Читающая нация начинается с библиотеки.
Библиотеки всегда были оплотом знаний и культуры, но в последние годы их судьба оказывается под вопросом: что станет с библиотекарями в условиях цифровизации? Многие полагают, что эта профессия скоро исчезнет, уступив место технологиям. Однако, как показывает опыт, библиотечное дело не только остается актуальным, но и претерпевает значительные изменения. А еще, назревает вопрос о повышении статуса школьных библиотекарей и повышении их зарплат, которые, к 2024 году, остаются на редкость низкими. Подробнее на Liter.kz.
Понять, как живут школьные библиотекари в 2024 году, нам помогло интервью с заведующей библиотеки школы-лицея №62 Тлектес Кутубаевой, которое к слову, не случайное – 24 октября в Казахстане празднуется “День библиотекаря”. Путь в профессию нашей героини начался, как это часто бывает, с любви к книгам. Она вспоминает, что в детстве много читала и часто бывала в сельской библиотеке.
"Я очень любила читать в детстве. В день могла одну книгу прочитать. В сельской библиотеке бывала каждую неделю. После школы мне предложили там работу, и я осталась работать библиотекарем. С тех пор работаю уже 31 год", — рассказала она.
Ее страсть к книгам и стремление развивать культуру чтения среди детей стали основой для долгой карьеры, наполненной множеством мероприятий и проектов, направленных на привлечение школьников к книгам.
Изменения в библиотечной сфереНесмотря на сложные разговоры о "вымирающей профессии", Тлектес Омерзаковна отмечает позитивные изменения в школьных библиотеках. Появляется больше литературы, обновляются фонды, а библиотеки становятся современными и комфортными для детей.
"В последние годы в школьные библиотеки начало поступать больше литературы. Также в некоторых школах прошел редизайн, библиотеки стали красивыми, с современной мебелью. Пооткрывались “комфортные школы”. Кстати, в этом проекте я приняла активное участие. Все это создает условия как для детей, так и для нас – библиотекарей", — отметила она.
Кроме того, значительные изменения произошли в работе благодаря внедрению цифровых технологий.
Миф о “нечитающих детях”"В этом году была поставлена электронная программа для облегчения нашей работы. Она пока сыровата, но уже помогает. Мы начали использовать искусственный интеллект, чат GPT, что делает работу быстрее и удобнее", — рассказала Тлектес.
Бытует мнение, что современные дети мало читают. Однако Тлектес Кутубаева с этим категорически не согласна. По ее наблюдениям, чтение среди школьников становится популярным трендом.
"Раньше говорили, что дети не читают, но я вижу обратное. Дети нашей школы читают много. Постоянно приходят ко мне с запросами, и мы закупаем литературу по этим заявкам. Комиксы, фантастика, классика — все это есть в нашей библиотеке", — подчеркнула она.
Школьная библиотека регулярно организует проекты и мероприятия, направленные на привлечение детей к чтению. Среди них проект «Один класс — одна книга», где каждый класс читает определенную книгу и устраивает мероприятия по ее итогам, а также букчеллендж «Прочитай книгу и получи подарок», по результатам которого активные участники могут получить даже ценный приз, такой как велосипед.
Библиотекарь как наставник“Также в школе был реализован проект READx, где учащиеся делились о прочитанном. Каждый год проводятся акции, такие как “Подари библиотеке книгу”, где учащиеся дарят книги, тем самым пополняя фонд библиотеки. В этом году запустили букчеллендж “Прочитай книгу и получи подарок”. Основная цель букчелленджа – поощрение учащихся к чтению литературы; научиться читать книгу и рассказать ее содержание; обогащать творческие способности учащихся, исследовательские способности, словарный запас и развивать их мышление”, – рассказывает с упоением заведующая библиотеки.
Одной из ключевых ролей библиотекаря остается не только выдача книг, но и наставничество. Тлектес Омерзаковна подчеркивает, что никакие технологии не смогут заменить живое человеческое общение и эмоциональную связь между библиотекарем и учеником.
"Когда ребенок приходит в библиотеку, особенно первоклассник, ему нужно помочь с выбором книги. Мы помогаем советом, поддержкой. Библиотекари — это не просто хранители книг, это еще и эмпаты. Мы видим, какое настроение у ребенка, можем понять, какая книга поможет ему. Если не библиотекари, кто будет продвигать чтение? К примеру, у нас, каждый день библиотеку посещают около 40 человек. Я их каждый раз консультирую, они мне рассказывают, что они прочитали. Мы с детьми, бывает, изучаем госсимволы, гимн поем. Иногда проходимся по разным странам, знакомимся с их литературой. А дети – они благодарные, целуют даже. Одна девочка недавно подбежала, обняла и поцеловала, спасибо сказала за сказку. Многие думают, что библиотекари сидят, ничего не делают, просто книжку выдают и все. Это уже давным-давно не так. Сейчас от подачи библиотекаря, его энергии, его работы очень многое зависит. Я такой человек, я не могу на месте сидеть. У меня в день сегодня три мероприятия было. Я все время бегаю. У меня, честно говоря, ноги вечером болят. Для первых-четвертых классов у меня отдельные полки; для пятых – седьмых классов другие книги, для восьмых - отдельные. И даже одиннадцатиклассники приходят когда, советуются, какую литературу прочитать", — поделилась библиотекарь.
И хотя цифровизация проникает в библиотечную сферу, она уверена, что ни один искусственный интеллект не сможет заменить профессионализм библиотекаря.
Проблемы профессииНесмотря на все положительные изменения, профессия библиотекаря сталкивается с рядом проблем, главной из которых является низкий статус и заработная плата. Тлектес Кутубаева считает, что библиотекари должны быть приравнены к педагогам, так как они играют важную роль в образовательном процессе.
"В России у библиотекарей есть статус, и даже в некоторых библиотеках Казахстана, в тех же Назарбаев школах, специалистов называют библиотекарь-педагог. У них достойные зарплаты и есть доплаты. У нас же мы просто школьные библиотекари. А когда речь идет о повышении заработных плат, мы вдруг не относимся ни к министерству культуры, ни к минпросвещения. Молодежь не идет в профессию из-за низких зарплат. Хотя факультеты “Библиотечное дело” открыли во многих педагогических вузах страны. Но работают пока что, те, кто любит профессию и те, кому скоро на пенсию. Для привлечения кадров нужно повысить статус библиотекаря, а также зарплаты", — объяснила она.
Сейчас заработная плата библиотекарей варьируется от 80-200 тысяч тенге, в зависимости от ставки, категории и образования. В селах и вовсе, зарплата ниже прожиточного минимума.
Важной частью работы библиотекаря является постоянное повышение квалификации, однако, по словам Кутубаевой, обучающие семинары и курсы проводятся недостаточно часто.
Будущее библиотек"Хотелось бы, чтобы повышение квалификации проходило чаще, а не раз в год или два. Также было бы полезно организовать поездки за рубеж, чтобы мы могли увидеть, как работают наши коллеги в той же России, Грузии и других странах СНГ. Я, например, хотела бы посмотреть работу библиотекарей Екатеринбурга, Омска. Еще, конечно, хотелось бы увидеть и перенять опыт работы библиотек в Европе и США. Пока нам предлагают поездки за рубеж только за собственный счет. Но, куда, с такими зарплатами?" — недоумевает библиотекарь.
Говоря о будущем, Тлектес Кутубаева надеется, что библиотекари продолжат свою важную роль в обществе. Она видит библиотеку будущего как современное, цифровизированное пространство, но с сохранением важнейшей функции — человеческого общения и наставничества.
"Хочется, чтобы все было по последнему слову техники, но чтобы библиотекари оставались. Мы должны помогать детям не только выбирать книги, но и развивать их любовь к чтению через мероприятия и личное общение. Пусть книги выдаются и собираются через автоматизированные процессы, а мы, как мне кажется, должны выполнять роль консультантов", — поделилась Тлектес Омерзаковна своими мыслями.
Исходя из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что библиотекарь — это не просто профессия, это призвание, основанное на любви к книгам и детям. Несмотря на вызовы, стоящие перед библиотечным делом в эпоху цифровизации, такие специалисты, как Тлектес Кутубаева, продолжают сохранять и развивать культуру чтения среди школьников. А это значит, что библиотеки и дальше будут играть важную роль в образовании и воспитании будущих поколений. Ведь все-таки, читающая нация начинается с библиотеки.