Новости Казахстана Новости мира Интервью Life style Спорт Культура Регионы Amanat
$ 488.11  530.09  5.01

Но я в себя верил...

Но я в себя верил...

«Я был сам себе гончар, сам себе учитель, сам себе физик, сам себе химик. Не самоучка, а самородок». Так о себе необычно рассказывает Кендебай Карабдалов – гончар, художник, музыкант и искусствовед. Полтора десятилетия назад он открыл в Шымкенте единственный в своем роде этнографический музей «Кылует». Здесь же собственноручно им построена подземная мечеть.

Кендебай Карабдалов создал единственную в Казахстане гончарную экспериментальную мастерскую, где собрал богатую коллекцию музыкальных инструментов, сувениров, светильников, сосудов, ставших объектом исследования керамиста.

Учеба на художественно-графическом факультете Шымкентского педагогического института и отделении керамики Московского университета изобразительного искусства сделала его поиски более осмысленными. В итоге экспериментальная археология позволила ремесленнику вернуть то, что, казалось, было безвозвратно утеряно.

От мечты до реализации

Он родился в ауле Кумардан, расположенном в непосредственной близости к древнему городищу Отрар. Уже в детстве каждая находка археологов вызывала у него желание постичь тайну средневековых гончаров, сумевших из глины создать изумительные по крепости и изяществу сосуды.

– В том месте, где я вырос, проводились археологические раскопки, до них было рукой подать. А нам было интересно это все видеть, мы же дети. Когда вырос, захотел сам заняться раскопками и начал изучать очаги. К сожалению, никто меня не поддерживал и не верил, хотя я привлекал своих знакомых. Для них это было бестолковой деятельностью. Мне говорили, мол: «У тебя же есть высшее образование, ты грамотный оратор, с организаторскими способностями, почему бы тебе не стать директором совхоза? Все люди идут в 21 век, а ты стремишься назад в 7-10 века, что ты найдешь там?» – смеялись они. Но я в себя верил.

– Это сейчас мне легко рассказывать, а тогда было сложно, я ведь был один. В существующих мастерских я находил нужные инструменты. В тех местах, где велись раскопки, была найдена полуразрушенная гончарная печь. Я начал самостоятельно изучать и измерять печь, воссоздал ее в чертеже и принялся делать такую же печь в своей мастерской, экспериментировал. На тот момент работал в школе и музее, получал зарплату, а все свободное время посвящал эксперименту, – рассказывает известный гончар Кендебай Карабдалов.

– Я в молодости был строг к себе, не курил, не пил, на вечеринки у меня не было времени. Для меня был важнее мой эксперимент, мне хотелось поскорее возродить печь. Было несколько провальных попыток, так как у меня не было ни напарника, ни учителя рядом.

Мы, конечно, изучали европейскую керамику в вузе, но это все было теоретически, а как это работает на практике, нам не показывали. Например, в Узбекистане и Таджикистане тогда были потомственные гончары, а у нас, к сожалению, не было.

Сначала я увидел сон…

Ученый-этнограф распахивает дверь невысокого куполообразной формы сооружения, снаружи обложенного природным камнем. Узкий проход и глиняные ступеньки, которые круто ведут вниз. Интересна сама мысль, откуда у него зародилась идея создания такого необычного подземного музея.

– Вначале я увидел сон, – говорит Кендебай ага. – Чуть ли не каждую ночь, заснув, видел уникальное подземное сооружение, пока не осознал: какая-то божественная сила таким способом направляет меня создать музей как продолжение философии Ходжи Ахмета Яссауи, пропагандирующей любовь и доброту. Благо напротив моего дома был земельный участок, на котором и начал строить хильвет.

На строительство этого чудо-музея у Кендебая Карабдалова ушло 9 месяцев, чтобы углубиться на 7 метров в толщу глины и проложить под землей 70-метровый тоннель.

Никакую технику он при этом не использовал: саперная лопатка, да ведра для отсыпки вынутого грунта – вот и все. Несмотря на то, что глиняные стены не имеют несущих конструкций, выглядят они очень надежно, передвигаться в подземелье вполне комфортно и дышится легко.

– Моей подземной мечети – уже 14 лет. Внутри температура 15 градусов, если на улице сильная жара, тут, под землей, температура максимум достигает 18 градусов. Экологически чистый воздух. Я ничего не возводил под землей, не менял ее никак, только отшлифовал углы.

У входа – своеобразные полки и несколько керамических ваз с надписями. На одной вазе расписана сура из Корана и надпись «Отырар» на арабском, так как небольшая часть земли была взята именно оттуда. В большой вазе – много монет из разных стран. Это говорит о том, что в Казахстане мирно уживается большое количество наций. Через тысячу лет наши потомки будут благодарны нам за то, что мы оставили такую историю, – говорит этнодизайнер.

Философия мастера

Кендебай Карабдалов – человек-универсал. Он может часами рассказывать не только о гончарном мастерстве и философии, но и прекрасный музыкант. А инструменты он изготавливает также своими волшебными руками. Один из инструментов, выполненных мастером Карабдаловым – окарина, вошел в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

– А это сазсырнай, музыкальный инструмент, который нашли на развалинах Отрара археологи, – тоже из глины. Только послушайте, как звучит, – с любовью взяв руки овальной формы небольшую дудочку.

Зал музея наполняет чудесная восточная мелодия. Казалось бы, маленький музыкальный инструмент можно спрятать в ладони, но звук, который он рождает, сродни фаготу. Отличается он неповторимыми баритональными оттенками, на нем можно исполнять произведения в трех тональностях. Нет ничего удивительного в том, что в свое время руководитель оркестра народных инструментов «Отрар сазы» Нургиса Тлендиев, узнав о гончаре, сразу же заказал для своих музыкантов несколько сазсырнаев.

Возродил Кендебай Карабдалов и другой музыкальный инструмент – отрарский ульдек, или флейту, которую сегодня используют многие музыкальные коллективы. Любит играть на ней в минуты печали и сам гончар, давно уже переросший статус ремесленника. Теперь он – дизайнер, художник, искусствовед, автор семи книг и учебных пособий по гончарному мастерству, член Союза художников и дизайнеров Республики Казахстан, отличник сферы туризма РК.

– Люди не ценят свое время, не ценят жизнь, здоровье. Если будет цель с самого детства, ты будешь двигаться, а ведь многие живут бесцельно, – размышляет он.

– Безответственно относящиеся к своей жизни люди подобны бесполезной моли, потому что духовность отстает. Ее надо поднимать выше головы, надо заниматься самовоспитанием и самосовершенствованием. Да, учителя тебя обучают, но и ты сам не переставай учиться. Многие заблуждаются, когда живут завтрашним днем. Они откладывают все хорошее на завтра и живут в ожидании того, когда это хорошее с ними случится. Либо наоборот, довольствуются тем, что было в прошлом, у наших предков.

От нехватки знаний, некоторые религиозные люди думают, что достаточно совершать пятикратный намаз и при этом ты будешь выше и лучше других. Никто не вправе смотреть с высокомерием, потому что все мы между собой равны. Ислам хромает из-за того, что у некоторых практикующих религию недостаточно знаний в философии, психологии и культуре. Без знаний в области естествознания и философии не обойтись. Даже в самом Коране сказано: «Читай» – значит надо изучать и стремиться.

– Некоторые люди убегают от ответственности за собственные деяния. Они творят небогоугодные дела, при этом совершают пятикратный намаз и говорят: «Всевышний прощающий, он простит», а потом снова и снова возвращаются к дурным поступкам, – так верно и в то же время глубоко доносит свою мысль Кендебай ага.

Кстати, за эти годы у подземного этномузея появились свои поклонники и посетители. Впрочем, недостатка в желающих посмотреть своими глазами чудо объект здесь не было и раньше. Едут сюда ученые, послы иностранных государств, туристы со всего мира, желающие познакомиться с народными ремеслами, узнать, что объединяет людей разных стран, чем отличаются их культуры и менталитет, пообщаться с человеком, постигшим секрет средневековых отрарских гончаров. Пока же двери музея Карабдалова временно закрыты на карантин. До лучших времен, которые уже не за горами.

Новости партнеров
×