарплатами?" — недоумевает библиотекарь.

Будущее библиотек

Говоря о будущем, Тлектес Кутубаева надеется, что библиотекари продолжат свою важную роль в обществе. Она видит библиотеку будущего как современное, цифровизированное пространство, но с сохранением важнейшей функции — человеческого общения и наставничества.

"Хочется, чтобы все было по последнему слову техники, но чтобы библиотекари оставались. Мы должны помогать детям не только выбирать книги, но и развивать их любовь к чтению через мероприятия и личное общение. Пусть книги выдаются и собираются через автоматизированные процессы, а мы, как мне кажется, должны выполнять роль консультантов", — поделилась Тлектес Омерзаковна своими мыслями.

Исходя из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что библиотекарь — это не просто профессия, это призвание, основанное на любви к книгам и детям. Несмотря на вызовы, стоящие перед библиотечным делом в эпоху цифровизации, такие специалисты, как Тлектес Кутубаева, продолжают сохранять и развивать культуру чтения среди школьников. А это значит, что библиотеки и дальше будут играть важную роль в образовании и воспитании будущих поколений. Ведь все-таки, читающая нация начинается с библиотеки. 

Новости партнеров